Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ABOUT OF THE EFFECTIVENESS OF PERSONNEL AND TECHNICAL POLICIES OS SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE RADIO ELECTRONIC INDUSTRY UNDER CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION

Vaschillo A.A. 1 Vetrova E.N. 2
1 Joint-stock company «Svetlana-semiconductors»
2 St. Petersburg State University of Economics
The relevance of the state policy of import substitution for the Russian industry in the context of the world market tightening is substantially increasing. To a large extent, this applies to the high-tech sector of the industry, where the importance of research and development is high, including a radio-electronic industry, whose products are in demand on the markets of both civil and military products. Over the years of reforms, the resource potential of the industry has suffered significantly. Largely, this applies to staffing, research and development, the technical and technological capabilities of existing large companies. Small and medium-sized industrial enterprises could take on individual tasks in chains of large companies. At the same time, it should be noted that there is no single position of the scientific, educational, political and practical communities on the processes of the import substitution and the problems associated with them. This article attempts to substantiate the potential of small and medium-sized enterprises of the electronic industry in terms of the effectiveness of technical and personnel policy under conditions of the import substitution.
import substitution
electronics industry
small and medium enterprises
the effectiveness of technical and personnel policy
fuzzy sets

В современных условиях в промышленном секторе экономики России возрастает значимость государственной политики импортозамещения, в том числе в радиоэлектронной промышленности (РЭП), продукция которой востребована на рынках как гражданской, так и военной продукции. За годы реформ ресурсный потенциал отрасли значительно пострадал, что особенно касается кадрового и технического обеспечения крупных компаний, состояния научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, состояние технических и технологических возможностей которых неудовлетворительное. Малые и средние промышленные предприятия (МСП) могли взять на себя решение отдельных задач в цепочках крупных компаний. Цель исследования: обосновать потенциал малых и средних предприятий радиоэлектронной промышленности с точки зрения эффективности технической и кадровой политики в условиях импортозамещения. В качестве методов исследования использованы методы системного анализа, метод нечетких множеств.

Материалы и методы исследования

Под импортозамещением будем понимать экономический процесс, обеспечивающий выпуск продукции, востребованной внутренним платежеспособным потребителем, не уступающей по своим параметрам импортируемой продукции, силами внутренних производителей. Импортозамещение может носить как преактивный характер – препятствие проникновению на рынок импортной продукции, так и реактивный характер – замещение существующей импортной продукции. При этом предпосылками запуска процессов импортозамещения по любому из вариантов могут служить как обычные рыночные механизмы, так и административные, направленные в основном на повышение безопасности функционирования различных отраслей экономики (в том числе и прямым запретом ведения деятельности в отношениях с зарубежными компаниями).

Далее представлены результаты исследований особенностей и проблем процессов импортозамещения на предприятиях РЭП. Современная РЭП является одной из новейших отраслей экономики, в рамках которой осуществляется проектирование, разработка и производство электро-радиокомпонентов, электронных приборов и систем военного и гражданского назначения. Это наукоемкая отрасль, предприятия которой расположены в больших промышленных центрах, обеспечены высококвалифицированными кадрами и образовательными центрами. Основными особенностями современной РЭП являются:

– существенное техническое и технологическое отставание продукции и предприятий отрасли от передовых иностранных компаний;

– проблемы с кадровым обеспечением предприятий РЭП;

– разрывы в цепочках полного производственного цикла, в большей степени это касается положения с исследованиями и разработками;

– высокий уровень значимости фундаментальной и прикладной отраслевой науки;

– существенное влияние продукции отрасли и состояния промышленности на качество жизни населения в целом;

– политизированность отрасли в силу ее высокой военной значимости;

– высокая степень влияния продукции отрасли на уровень развития современных средств вооружения, военной и специальной техники, обеспечивающих национальную безопасность.

Основная проблема импортозамещения в РЭП заключается в том, что за первую половину 1990-х гг. отрасль отстала от лидеров мирового рынка на несколько поколений, что привело к масштабному внедрению зарубежной электронной компонентной базы (ЭКБ) во все отрасли (в гражданской и военной продукции). С изделиями микроэлектроники для ВВСТ ситуация складывается еще более серьезная – доля ввозимых из-за рубежа микросхем и другие узлов и деталей приближается к 90 %. Элементная база национального производства устарела морально и физически. По нашему мнению, причина доминирования импортной ЭКБ заключается в повсеместном использовании зарубежных систем проектирования. Предлагая разработчику создание унифицированных комплексных моделей различных процессов, протекающих в радиоэлектронных системах (РЭС), зарубежные программные продукты строятся на единых постоянно актуализирующихся базах ЭКБ, основных и вспомогательных материалах и т.д. зарубежного производства. Эти базы не попадают в отечественную номенклатуру перечня Минпромторга [1].

