Особенностью Тюменской области является её полиэтничность. Наиболее многочисленными этносами являются русские, татары, украинцы. Специфика межнациональных отношений в Тюменской области в значительной степени определяется мультиэтническим составом населения, в регионе проживают представители более 143 национальностей и этнических групп. Ученые Тюменского государственного нефтегазового университета с 2013 г. проводят социологический мониторинг межэтнической ситуации в Тюменской области. Это предполагает опрос 1200 респондентов, проживающих в городах и населенных пунктах юга Тюменской области [3].
Индикатором, характеризующим межэтнические отношения, являются ответы респондентов на вопрос, какие чувства вызывает у них принадлежность к своей национальности. Чуть более половины опрошенных (59,6 %) ответили, что принадлежность к их национальности вызывает чувство гордости; треть опрошенных (33,9 %) призналась, что не испытывают особых чувств по этому поводу; 2,8 % респондентов заявили, что стараются скрыть либо не говорить о своей национальности. Эти показатели практически не изменились в течение последних двух лет.
Кроме того, участники опроса оценивали ситуацию в сфере межнациональных отношений в России в целом и в Тюменской области. По сравнению с 2013 г. на 13,5 % снизилась доля респондентов, оценивавших ситуацию в сфере межнациональных отношений в настоящее время в России в целом как спокойную, вернувшись к уровню 2011–2012 гг.
При этом ситуация в Тюменской области в целом как спокойная оценена 85,8 % респондентов, этот показатель выше аналогичного российского показателя, чем два года назад, на 1,7 %. По всей видимости, обеспокоенность значительной части респондентов ситуацией в сфере межнациональных отношений в Тюменской области обусловлена прежде всего нарастанием миграционных потоков.
По официальным данным, за первые 6 месяцев 2012 года через пункты пропуска Тюменской области проследовало 104 800 иностранных граждан и лиц без гражданства. Это на 52 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда госграницу в Тюменской области пересекли 68 965 человек. Из 104 800 человек, 61 421 (на 51,4 % больше, чем в прошлом году) – въехали на территорию Тюменской области, 43 379 (на 52,8 %) – выехали. Таким образом, количество въехавших в Тюменскую область иностранных граждан на 18 042 человек превысило количество выехавших [3].
Несмотря на некоторые изменения в соотношении позитивных и негативных установок участников анкетного опроса в оценке межнациональных отношений, в Тюменской области по-прежнему наблюдается устойчивое преобладание позитивных оценок, высказанных населением Тюменской области этим отношениям в регионе [2, 4, 5].
Чем старше респонденты, тем чаще они называют ситуацию спокойной. Если среди респондентов возрастной категории от 18 до 29 лет более половины участников опроса (59,7 %) назвали ситуацию в сфере межнациональных отношений спокойной, то в возрастной группе 50–59 таких три четверти (79,6 %). Негативную оценку, как мы отмечали ранее, высказывают молодые люди в возрасте 18–29 лет (18,1 %). Для сравнения в возрастной группе 50–59 лет таких только 3,8 %.
69–82 % верующих называют ситуацию спокойной, противоположное мнение (напряженная ситуация) высказали 18,0 % протестантов и 12,0 % православных.
Совершенно спокойная ситуация выявлена в ответах респондентов, получивших неполное среднее, среднее и среднее специальное образование (71,1; 75,8; 71,6 % соответственно) [1]. На напряженность ситуации указывает каждый третий участник анкетного опроса, получивший начальное образование и без образования (30,0 %).
Не выявлено корреляции между полом, семейным положением, самооценкой материального положения, типом заключенного брака (смешанный или однонациональный брак) и оценкой в сфере межнациональных отношений. При этом негативная оценка выявлена в ответах 16,2 % мужчин, 13,8 % холостых и незамужних участников опроса, у 15,4 % респондентов, заключивших смешанный брак.
Длительное проживание представителей различных национальностей на территории Тюменской области и др. привело к тому, что многие тюменцы, предпочитая образ жизни своего народа, большой интерес проявляют к культуре, традициям, обычаям других народов. Поэтому жители региона подготовлены к восприятию этнического многообразия и толерантным межэтническим взаимодействиям, чем, собственно, обоснована стабильная ситуация в сфере межнациональных отношений в Тюменской области. При этом более негативная оценка ситуации в России в общественном сознании тюменцев является следствием выделения своей территории как одной из наиболее благополучных. Тем не менее четверть опрошенных не чувствуют уверенности в стабильности отношений в этой сфере. Респондентам, назвавшим ситуацию в межнациональных отношениях напряженной, было предложено указать причины такой оценки. Из 1200 участников анкетного опроса нестабильность в сфере межнациональных отношений в 2013 году отметили 294 респондента.
Анализ причин межэтнической напряженности, полученных в ходе данного опроса, показал, что за последнее десятилетие перечень причин почти не изменился, изменилось их местоположение в списке:
1) ущемление прав татарских народов;
2) низкая культура межэтнического общения;
3) борьба за рабочие места;
4) борьба за власть на разных уровнях;
5) экономическая ситуация, различия в размере заработков [8].
Другой опрос, проведенный в январе-феврале 2013 г. по заданию Комитета по делам национальностей АТО сотрудниками Тюменской региональной академии профессионального развития, на тему «Исследование социально-политической ситуации, уровня социально-этнической и социально-конфессиональной ситуации в жизнедеятельности национальной молодежи юга Тюменской области» (руководитель – кандидат социологических наук, доцент О.В. Устинова) [19] предполагал получение от респондентов, положительно ответивших на вопрос об ущемлении прав, о притеснении людей разных национальностей, вероисповеданий, убеждений и т.д., перечня причин, вызывающих напряженность в отношениях между людьми различных национальностей. Участникам анкетного опроса разрешалось выбрать несколько вариантов ответов. «Лидирующими» причинами были названы следующие:
– особенности обычаев, национального характера различных народов;
– экономическая ситуация, различия в размере заработков;
– низкая культура межнационального общения;
– ущемление прав отдельных народов;
– борьба за рабочие места [8, с. 24–25].
Следует отметить, что респондентам была предоставлена возможность не выбирать варианты причин напряженности из представленного перечня, а высказать свое мнение. Поэтому обобщенный набор причин в 2015 году не может быть полностью наложен на данные, полученные в 2013 г. За два года число суждений «Преобладание мигрантов и иностранной рабочей силы из Средней Азии на рынке рабочей силы» возросло до 19,9 %. При этом данный показатель по-прежнему не превышает уровня 2011 г., когда он составил 17,3 %. Вторым в рейтинге причин напряженности в сфере межнациональных отношений в Тюменской области стал вариант ответа «Наглое и вызывающее поведение приезжих с Кавказа» – его выбрали 16,8 % опрошенных. Как видим, первые две причины имеют сугубо экономический характер, а следующие несколько причин – социокультурный характер, связанный с особенностями поведения, характера, менталитета и др. характеристиками представителей отдельных национальностей: «Невоспитанность и несоблюдение общепринятых правил поведения приезжими» (12,4 %), «Взаимная неприязнь между представителями разных национальностей» (9,8 %), «Разница в культуре поведения, характере, образе жизни людей разных национальностей» (9,8 %) и «Неуважительное отношение приезжих к русским, их традициям» (8,3 %).
Среди прочих причин обратим внимание на «Некорректное поведение русских по отношению к представителям других национальностей» (4,3 %). При этом появившаяся и вызвавшая тревогу в 1-м полугодии 2012 г. группа суждений, содержащих указание на напряженность «среди детей и подростков», на очередном этапе мониторингового исследования не подтвердилась, составив 0,6 % от общего числа ответивших. Несколько сохраняется актуальность точки зрения о нагнетании приезжими напряженности криминогенного характера; мнение об усилении националистических настроений среди местного населения.
В целом, анализируя ответы участников анкетного опроса, можно заключить, что большинство из них возлагают ответственность за ухудшение ситуации в сфере межнациональных отношений на продолжающийся приток мигрантов. При этом многие из них открыто указывают на «Неэффективный контроль и регулирование трудового поведения мигрантов», «Неудовлетворенность миграционной политикой в регионе» и «Безучастное отношение органов власти к данной проблеме».
В 2013 г. тюменцы впервые обратили внимание на то, что «Средства массовой информации и телевидение ведут провокационную пропаганду межнациональной розни в регионе», в 2015 г. она повторилась.
Взаимопонимание между людьми различных национальностей не может быть достигнуто, пока они плохо знают друг друга. Непонимание рождает неприязнь, ведет к конфронтации и межэтническим конфликтам. Возникновение и усиление напряженности и конфликтогенности в процессе развития межэтнических отношений является реакцией на попытки ущемления в повседневной жизни, в межэтническом общении этнических прав и интересов представителей определенной национальности. Следующий вопрос позволил выяснить, сталкивались ли респонденты с межнациональными конфликтами и случаями притеснения по национальному признаку. Анализ ответов показал, что каждый второй участник анкетного опроса никогда не сталкивался с межнациональными конфликтами и случаями притеснения по национальному признаку. Противоположное мнение (сталкивался) высказали чуть более трети участников анкетного опроса (40,1 %). При этом 13,7 % респондентов не ответили на поставленный вопрос.
Для сравнения приведем ответы на аналогичный вопрос, полученные в ходе опросов, на которые мы ссылались выше. Данные, полученные в ходе анкетного опроса в 2010 году, подтвердили предположение о том, что Тюменская область является наиболее благоприятным регионом, где комфортно проживают многочисленные представители различных национальностей.
Если в 2001 г. каждый второй представитель татарской национальности (56,5 %) сталкивался с антипатией или неприязнью по национальным мотивам часто или редко (12,4 и 42,1 % соответственно), то в 2010 г. их число снизилось на 14,4 %. Одновременно на 10,1 % уменьшилось число татар, которые никогда не сталкивались с антипатией или неприязнью по национальным мотивам.
Наличие ощущения враждебности к людям других национальностей или испытание ее на себе является важным индикатором, характеризующим состояние межнациональных отношений. Как показало проведенное исследование, 53,8 % респондентов в 2013 г. чувство враждебности к себе со стороны представителей других национальностей практически никогда не испытывали (по сравнению с предыдущей «волной» опроса этот показатель вырос на 11,0 %). Одновременно 44,0 % опрошенных – на 0,24 % больше, чем полгода назад – никогда не чувствовали в себе враждебность по отношению к лицам иной национальности.
Опросом в 2013 г. зафиксировано, что чаще чувство враждебности к себе со стороны людей других национальностей испытывают жители гг. Тобольск, Ишим и Тобольского МО. Одновременно около половины опрошенных Тюмени, Заводоуковска, Ишимского и Ялуторовского МР заявили, что никогда не чувствовали к себе враждебность со стороны людей другой национальности.
Мужчины чаще женщин признаются, что чувствуют к себе враждебность со стороны людей другой национальности (17,5 и 9,9 % соответственно). Респонденты возрастной категории от 18 до 39 лет чаще других заявляют, что испытывают к себе враждебность от лиц другой национальности. Почти три четверти респондентов без образования или освоивших только начальные классы (71,2 %), очень часто испытывали к себе враждебность от лиц иной национальности. При этом каждый второй респондент, получивший среднее специальное, высшее или незаконченное высшее образование, высказал противоположное мнение (не чувствовал враждебности).
Анализ ответов на данный вопрос в 2013 г. показал, что треть опрошенных военнослужащих и полицейских, четверть опрошенных рабочих высшей и средней квалификации, каждый пятый рабочий испытывал к себе враждебность со стороны людей другой национальности. Одновременно каждый второй руководящий работник и служащий высшей и средней квалификации не чувствовал по отношению к себе враждебность от людей других национальностей.
Вновь выявлена зависимость самооценки материального положения и отношения к себе людей других национальностей: менее обеспеченные респонденты чаще испытывают по отношению к себе враждебность от людей других национальностей, и наоборот.
В зависимости от вероисповедания прослеживается следующая ситуация: иудеи, протестанты и католики чаще других признаются, что чувствуют к себе враждебность со стороны представителей других национальностей.
Результаты опроса общественного мнения в 2015 г. позволяют сформулировать вывод о том, что ситуация в сфере межнациональных отношений в Тюменской области, по оценкам жителей региона, по-прежнему более благополучна и стабильна, чем в России в целом. Несмотря на это, наблюдается незначительное ухудшение оценок в указанной сфере (не без влияния ситуации по России в целом). Тем не менее в области отсутствуют явные разногласия на национальной почве между постоянным населением, мультиэтническим по своему составу.
Благодаря усилиям органов государственной власти трудовая миграция не является поводом для межнациональной напряженности, о чем свидетельствует незначительная доля числа высказываний о конкуренции с приезжими на рынке труда. Однако зафиксированная тенденция о нарастании конфликтности в межнациональных отношениях среди детей, подростков и молодежи не позволяет заявлять о повышении уровня толерантности населения Тюменской области.
Рецензенты:
Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;
Койше К.К., д.фил.н., профессор кафедры социологии, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.