В структуре международных экономических отношений международная торговля существенно превышает другие виды внешнеэкономической деятельности.
Наиболее динамичным сектором мирового хозяйства выступает торговля услугами (рис. 1). Полагаем, такая тенденция сохранится и в средне- и долгосрочной перспективе.
Под воздействием процесса глобализации и его основных субъектов – транснациональных корпораций – происходят изменения в географии потоков товаров и услуг (рис. 2).
Ожидается дальнейшее повышение доли развивающихся стран за счет новых индустриальных стран и удельного веса стран Азии, прежде всего, за счет Китая и стран Юго-Восточной Азии. Выход Китая на первое место в мировом экспорте и практически сравнявшиеся экспортные доли развивающихся стран и Евросоюза говорят о наступлении нового периода в мирохозяйственных связях. Если добавить к этому последствия глобального кризиса, включая рост протекционизма, торговые и валютные войны и проблемы ВТО с сохранением курса на либерализацию, то становится очевидной и другая тенденция – потребность в «новом миропорядке», т.е. реорганизации указанных связей в соответствии с новой расстановкой сил в мире.
Рис. 1. Отраслевая структура международной торговли в 2013 г., %. Источник: www.wto.org
Рис. 2. Мировой товарный экспорт по группам стран в 2013 г., %. Источник: www.wto.org
Растущее влияние на развитие мировой торговли оказывают и будут оказывать региональные интеграционные объединения, соединяющие потоки товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в единое экономическое пространство.
Содержанием международной торговли все больше становится обслуживание нужд «глобального производства» в рамках ТНК, и этот процесс будет продолжаться.
В мире насчитывается до семидесяти тысяч транснациональных корпораций. ТНК концентрируют основные активы мира, обладают огромной экономической силой и научно-техническим потенциалом. ТНК направляют финансовые, инвестиционные, торговые потоки, контролируют размещение промышленности (рис. 3). При этом наблюдаются тесные кооперационные связи в рамках ТНК.
Определенные сегменты мировых рынков фактически становятся закрытыми для других участников и конкуренции, поскольку условия производственно-сбытовых соглашений и цены (трансфертные) внутрикорпорационной торговли устанавливаются самими ТНК (рис. 4). Эти крупные сегменты мировых рынков трудно поддаются международному регулированию и либерализации, в том числе мерами ВТО, и представляют для этой организации растущую проблему. Вот почему дальнейшее совершенствование многостороннего регулирования мировой торговли в рамках ВТО с учетом интересов развивающихся стран, не согласных с политикой «равных возможностей», становится одной из задач развития международной торговой системы.
Рис. 3. Показатели транснационализации мировой экономики, %. Источник: www.unctadstat.unctad.org
Рис. 4. Доля зарубежных филиалов ТНК, %. Источник: www.unctadstat.unctad.org
Международная торговля товарами и услугами все больше переплетается с международным движением капиталов. Растущая мобильность факторов производства, либерализация торговли и движения товаров и услуг с экспортом капитала. Страны-экспортеры используют прямые иностранные инвестиции для продвижения на иностранные рынки товаров и услуг, создания производственных, сбытовых сетей или коммерческого присутствия сервисных компаний. Такая практика применяется для проникновения на внутренние рынки стран-партнеров и с целью обойти таможенную или иную защиту этих рынков.
Под влиянием совокупности перечисленных факторов на мировых рынках обостряется конкуренция, следствием чего является ужесточение требований к качественным параметрам поставляемой на экспорт продукции и ее маркетингу. Ценовая конкуренция производителей все больше уступает место неценовой, т.е. ориентации на удовлетворение будущих потребностей и ожиданий потребителя. Меняется само понятие «качество». Оно охватывает теперь не только потребительские свойства товаров и требования к их безопасности и экологичности, но и методы организации всей системы производства и сбыта.
Оценивая влияние внешней торговли России на состояние экономической безо-пасности, следует отметить следующие особенности. Положение России в международной торговле пока не соответствует основным направлениям и тенденциям участия в ней подавляющего большинства стран, в том числе развивающихся. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производственным, научным и кадровым потенциалом, Россия до сих пор, за исключением оборонно-космического комплекса, является страной топливно-сырьевой специализации. До 90 % ее экспорта составляют энергоносители, сырье и полуфабрикаты, а доля в мировой торговле не превышает 2 % (рис. 5).