Решение проблемы импортозамещения в РЭП невозможно рассматривать отдельно от программы создания отечественной САПР радиоэлектронных устройств. Только в том случае, когда проектировщик и/или разработчик приборов и систем будет закладывать российскую ЭКБ, пойдет реальный процесс импортозамещения. Это вопросы технической политики. В свою очередь, без специалистов, способных работать с такой САПР, процесс импортозамещения также невозможен, и, наконец, импортозамещение не произойдет, если российские промышленные предприятия не будут укомплектованы производственными мощностями, способными удовлетворять современные потребности разработчиков. Это вопросы кадровой политики.

Следует отметить, что в рамках государственного регулирования предпринимаются отдельные шаги по решению перечисленных проблем с реализацией политики импортозамещения в РЭП. Так принят основополагающий документ «Развитие электронной и радиопромышленности на 2013–2025 годы» [2], признавший отставание в отрасли и определяющий основные тенденции пути исправления ситуации и дальнейшего развития отрасли. В рамках исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» [3] предпринимаются попытки создания вертикально интегрированной системы автоматизированного проектирования (ВИСАП) радиоэлектронных средств (РЭС). Принято Постановление № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [4], которое, безусловно, будет способствовать увеличению доли закупок различной радиоэлектронной продукции у российских производителей. Кроме того крупнейшие производственные концерны («Алмаз-Антей», «Ростехнологии», «КРЭТ» и др.), а также министерство промышленности и торговли создали свои собственные координационные советы и рабочие группы, которые на регулярной основе (и достаточно успешно) занимаются вопросами импортозамещения.

Однако предпринятых шагов явно недостаточно без объединения потенциалов фундаментальной и поисковой науки РАН, профильных НИИ и вузов, крупных производственных предприятий, малых и средних предприятий, занятых научно-технологическим и внедренческим бизнесом. Именно последняя группа имеет значительный потенциал в преодолении существующих проблем в отрасли при условии активного взаимодействия с другими участниками рынка. Для предприятий РЭП вопросы эффективной технической и кадровой политики являются приоритетными, поскольку именно в их рамках происходит развитие. И часть описанных проблем предприятий отрасли может быть решена посредством повышения их эффективности [5]. Поэтому далее более детально рассмотрим роль МСП в решении проблем импортозамещения в отрасли в ракурсе технической и кадровой политики.

Техническая и кадровая политика тесно связаны между собой, поскольку являются основой реализации стратегии предприятия. В современных условиях приоритет следует отдать кадровой политике, обеспечивающей реализацию технической.

Техническая политика решает три основные задачи: адаптацию производства к постоянно меняющимся условиям конкретных рынков; внесение коррективов в текущие и среднесрочные планы; корректировка ресурсов в связи с изменением планов [6]. Эта политика разрабатывается по трем важнейшим направлениям: ориентация производства на выпуск новых товаров; ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции и ориентация производства на выпуск традиционных товаров, пользующихся спросом на отдельных рынках.

Кадровая политика предприятия – совокупность целей и принципов, которые определяют направление и содержание работы с персоналом и служат основой реализации задач технической политики.

РЭП, являясь наукоемкой отраслью, тяготеет к размещению в крупных производственных, научных и образовательных центрах, где формируется образовательное пространство и рынок труда. В современных условиях существенно растет спрос на выпускников технических вузов, но на рынке труда таких недостаточно, поскольку нет четкой взаимосвязи между промышленным бизнесом, наукой и образованием. Кроме того, выпускники технических вузов зачастую имеют значительные академические знания, в то время как предприятиям необходимы специалисты с конкретными компетенциями, умениями и навыками, со знанием прикладных программ, инженеры-исследователи, проектировщики и разработчики, конструкторы и технологи. Чрезвычайно важны специалисты смежных профессий, занятых обслуживанием основных процессов, вспомогательных, обеспечивающих и процессов управления (экспертов СМК, специалистов МТС, инженеров-метрологов и т.д.). Кроме того, существует проблема и с повышением квалификации. В условиях инновационного развития, как неотъемлемой части процессов импортозамещения, необходимы специалисты широкого профиля, способные выполнять функции конструктора, технолога, организатора производства, экономиста, руководителя с обязательным знанием иностранного языка. К сожалению, современные образовательные программы вузов не всегда отвечают требованиям профессиональных стандартов и рынков.

Деловое и образовательное сообщество предпринимает конкретные практические шаги в решении этой проблемы. Так, существует концепция STEM-образования, направленная на развитие новых технологий, инновационное мышление, обеспечение потребности в хорошо подготовленных инженерных кадрах (STEM – Science, technology, engineering, mathematics) [7]. Часть предложенных принципов STEM подготовки, а именно адаптация академических концепций к реальным проблемам производства, гендерный подход, повышение значимости и репутации исследователей, инженеров-технологов и ряд других, были использованы при формировании как набора критериев, так и соответствующих значений в предложенной нами методике оценки эффективности технической и кадровой политики.

Для оценки эффективности кадровой и технической политики различных предприятий применительно к задачам импортозамещения в радиоэлектронной промышленности авторы использовали методику, построенную на теории нечетких множеств [8, 9]. Для этого была разработана трехмерная матрица размером 12х4х5, по оси X которой размещены критерии оценки, по оси Y виды предприятий, а по оси Z – схемы организации (модели предпринимательская, технологическая, стратегическая, институциональная, кластерная). Тремя группами экспертов (по 7 экспертов в каждой), представляющих различные отрасли народного хозяйства (руководители промышленных предприятий, кадровых агентств, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, представители консалтинговых компаний и т.д.), было предложено указать значимость критериев применительно к разным конфигурациям предприятий и моделей, заполнив таблицу по определенной форме. Количество критериев оценки составило 12 показателей (x1… xi… x12). Оценка альтернативности по критерию xi является многозначной и характеризуется функцией принадлежности Х, принимающей значения на множестве (0 – 1) т.е. факт принадлежности элемента нечеткому множеству утверждается лишь с некоей степенью уверенности, измеряемой числом от 0 (наверняка не принадлежит) до 1 (наверняка принадлежит). Количество видов предприятий Y, предложенных экспертам к оценке составили 4, а количество моделей организации процессов Z – 5.

Рассуждая о типе предприятий, способных наиболее рационально принять на себя бремя импортозамещения, из всего многообразия классификаторов авторами использована классификация по размерам: индивидуальное, малое, среднее и крупное.

Далее, мы рассмотрели 5 моделей организации процессов: предпринимательская – для обоснования роста инновационной активности; технологическая – для выбора направлений инновационного развития; стратегическая – для выбора стратегии инновационного развития; кластерная модель – для определения механизмов построения бизнес-процессов между участниками; институциональная – для выбора институтов для реализации стратегии развития, в частности государственно-частное партнёрство (ГЧП).

В качестве критериев оценки рациональности кадровой и технической политики были приняты следующие:

1) кадровая политика: физический (энергетические ресурсы, физические способности и возможности); культурно-моральный (мировоззрение и мироощущение); квалификационный (образование, опыт, квалификация); интеллектуальный (способность анализировать и принимать решения); инновационный (способность обучаться, креативность); социально-психологический (ценности и потребности) потенциал и направления его развития;

2) техническая политика: уровень соответствия технологии планируемому типу производства; степень использования существующих технологий и оборудования; настоящий и будущий баланс производственных мощностей; логистика уникальных материалов и комплектующих изделий; доступность всех видов обеспечивающих ресурсов; гибкость производства (способность к освоению новой продукции).

Результаты обработки полученных результатов оценки методом нечетких множеств представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Оценка кадровой и технической политики по типам предприятий

Вид предприятия/критерий

Обобщенный критерий кадровой политики

Обобщенный критерий технической политики

Малые и средние (МСП)

0,8

0,6

Крупные предприятия

0,5

0,7

Примечание. Под обобщенным критерием понимается свертка последовательностей численных значений критериев. Мелкотоварное производство выпало из рассмотрения, поскольку эксперты поставили крайне низкие значения критериев оценки. МСП объединены в один вид в соответствии с принятой терминологией. Институциональная модель рассматривалась только в разрезе ГЧП.

Таблица 2

Оценка модели бизнеса по типам предприятий

Модель организации процесса/вид предприятия

МСП

КП

Предпринимательская

0,7

0,5

Технологическая

0,6

0,7

Стратегическая

0,5

0,7

Кластерная

0,7

0,8

Институциональная

0,8

0,7

 

Результаты исследования и их обсуждение

После обработки результатов методами теории нечетких множеств видно, что МСП имеют лучший показатель по эффективности кадровой и технической политики в сравнении с крупными предприятиями. С другой стороны, крупные предприятия видят выход по решению проблемы в первую очередь через кластерную модель, с построением бизнес-процессов между всеми участниками того или иного кластера.

МСП при достаточно высокой оценке эффективности взаимодействия (и/или развития) через предпринимательскую и кластерную модели, отдают предпочтение партнерству с государством, рационально полагая, что административные предпосылки к импортозамещению будут превалировать над рыночными. В силу этих причин мы полагаем, что именно инновационные МСП станут точками прорывного роста в процессах импортозамещения в РЭП. При этом ГЧП МСП в рамках импортозамещения подразумевает целенаправленное финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований, поддержку проектов инновационного бизнеса, имеющего хороший кадровый и технический потенциал, в основе которых лежит эффективная кадровая и техническая политика при устойчивых взаимовыгодных связях с прикладной наукой и учебными заведениями.

Выводы

Инновационные МСП могут стать драйверами процессов импортозамещения в РЭП. При этом мы полагаем, что ГЧП МСП в предметной области исследования должно осуществляться в виде целевого финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований, поддержку проектов инновационного бизнеса, имеющего эффективную кадровую и техническую политику при устойчивых взаимовыгодных связях с прикладной наукой и образовательными центрами.