Количественное и качественное наращивание организационных структур в розничной торговле – торговых сетей, способствовало структурной перестройке сферы обращения, одним из проявлений которого стало усиление монопольного положения торговых сетей. Доминирующее воздействие сетевой торговли в сфере производства и обращения способствует углублению деформации отраслевых и межотраслевых пропорций, что приводит к существенным изменениям в системе товародвижения.
Концентрация капитала, организационных структур, операций в розничной торговле проявляется в преобладании ресурсов, инвестиционных и маркетинговых возможностей торговых сетей не только по сравнению с малыми, средними несетевыми торговыми предприятиями, но и с производственными предприятиями. В сфере обращения наблюдается доминирование и усиление контроля сетевой торговли над участниками товаропроводящей сети, стоящими выше, чем сетевые торговые структуры. Давление сетевой торговли заставляет товаропроизводителей интегрироваться в логистическую цепь торговой сети на ее условиях, отдавая функции по выстраиванию товаропроводящей системы частично или полностью сетевой торговле.
Видоизменение отношений между производителями и сетевыми торговыми структурами способствует формированию «обратной» логистики или «переходу от цепей поставок, регулируемых производителями, к построению цепей поставок, регулируемых покупателями» [5]. Сетевые торговые структуры выступают в качестве «фокусной компании, формирующей свои – де- факто подконтрольные им цепи поставок» [2], что позволяет им определять конфигурацию цепи и воздействовать на структуру цепи, заставляя предприятия, входящие в цепи поставки, считаться со сложившимся распределением финансовых ресурсов. Изменение структуры цепи поставок часто проявляется в форме сокращения звенности, а именно происходит вытеснение оптовиков и дистрибьюторов из логистической цепи.
Таким образом, формирование сетевыми торговыми структурами цепей поставок, основанных на выстраивании прямых договорных отношений, способствует сокращению звенности современной системы товародвижения и ускорению дистрибуции в товаропроводящей сети, что свидетельствует о снижении роли оптовой торговли в цепи поставок и возрастании роли логистической инфраструктуры, принадлежащей сетевому ритейлеру.
В рамках современной трактовки концепции управления цепями поставок наиболее эффективным подходом к управлению структурными элементами является процессная декомпозиция, что предполагает проектирование цепи поставок в виде последовательности потоков и процессов. Разноуровневое развитие отдельных элементов логистической цепи влияет на формат и конфигурацию цепи поставки. Это находит прямое отражение на декомпозиции цепи поставок, делегируя те или иные логистические операции между элементами логистической цепи в зависимости от имеющихся возможностей их качественно выполнить. Таким образом, речь идет о перераспределении логистических процессов в силу обновления процессов специализации, обособления определенных групп операций в системе рыночного обмена.
Все вышесказанное позволяет согласиться с мнением, что в современных условиях наблюдается переход от традиционной ценовой модели конкуренции к конкуренции цепи поставок. Таким образом, конкурентное преимущество будут иметь торговые сети, которые наиболее эффективно выстраивают цепи поставок, что способствует формированию оптимально минимальных логистических затрат.
Доминирующая позиция в цепи поставки позволяет фокусной компании определять порядок и правила игры, а также менять своими действиями отношения, задавая определенные логистические критерии и систему действующих ограничений. В научных исследованиях А.У. Альбекова, В.Б. Украинцева, О.А. Маркитантова, С.М. Кудусова, А.И. Чайки прослеживается мысль, что доминантное положение сетевого ритейла является объективной данностью рынка, с которой вынуждены считаться как поставщики, так и торговые предприятия.
Согласно теории ресурсной зависимости, основные положения которой разработаны Джеральдом Саланчиком, Джеффри Пфеффером и Говардом Олдричем, «власть фирмы определяется тем, насколько другие фирмы нуждаются в располагаемых ею ресурсах и в какой степени ей удаётся концентрировать контроль над этими ресурсами» [5], при этом подчеркивается роль адаптации организаций и подразделений к внешним условиям. Исходя из этого, производственные предприятия в условиях ограниченных ресурсов или в целях снижения неопределенности сознательно адаптируются к условиям сотрудничества с сетевыми предпринимательскими структурами.
Встраивая товаропроизводителей в свои логистические цепи, сетевая торговля дает определенные преимущества товаропроизводителю, величина которых будет зависеть от статуса сетевого ритейла на рынке (федеральный или региональный), который и определяет его возможности на соответствующем рынке. Формирование прямых логистических каналов способствует конкурентному росту товаропроизводителей на рынке и минимизации маркетинговых затрат на продвижение, обеспечивает доступ на другие региональные рынки, что выражается в гарантированном объеме производства продукции и возможностях его наращивания. В этих условиях сетевая торговля в процессе воспроизводства выполняет функции оптовой торговли, осуществляя связующую роль между сферами производства и потребления. Данный факт позволяет утверждать, что «на потребительских рынках формируется новая «особая» декомпозиция цепей поставок, характеризующаяся асимметричным распределением рыночной власти между ее участниками» [3].
Негативным проявлением давления сетевой торговли на товарный сектор экономики является асимметричное перераспределение добавленной стоимости между торговыми сетями и производством, что в конечном итоге отражается на перемещении центра накопления стоимости в сферу реализации продукции.
На региональном рынке проявлением развития сетевой торговли является повышение роли и значимости сетевых предпринимательских структур в развитии экономики отдельно взятого региона. Приход сетевых структур на региональные рынки и их функционирование меняет устоявшиеся принципы и методы управления предприятиями, усиливает влияние на организацию и институционализацию производства потребительских товаров, что приводит к формированию качественно новых отношений между элементами в рамках региональной товаропроводящей сети.
Для многих регионов сетевая торговля является основой развития для отдельных отраслей и региональной экономики в целом, в силу обладания такой финансовой силы, которая способна влиять на решение экономических проблем. Проблема взаимодействия торговых сетей и товаропроизводителей на региональном уровне приобретает особую актуальность, что проявляется через дискриминацию местных товаропроизводителей со стороны федеральных торговых сетей и приводит к созданию неравных условий для состязательности между производителями разного уровня. Одним из проявлений этого является нежелание крупных сетевых ритейлеров включать в «пул поставщиков» производителей с высокими затратами производства.
С точки зрения ученого А.Х. Дзреяна, «невысокий уровень институциональной поддержки местных товаропроизводителей на региональном уровне, затянувшийся переход от отраслевой промышленной политики к политике стимулирования конкурентоспособности промышленности снижает потенциал формирования новых точек экономического роста в регионах, формируя предпосылки к углублению деформации межотраслевых пропорций в экономических сферах воспроизводства и обращения» [4].
Сетевые предпринимательские структуры, «принимая участие в процессе производства, распределения, обмена и потребления, поддерживают естественный ход регионального воспроизводственного процесса, заключительным звеном которого является потребительский рынок» [6], тем самым оказывают непосредственное влияние на развитие и поддержание процесса регионального воспроизводства. Реализация воспроизводственной функции требует глубокого исследования и оценки экономической и социальной эффективности регионального воспроизводственного процесса в условиях сетевой экономики.
Эффективность регионального воспроизводственного процесса во многом будет зависеть от конкурентных позиций отдельных звеньев и возможности нивелирования разрыва, в том числе и за счет повышения уровня конкурентоспособности самого производства.
В рамках институционального подхода «регион рассматривается как институт, который должен не только подчиняться правилам игры, но и сам их формировать в части формальных правил» [7], поэтому «региональная экономическая система как институт должна выполнять функции выработки механизмов регионального регулирования, форм координации интересов бизнеса и региона» [1].
Реализация воспроизводственной функции сетевой торговлей должна происходить посредством формирования действенного гибкого механизма управления взаимоотношениями с товаропроизводителями, влияя на которые можно добиться повышения воспроизводственной эффективности и выравнивания макроэкономических пропорций регионального развития, инновационной и инвестиционной активности в регионе.
Управление взаимоотношениями должно осуществляться через государственные и региональные органы управления путем регламентирования правил обмена, учитывающих интересы всех элементов, и создания условий для саморегулирования отношений между хозяйственными субъектами.
Таким образом, в современных условиях сетевая торговля выступает как детерминант выстраивания взаимоотношений между участниками товаропроводящей сети и служит индикатором регионального воспроизводства. Поэтому важной является научная оценка институциональной структуры цепей поставок в сфере обращения с точки зрения ее соответствия качественным и количественным критериям экономической оптимизации на макроэкономическом уровне.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ № 14-12-22015 «Маркетинг территорий как фактор стратегического развития региона».