Высокие показатели экспортной квоты – до 40 % и более (в расчете по официальному обменному курсу ЦБ РФ), по сравнению с 7–8 % в советское время, – не показатель глубокой интеграции ее промышленности в глобальное хозяйство, а результат потери почти половины потенциала экономики страны в 90-е годы, а также роста цен и перманентной девальвации рубля. Одновременно эта квота не является показателем диверсификации экономики, как у большинства развитых стран, а говорит об излишней зависимости от сбыта сырьевых товаров на мировом рынке, конъюнктура которого может резко меняться.
Анализ трендов развития международной торговли и внешнеэкономических вызовов показывает, что стратегической задачей российской экономики является изменение экспортной специализации России в сторону расширения высокотехнологичной продукции, обрабатывающих отраслей, экологически чистой продукции сельского хозяйства, агропромышленного комплекса, чистой пресной воды с увеличением объемов экспорта и расширением его географии. Важно отметить необходимость развития импортозамещения в наиболее важных с точки зрения национальной экономической безопасности отраслях: АПК и фармацевтики. Правительство проводит большую работу по поддержке экспорта, включая открытие центров поддержки экспорта, с оказанием информационно-консультационных услуг. Однако необходимо учитывать все факторы: от условий доступа на внешние рынки до недобросовестной конкуренции, необходимости отладки таможенных процедур и системы экспортного контроля, и это особо важно в высокотехнологичном экспорте.
50 % внешнеторгового оборота России было ориентировано на страны Еросоюза. Учитывая события последнего года, политическую позицию ЕС и санкции, необходимо скорректировать политику, что сейчас и делается в рамках развития торгово-экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС. «Поворот на Восток» становится одним из главных векторов внешней политики России.
Рис. 5. Отраслевая структура экспорта Российской Федерации. Источник: www.customs.ru
России целесообразно разработать собственную политику привлечения иностранных инвестиций, учитывая мотивацию ТНК-инвесторов и базовые положения теорий ПИИ. Политика привлечения ПИИ должна проводиться не импульсивно, а осознанно способствовать привлечению ПИИ в целевые отрасли и секторы экономики. При формировании стратегии привлечения ПИИ следует иметь ввиду, что в быстро меняющейся обстановке такая стратегия применима к динамической модели развития мировой экономики. Она должна выявить позитивные эффекты от ПИИ в условиях изменений в экономиках, экспортирующих капитал, изменений позиций конкурентов России, а также новых экономических реалий в своей экономике.
Основные игроки международной торговли, в основном ТНК, давно работают в условиях ВТО. Россия вступила в эту организацию в 2012 году и сейчас проходит семилетний переходный период. Тем не менее, уже сегодня наши компании терпят огромные убытки из-за незнания норм и правил ВТО. При этом по истечении переходного периода на отечественный рынок придут корпорации, включая ТНК, с высокой капитализацией, с большим опытом работы в жесткой конкурентной среде, как правило, имеющие в своей структуре отделы фундаментальной и прикладной науки, опытных маркетологов, производящие высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию с опытом продвижения ее в условиях высококонкурентного рынка.
Обобщая вышесказанное, считаем целесообразным актуализировать в стратегии национальной безопасности и других стратегических документах те вопросы, которые не учтены в свете постоянных структурных изменений в международной торговле и в целом в мировой экономике, что делает необходимым непрерывную корректировку стратегии национальной безопасности и стратегии социально-экономического развития России до 2020 года при реализации поставленных долговременных стратегических целей.
Необходимо обратить серьезное внимание на образование, как на один из факторов конкурентоспособности России. Нужны новые подходы, новое качество подготовки специалистов в сфере экономической безопасности, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела с актуализацией в стандарте и учебных планах постоянно меняющихся геополитических и геоэкономических реалий.
Рецензенты:
Джурбина Е.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов и налогообложения, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал), ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск;
Штапова И.С., д.э.н., профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал), ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск.