Включение России в мировые тенденции становления инновационной экономики и объективная необходимость ускорения технологического развития страны определили переход к новым экономическим моделям с задействованием новых факторов инновационного развития страны. Возникает необходимость территориальной дифференциации и идентификации территорий, которые могут стать ключевыми территориями, обладающими наивысшим потенциалом развития, кумулятивной результативностью территориального взаимодействия, стимулирующими региональное развитие и снижающими уровень экономически диспропорций. По поручению Президента РФ в конце 2013 года инициировано создание территорий опережающего развития. В числе законодательных новаций конца 2014 года, принципиально важных для социально-экономического развития страны, ряда российских федеральных округов следует назвать Федеральный закон № 473 от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – ТОР) [6]. Закон предполагает формирование особых территорий, так называемых экономических «локомотивов». Территориальное развитие страны как многоаспектное понятие, включающие и геополитическую трансформацию и географическое, экономическое, административное деление и развитие, должно включать определенный набор системных действий, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического и природно-ресурсного воспроизводства. Реализация данных системных действий должна осуществляться во взаимосвязи локального (муниципального), регионального и федерального уровня системы государственного управления и развития.
Неравномерность социально-экономического развития регионов, отдельных территорий, наличие диспропорций регионального развития, являясь закономерной тенденцией в условиях разности естественного природно-климатического потенциала, географической удаленности ряда субъектов РФ, их территорий от федеральных и региональных центров, от ближайших автомагистралей и автомобильных дорог, железнодорожных станций, аэропортов; проблемы дефицита кадровых ресурсов и ряда других факторов, в свою очередь, требует новых инфраструктурных и институциональных элементов региональных систем. Данные элементы должны оказывать стимулирующее воздействие на экономическое развитие региона и его территорий, с другой стороны, способствовать снижению дифференциации и диспропорций, но более в социальных параметрах, показателях качества жизни. Усложняют сложившуюся ситуацию кризисные условия в экономике, сложные геополитические факторы, ресурсная нехватка в отношении реализации региональных инициатив. Данные условия определяют объективную необходимость изменения подходов, локализацию в политике поддержки и финансирования региональных политик, определение территорий – точек приложения федеральных инструментов поддержки, экономического роста и развития, оказывающих синергетический эффект на весь регион и межрегиональное взаимодействие. Определение приоритетов бюджетной политики, отраслевых и технологических направлений развития региона позволяет реализовать новые законодательные инициативы уровня регионального развития. В частности, закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» (ТОР). Территории опережающего развития определяют наилучшие условия инновационного развития региона, с другой стороны – территориям с наивысшим потенциалом нужны элементы инновационных преимуществ региона (далее – ИПР) с целью их функционирования и достижения необходимого уровня результативности.
На основе анализа теоретических подходов к инновационному развитию региона, исследования лучшего опыта инновационного развития субъектов РФ, занимающих лидирующие позиции по результатам наиболее признанных рейтингов инновационного развития регионов, установлена роль инфраструктурных факторов и организационных условий инновационного развития региона. Инновационные преимущества региона (ИПР) – это превосходство региональных экономических систем в организационном и институциональном обеспечении их непрерывного инновационного развития. Инновационные преимущества определяют превосходство региона по организационным условиям и механизмам инициации и получения результата, изменения в технологической направленности, соответствующей инновационной политики региона как основы роста [5].
ИПР представляют собой целенаправленно формируемую систему, включающую организационные условия и управленческие механизмы. В широкий круг факторов формирования ИПР входят организационные условия инновационной деятельности региона с задействованием участников инновационной деятельности и объектов инновационной инфраструктуры. ТОР позволяют задействовать необходимые компоненты институциональной поддержки. Фундаментальные исследования, проведенные международными организациями, обосновывают и подтверждают множественные взаимосвязи между экономическим ростом и изменением качества и структуры факторов экономического развития. Исследование эндогенных и экзогенных концепций НТП и подходов к определению новой роли инноваций как реализованных и сформированных в виде продукта знаний подтверждают роль новых технологических решений, интеллектуального потенциала и компетенций в достижении целей регионального развития.
Возникает необходимость разделения двух взаимосодействующих процессов и факторов, определяющих условия инновационного развития и формирования ИПР. Инновации являются факторами интенсивного экономического роста, обеспечения нового качества и уровня развития региональной социально-экономической системы, фактором конкурентных преимуществ. Следует разделить инновации – фактор, условия и инновации – результат. Факторы инновационного развития региона включают инфраструктурную, институциональную, организационную составляющую, так и интеллектуальный, научно-исследовательский потенциал развития данного субъекта РФ, внешние и внутренние мезо- и макрофакторы инновационного развития региона.
Определение необходимых организационных условий формирования ИПР начинается с определения целевых показателей инновационного развития региона. В качестве целей инновационного развития с позиции новой парадигмы инновационного развития региона можно рассматривать формирование системных «способностей» и успешных практик реализации, согласования инновационных процессов на уровне бизнес-единицы и органов исполнительной власти как важнейшего компонента ИПР. Формализация данных целей возможна в траекторном (формирование необходимых инновационных компетенций, достижение соответствующего уровня организационной среды, развития инфраструктуры, предпринимательской культуры, уровня технологического состояния отраслей и другие цели ) и точечном варианте (реализация определенного количества инновационных проектов и программ, открытия малых инновационных предприятий, увеличение финансирования НИОКР за счет средств предпринимательского сектора экономики, увеличение объемов реализации и потребления инновационной продукции и другие цели). Цели формирования ИПР – это стратегическая модель воспроизводства инновационного потенциала за счет постановки и формализации результирующих и обеспечивающих инновационное развитие региона процессов, что, в свою очередь, определяет новый уровень воспроизводства региональных знаний.
Главная цель и показатель инновационного развития региона на основе ИПР – это не технологическое превосходство и обладание исключительными технологическими решениями, а способность региональной системы воспроизводить данные технологические решения и обеспечивать их реализацию, что раскрывает организационные условия формирования ИПР [5].
В процессе проведения данного исследования были выявлены следующие компоненты организационных условий формирования ИПР: инструменты инновационной политики, инновационная культура и инновационные компетенции, позволяющие реализовать необходимые управленческие механизмы и функции на каждом этапе реализации инновационного процесса. Данные условия на мезоуровне реализации инновационного процесса, с нашей точки зрения, следует считать «внутренними» факторами развития ИПР. «Внешними» факторами, влияющими на процесс формирования ИПР является уровень спроса на инновационную продукцию, что на современном этапе развития российской экономики сопряжено с проблемной ситуацией инновационной невосприимчивости экономики. Проблема инновационной невосприимчивости экономики в этой связи определяется не только качеством внешней среды, но и внутренними региональными факторами – уровнем развития инфраструктуры поддержки предпринимательского сектора экономики, возможностями финансирования НИОКР, «инициативностью» органов исполнительной власти в реализации региональных инновационных проектов и программ, наиболее отвечающих региональной проблематике. НТП является внешним, воздействующим фактором, межрегиональные связи и уровень децентрализации власти с федеральным центром, муниципальными образованиями, активность муниципальных образований в подготовке и реализации проектов и программ с учетом целевых индикаторов, отвечающих уровню формирования ИПР. Инновации, являясь и фактором, и результатом наиболее благоприятного сценария экономического развития региона, отражают возможности и потребности предпринимательского сектора, спроса на инновационную продукцию. В ежегодных докладах ВЭФ (World Economic Forum) индекс глобальной конкурентоспособностии (Global Competitiveness Index, GCI (GCI)) для Российской Федерации поднялся в рейтинге с 64 (2013–2014 г.) до 45 места (2015–2016 г.) [7]. Необходимо отметить, что позиция России улучшилась во многом за счет макроэкономических внешних факторов, остается нереализованным инновационный потенциал экономики страны. Имея высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка и другие сильные стороны, российская экономика обладает «инновационной невосприимчивостью», то есть наличием факторов, препятствующих практической реализации, коммерциализации новшеств. По результатам исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в большинстве случаев относительно благоприятные социально-экономические условия и научно-технический потенциал сами по себе не гарантируют высокого совокупного уровня инновационного развития региона. Его достижение, за некоторыми исключениями, в значительной мере зависит от качества инновационной политики [1]. Под региональной инновационной политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления [3].
Рассмотрим результаты исследований ассоциации инновационных регионов России (АИРР). По данным «Рейтинга инновационных регионов России для целей мониторинга и управления» за 2013, 2014 и 2015 год – лидируют регионы, особенностью которых является инициативность организаций в самостоятельной разработке нововведений.
Это подтверждается высокой долей предприятий, разрабатывающих технологические инновации собственными силами, – в полтора раза выше среднероссийской величины. В 2015 году пять регионов АИРР относятся к группе «сильных инноваторов» – Республика Татарстан, Калужская область, Томская область, Новосибирская область и Пермский край [4]. На рисунке представлена система факторов формирования ИПР.
