Достижение заявленных государством целей развития, всесторонняя модернизация экономики и социальной сферы предполагают использование новых механизмов взаимодействия «бизнеса, консалтинга и государства», позволяющих более полно и эффективно учитывать опыт управленческих практик, науки и передовых технологий при выработке и реализации социально-экономической политики. Особую роль в адаптации субъектов хозяйствования к требованиям рынка, коммерциализации инноваций играют консалтинговые компании. Определение состояния и перспектив функционального представительства консалтинга – актуальное проблемное поле современной системы управления хозяйствующих субъектов, а руководители организаций, должны быть осведомлены о возможностях применения и привлечения профессиональных консультантов с целью повышения конкурентоспособности и, как следствие, прибыльности деятельности в организациях различных форм собственности и отраслей хозяйствования.
Раскрываем современный консалтинг как экономическое и социальное явление, профессиональную деятельность фирм и индивидуальных консультантов по оказанию консультационных услуг с целью решения проблемы или разработки планов, достижения поставленных целей в самых разнообразных сферах жизнедеятельности общества. Консультанты, специализирующиеся в различных направлениях оказания широкого спектра консалтинговых услуг, предоставляют особый продукт, который называют «управленческой прибылью» – профессиональные знания, эксклюзивная информация, советы, опыт, инновации, новые технологии, определенные виды экспертизы, уникальные решения (быстрая помощь), которые являются катализаторами, множителями ресурсов [5]. Содержанием консалтинга является оказание помощи в виде совета (рекомендации), комплексной системы диагностики, динамики развития (научная организация труда, системный анализ, научно обоснованные методы принятия решений), прогнозирование решения проблем не только хозяйственным субъектам, бизнесу, власти, но и социальным организациям, а также решение вопросов так называемого социального консалтинга, затрагивающего проблемные аспекты социодемографической составляющей общества (проблемы реабилитационной направленности, детей и женщин, молодежи и многие другие). Кроме этого, можно выделить консультирование в научной сфере, в области информационных технологий, в экологической сфере, в области территориального управления, в культурной сфере. Популяризируется консалтинг в политической сфере и в системе правовых отношений.
Авторы статьи не отождествляют понятия «консалтинг» и «управленческое консультирование». На наш взгляд, более точно говорить о консалтинге как о прикладной междисциплинарной области знания, использующей методы и результаты таких наук, как экономика, менеджмент, социология управления, социальная психология, а «управленческое консультирование» рассматривать как один из сложнейших видов консалтингового бизнеса. Согласно краткому определению международного совета консалтинговых институтов (ICMCI), управленческий консалтинг – это «предоставление независимой помощи в связи с процессом управления клиентам, исполняющим управленческие функции» [7]. То есть речь идет о профессиональной помощи организациям по вопросам исключительно управления.
Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению в справочнике предусматривает сто четыре разновидности консалтинговых услуг и классифицирует их по восьми направлениям: общее управление, администрирование, финансовый менеджмент и налоги, производство, менеджмент персонала, информационные технологии, маркетинг, специальные услуги [8]. Анализируя основные направления функционального представительства консалтинга, авторы статьи обнаружили дифференцированность подходов к видовому распределению консалтинговых услуг. Различные консалтинговые компании по-разному классифицируют основные виды консалтинга, в основном базируясь на собственном опыте и специфике услуг, которые они предоставляют. Аналогичное наблюдается в научных исследованиях: каждый автор предлагает анализ данной проблемы, исходя из собственного, порой субъективного взгляда, который касается конкретной отрасли экономики [2].
Анализ особенностей взаимодействия консалтинговой компании и отечественных предприятий-заказчиков создает предпосылки для разработки организационно-экономического механизма консалтингового обеспечения предприятий России. При формировании данного механизма должны быть учтены концептуальные принципы функционирования экономической категории «организационно-экономический механизм».
В России ежегодно осуществляется мониторинг рынка консалтинговых услуг. Такие исследования не только способствуют повышению уровня информированности участников рынка о спектре предоставляемых консультационных продуктов, но и помогают сформировать полноценную конкурентоспособную отрасль профессиональных консалтинговых услуг. Наиболее масштабное исследование было проведено в ноябре 2013 года маркетинговым агентством DISCOVERY ResearchGroup. Обзор проводился в форме непосредственных персональных интервью с представителями высшего руководства 200 ведущих международных и национальных промышленных компаний, оперирующих в России. Более половины опрошенных (52 %) сошлись во мнении, что менеджмент-консультанты, несомненно, помогают в работе с учетом российской действительности, в то время как 20 % отметили, что консультанты ничем не смогут им помочь в ведении бизнеса и стратегического планирования, 28 % уверены, что консультанты не помогут на данной стадии развития их бизнеса.
По сведениям ассоциации «DISCOVERY ResearchGroup», в 2013 году, до 50 % консультационных фирм в свой ассортимент включали: услуги по маркетингу (маркетинг, управление маркетингом и сбытом); консультационные услуги по вопросам оценки риска, размещению, покупке, оценке ценных бумаг; консультации по вопросам налогообложения, внешнеэкономической деятельности [1].
Результаты исследований позволяют сделать вывод, что российский рынок менеджмент-консалтинга далек от того, чтобы называться зрелым и открытым. Однако такие результаты свидетельствуют о необходимости развития рынка консалтинговых услуг и, как следствие, развития экономики России.
Кроме этого, показательны аналитические и экспертные обзоры, которые проводятся рейтинговыми агентствами «Эксперт», «ФБК», «Экономика и жизнь», оценивающими консалтинговые компании по многим критериям. Интерес представляют рейтинги фирм по каждому виду консалтинговых услуг с указанием совокупной выручки в год. Согласно оценкам специалистов Ассоциации консультантов по экономике и управлению, рост объема коммерческих консалтинговых услуг в России составляет более 17 % в год. В настоящее время в России действуют более 1000 консультационных фирм, объединяющих более 10000 профессиональных консультантов.
В рыночных кластерах существует острая необходимость в новых инструментах и методах, способных помочь предприятиям стать более эффективными, гибкими, с открытой внутренней средой без коррупции и четкими стратегическими планами. Конкуренция обостряется и стимулирует необходимость субъектов рынка быть рентабельными. В российских условиях особенно важно понять сложность «дилемм», стоящих перед руководителями: «ощущение» необходимости помощи, но слабое представление ее содержания, методов и источников; стремление к самостоятельности и социальные ограничения; попытки принимать независимые решения в условиях распыленности собственного капитала среди многочисленных акционеров и многое другое.
Очередной рэнкинг ведущих консалтинговых групп, подготовленный рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА», 2014 г.), показал, что российский консалтинг от стагнации переходит к рецессии. Смягчить последствия кризиса консультантам поможет повышенный спрос на программы сокращения издержек, выход российских компаний на азиатские рынки капитала и расширение сферы ИТ-услуг. Самый емкий сегмент консультаций в 2014 году – ИТ-консалтинг. Суммарная выручка компаний – участниц рэнкинга здесь составила почти 8 млрд рублей (15 % от их общего дохода), а ее прирост – рекордные за последние шесть лет 34 %. Все эти годы бизнес планомерно вкладывал в автоматизацию процессов управления. Теперь все больше внедренных управленческих систем и продуктов нуждаются в поддержке и доработке. Крупные проекты были реализованы в химической и нефтегазовой промышленности, энергетике и металлургии, финансовом секторе. В связи с активным развитием, инвестиций, а также банковского сектора с государственным участием все более популярным становятся инвестиционный консалтинг, консультационные услуги по управлению активами. Услуги по антикризисному управлению также выходят на первый план. В тройке лидеров, несомненно, остается и налоговый консалтинг. Суммарная выручка участников нынешнего рэнкинга аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) достигла по итогам 2014 года 101,6 млрд рублей, а темпы ее роста за год по сопоставимым данным составили 15 % [3].
Спрос на консалтинг отражает уровень индустриализации и экономического развития, а также сложность и запутанность проблем по управлению, с которыми сталкиваются частные и государственные секторы. Среди таких факторов важно наличие потребности в эффективности и более высоких стандартах функционирования, так как если нет конкуренции и обстоятельств, требующих повышения эффективности, то и возможностей для получения и разработки задач по консультированию тоже нет. Большие процветающие транснациональные корпорации, имеющие сильное руководство и квалифицированный персонал, регулярно обращаются к консультантам по управлению. Там, где услуги фирмы хорошо себя зарекомендовали, заключается много повторных сделок. В некоторых консалтинговых фирмах объем повторных сделок достигает от 70 до 80 %. Многие корпорации имеют своих постоянных консультантов [4, c. 4].
Значительная часть спроса на консалтинг в России создается проектами развития, большинство из которых относится к государственному сектору. Многие из подобных проектов выходят за пределы возможностей местных консультантов в силу их недостаточной квалификации и опыта, и, как следствие, к работе привлекают иностранных специалистов. В результате предприятия отдают предпочтение зарубежным консультирующим фирмам, а именно «Большой четверке» транснациональных консалтингово-аудиторских компаний: Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte, KPMG. В свою очередь, консультанты западных стран рассматривают Россию как важный рынок своих услуг, часто при этом даже завышая стоимость своих услуг.