Формирование ИПР требует соответствующего кадрового обеспечения инновационной деятельности на различных уровнях и этапах реализации инновационного процесса, включая специальную подготовку управленческих кадров, чиновников, потенциальных инновационных предпринимателей. Организационное обеспечение в виде обучающих программ, направленных на повышение уровня инновационной компетентности и инициативности управленческих кадров. На микроуровне – формирование ИПР сопряжено с обеспечением организационной гибкости, эффективности реализации организационных изменений. Организационное обеспечение включает необходимые изменения форм организации труда, методологической основы управления (развитие командной формы организации труда, проектного подхода в управлении, внедрение принципа партисипативности в процесс принятия управленческих решений, повышение гибкости организационных структур на всех уровнях управления региональных социально-экономических систем), совершенствование коммуникационного взаимодействия, организационной структуры, системы мотивации персонала. Важнейшим элементом организационных условий формирования ИПР являются новые культурные ценности, отражаемые как в организационной культуре, так и в моделях поведения в обществе, формирование предпринимательской культуры. Компетенции чиновника приобретают новое значение. В целях формирования ИПР необходима компетентностная модель чиновника – инновационного менеджера, внедрение современных управленческих технологий в органы исполнительной власти.
Факторы, влияющие на процесс формирования инновационных преимуществ региона (территорий опережающего развития)
Организационные условия деятельности в социально-экономических системах с позиции управления человеческими ресурсами рассматриваются как система норм и правил, в том числе общих (юридических, этических) и специальных (должностные инструкции, методики, стандарты); квалификация, деловые качества персонала, который действует, руководствуясь рамками нормативных предписаний. Согласно философскому словарю, под условиями понимают то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества. Под организационными условиями будем понимать существенный компонент системы управления, от которых зависит возможность достижения организационных целей. Это то, что обуславливает процессы и явления, включая факторы внешней среды, их затрагивающие. С позиции системного подхода организационные условия направленны на обеспечение упорядоченности, согласованности функционирования взаимосвязанных частей, а в системе регионального управления – органов исполнительной власти, объектов инфраструктуры, участников инновационной деятельности. Различают два аспекта организации: упорядоченность и направленность. Сущность ИПР как нового явления в системе регионального управления позволяет говорить об организационных условиях, обеспечивающих лидирующие позиции региона по показателям инновационной деятельности, а значит – включить элементы инновационной среды. М. Кастельс, изучавший эмпирические материалы, касающиеся возникновения и поддержания инновационных сред в США, инновационную среду понимает как «специфическую совокупность отношений производства и менеджмента, основанную на социальной организации, которая в целом разделяет культуру труда и инструментальные цели, направленные на генерирование нового знания, новых процессов и новых продуктов» [2]. Можно сделать вывод о том, что организационные условия формирования ИПР, включающие элементы инновационной среды состоят из двух подсистем: инновационной инфраструктуры и субъектов инновационных отношений Упорядоченность определяется количественно как величина, обратная энтропии системы. Направленность организации характеризует соответствие (или несоответствие) системы условиям окружающей среды, целесообразность данного типа организации с целью поддержания нормального функционирования системы и т.п. Формирование ИПР возможно в следующих организационных условиях исходя из выявленных факторов и компонентов ИПР.
Организационные условия формирования инновационных преимуществ ТОР – это система ресурсного, кадрового, инфраструктурного обеспечения взаимодействующих участников инновационной деятельности в процессе реализации управленческого механизма достижения целевых показателей опережающего инновационного развития региона.
Организационные условия включают объекты инновационной инфраструктуры, функционирующие достаточно и эффективно только в условиях формирования инновационных компетенций органов исполнительной власти.
Организационные условия возможно декомпозировать, с авторской точки зрения, по управленческим функциям, реализуемым в региональных органах власти, на микроуровне и фазам реализации инновационного процесса. С конца XX века становится все более актуальной регионализация и построение региональных инновационных систем (РИС), поиск наиболее эффективных моделей и инструментов инновационной политики региона, являющихся элементом организационных условий ИПР.
Таким образом, организационные условия формирования инновационных преимуществ ТОР представляют собой систему ресурсного, кадрового, инфраструктурного обеспечения взаимодействующих участников инновационной деятельности в процессе реализации управленческого механизма достижения целевых показателей опережающего инновационного развития региона. Включают объекты инновационной инфраструктуры, функционирующие достаточно и эффективно при условии формирования компетенций управления инновационной деятельностью (представленные в работе компетенции формирования ИПР) в органах исполнительной власти. Организационные условия формирования ИПР возможно декомпозировать, с авторской точки зрения, по управленческим функциям, реализуемым в региональных органах власти, на микроуровне и фазам реализации инновационного процесса на следующие составляющие: инфраструктура инновационного развития региона; региональные инструменты управления инновационной деятельностью; административные механизмы, позволяющие достичь показателей опережающего социально-экономического развития и инновационной результативности региональной экономики.