Исследования крупнейшими рейтинговыми агентствами различных услуг менеджмент-консалтинга показывают следующее отношение к консалтингу и уровень спроса на консалтинговые услуги в России [1]: более 20 % отмечают именно огромную потребность организаций в управленческом консультировании; 25 % определяют роль консалтинга как ресурс для «пожарных ситуаций»; 46 % считают, что они могут быть полезными на этапе внедрения и коммерциализации инноваций; 4 % – работа с консультантами – пустая трата денег и 2 % – Россия не готова к такому типу профессиональных услуг. За последние три года 15 % компаний-респондентов систематически обращались к консультантам, 35 % – «разовый» характер обращений, 33 % респондентов – никогда не работали с менеджмент-консультантами.
Главными отраслями, в которых, по мнению респондентов, необходима помощь менеджмент-консультантов, являются: улучшение процесса ведения бизнеса – 55,9 %; стратегическое планирование – 30,7 %; информационные системы и технологии – 30,7 %.
Согласно результатам, полученным в ходе исследования Агентства по развитию предпринимательства, наибольшим спросом пользуются следующие консалтинговые услуги: привлечение финансовых ресурсов – 42,5 %; право – 40 %; бухгалтерский учет – 35 %; маркетинг – 26,25 %; бизнес-планирование – 20 % [1]. Наиболее дорогими услугами являются: инвестиционные проекты, маркетинг, оценка бизнеса, право, бухучет.
Социологические исследования авторов («Особенности регионального управления взаимодействием консультационной системы и органов государственной власти: вектор движения», регионы ЦФО, 2014 г.) показали, что основными причинами обращения организаций к специалистам-консультантам, на региональном уровне, являются: финансовые и административные системы; желание найти легальный способ сокращения налоговых выплат (39 %), необходимость выбора оптимального решения; управление проектами (31 %), проведение независимой экспертной оценки (29 %), оптимизация организационно-правовой структуры с целью достижения максимального экономического эффекта от производственной и торговой деятельности собственного предприятия (29 %), недостаток собственных ресурсов, опыта внедрения новых программ устойчивого развития организации, бизнеса; IT-разработки (28 %), уточнение правильности решений выработанных самостоятельно внутри организации (14 %), профессиональная проработка технических шагов бизнес предприятий (13 %), кризисная ситуация («пожарное состояние») (12 %). Более половины респондентов к наиболее результативным консалтинговым услугам для своего бизнеса отнесли: управление проектами и инвестиционными программами; разработку проектов по методологии корпоративного учета и его последующей автоматизации, в том числе для целей трансфертного ценообразования; стратегическое управление затратами; оптимизацию бизнес-процессов; услуги по предпродажной и предликвидационной подготовке компаний. Вывод – стабилизация роста рынка консультаций в условиях регионального управления. Однако рост наблюдается только по основным направлениям консалтинга: финансовый, налоговый, управленческий. Инерционный сценарий развития экономики, наблюдаемый на фоне не самой лучшей конъюнктуры, просто не способен породить значимый спрос на дорогие виды консалтинга и на новые ИТ-инструменты и технологии. Однако одним из определяющих факторов, стимулировавших консалтинговый рынок в 2014 году, стало замедление роста экономики и предкризисные ожидания участников консалтингового рынка. В такой ситуации бизнес в регионах нуждается в детальном финансовом планировании и объективной информации. Главное – чтобы не ослабевал интерес менеджеров – активных драйверов к планированию и стратегическому мышлению в целях повышения эффективности. Импульс консультационному сектору услуг может придать активизация производственного и инженерного консалтинга, обусловленная модернизацией оборонной промышленности, а также новации в сфере госзакупок.
Таким образом, в условиях российской действительности, представители бизнеса начинают осознавать, что стратегический и антикризисный менеджмент, безупречно точная проработка тактических шагов их предприятий невозможны без грамотной консультации коллеги-профессионала. Время «грубой настройки» бизнеса подходит к концу, и рост эффективности может теперь достигаться только за счет более «тонкой настройки». Бизнес вынужден искать источники эффективности в стратегической работе, создании новых конкурентных преимуществ, более сложной мотивации персонала, новой клиентной ориентации. России, чтобы укрепить позиции в совершенствовании общественного, социально-экономического управления, определяемые новой моделью современного государства [6], главная составляющая которой в смене «государственно-центристской модели» – «общественно-центристской», необходимо: признать реальности глобализации и информационной революции; пройти период воссоздания сильного государства, укрепить вертикаль государственного управления, используя всестороннее привлечение акторов консультационной системы, общественности в управленческий процесс; укрепить позиции консалтинга в рамках совершенствования регламентирования консультационной деятельности на федеральном уровне; обеспечить рост экономики, бизнеса при участии консалтинговых структур как гарантов создания таких правил корпоративистского взаимодействия, когда мощные экономические структуры, олигархические группы вынуждены включаться в процесс взаимоотношений на общих основаниях.
Рецензенты:
Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород;
Третьякова Л.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой управления персоналом, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород.