С развитием рыночной экономики в юридическую терминологию вошло понятие «рынок ценных бумаг». Что же подразумевается под этим термином? В поисках ответа на этот вопрос можно обнаружить различные суждения современных российских цивилистов.
Так, Ю.С. Тихомирова полагает, что таковым следует считать «систему взаимосвязанных между собой рынков: товаров; услуг; факторов производства; сырья» [1].
Однако такое определение рынка ценных бумаг не может быть принято за основу, поскольку оно полностью совпадает с понятием рынка в целом, под которым в экономической литературе обычно понимается система отдельных взаимосвязанных элементов [2], перечисленных Ю.С. Тихомировой.
По мнению М.И. Петрова рынок ценных бумаг «в общем виде можно определить как совокупность, систему экономических отношений, возникающих между лицами, которые в установленном законодательством порядке наделены правом на осуществление финансовых операций в отношении оборачивающихся на рынке объектов (ценных бумаг)» [3].
В связи с этим можно отметить, что отношения, связанные с применением ценных бумаг, относятся к сфере гражданско-правового регулирования и, следовательно, к ним (ценным бумагам) более приемлем термин «сделки», а не «финансовые операции».
Е.А. Суханов определяет рынок ценных бумаг как «совокупность сделок, совершаемых участниками имущественного оборота по поводу ценных бумаг» [4]. Аналогичное суждение высказано В.А. Беловым при изложении методических аспектов изучения спецкурса о ценных бумагах [5].
Не разделяет подобного взгляда К.Ю. Тотьев, который справедливо обращает внимание на то, что рынок нельзя считать простой суммой заключенных его участниками сделок, поскольку в рамках того или иного рынка действует большое количество субъектов и складывается не одна, а множество однородных сделок, условия заключения которых различаются в зависимости от вида рынка и его структуры [6].
Сходное суждение высказывает Е.П. Губин: «Узкое цивилистическое понимание рынка ценных бумаг только как совокупности гражданско-правовых сделок не дает полного представления о комплексном характере отношений на рынке, его особенностях как такого сектора рыночной экономики, в котором государственное регулирование выступает в качестве необходимого элемента всей системы отношений» [7]. При этом автор, не умаляя значения гражданско-правовых сделок, гражданского права в регулировании отношений на рынке ценных бумаг, совершенно верно полагает, что определение рынка только через институты и характеристики гражданского права обедняет его содержание и не дает возможности в наиболее эффективной степени регулировать возникающие отношения, использовать весь арсенал правовых средств.
По мнению Е.П. Губина рынок ценных бумаг можно определить как «совокупность отношений между его участниками (субъектами) по поводу объектов рынка» [8].
Соглашаясь в целом с предложенным определением, представляется возможным дополнить его указанием на круг тех общественных отношений, которые возникают между субъектами рынка ценных бумаг.
Согласно ст. 1 ФЗ «О рынке ценных бумаг» [9] (далее - ФЗ о РЦБ) это - во-первых, отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента; во-вторых, отношения, возникающие при обращении иных ценных бумаг (т.е. неэмиссионных ценных бумаг) в случаях предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, рынок ценных бумаг это - совокупность отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, а также при обращении иных ценных бумаг (в случаях предусмотренных федеральными законами) между его субъектами.
В ст. 1 ФЗ о РЦБ названы также отношения, связанные с созданием и деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такие отношения, думается, непосредственно не образуют рынок ценных бумаг, поскольку их объектом не являются ценные бумаги.
Вышеперечисленные отношения составляют рынок ценных бумаг в узком, специальном смысле слова.
В широком смысле под рынком ценных бумаг следует понимать отношения, связанные с выдачей и оборотом любых ценных бумаг: депозитных и сберегательных сертификатов банков, векселей, чеков, складских свидетельств, закладных и других.
Рынок ценных бумаг нередко именуют фондовым рынком [10]. Однако фондовый рынок составляет лишь часть рынка ценных бумаг [11]. На фондовом рынке обращаются эмиссионные и лишь некоторые виды неэмиссионных ценных бумаг. В частности, ст. 14 ФЗ о РЦБ предусматривает, что к торгам на фондовой бирже могут быть допущены инвестиционные паи, не являющиеся эмиссионными ценными бумагами.
Следовательно, рынок ценных бумаг более широкое понятие чем фондовый рынок.
В отечественной литературе общепризнанным является деление рынка ценных бумаг на первичный и вторичный. В отношении же классификационных критериев деления сложились различные подходы.
В соответствии с первым из них, деление рынка ценных бумаг на первичный и вторичный основано на способе торговли [12]. Согласно второму подходу критерием выступает направление деятельности, а также специфика ее предмета [13]. Согласно третьему - в качестве основы для классификации предложена связь объектов рынка ценных бумаг с их выпуском и обращением [14].
Думается, заслуживает внимания последняя точка зрения. Однако она нуждается в уточнении в той ее части, которая касается термина «выпуск». Под таковым до введения в действие ФЗ о РЦБ понималась эмиссия, т.е. продажа ценных бумаг эмитентом их первым владельцам (инвесторам) [15].
Действующее законодательство выпуском именует совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством РФ (ст. 2 ФЗ о РЦБ).
Таким образом, более правильным следует указывать в качестве критерия деления рынка ценных бумаг на первичный и вторичный на связь объектов рынка ценных бумаг с их эмиссией и обращением.
На первичном рынке осуществляется размещение эмиссионных ценных бумаг, т.е. их отчуждение эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок (ст. 2 ФЗ о РЦБ).
По мнению Л.Р. Юлдашбаевой такое понимание размещения эмиссионных ценных бумаг является неточным.
При этом она считает, что в ст. 2 ФЗ о РЦБ размещение эмиссионных ценных бумаг понимается как отчуждение, следовательно, речь может идти только о производном приобретении, так как первоначально права приобретаются без отчуждения. Право приобретается по отчуждению, когда оно передается от одного лица к другому. Таким образом, лицо, отчуждающее размещаемые эмиссионные ценные бумаги, должно являться их первым собственником... Эмитент должен признаваться первым собственником ценной бумаги по праву ее создания [16].
Более убедительной является позиция Ю.А. Тарасенко, согласно которой отчуждение ценных бумаг при их размещении не влечет перехода права собственности на такие ценные бумаги... Общество, считает автор, - отчуждая акции первому владельцу (акционеру), не может рассматриваться в качестве собственника указанных акций. Объясняется это спецификой взаимоотношений общества и акционера, а именно: само общество не может воспользоваться правами из акции. В подтверждение этого положения Ю.А. Тарасенко ссылается на статьи 34, 75 и 76 ФЗ «Об акционерных обществах» [17], которые устанавливают случаи перехода прав на акции к обществу. Это, во-первых, переход к обществу в срок неоплаченных учредителем акций при учреждении общества и, во-вторых, выкуп акций обществом по требованию акционеров. Общим для указанных ситуации является то, что акции, перешедшие в распоряжение общества, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Поэтому правильнее говорить о временном титульном владении общества [18].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Тихомирова Ю.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: Учеб. пособ. / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. - М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2004. С. 31.
- См.: Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - М.: Юрист, 2001. С. 17.
- Петров М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. - СПб.: Питер, 2005. С. 72.
- Суханов Е.А. Вступительная статья к работе В. Белова «Ценные бумаги в российском гражданском праве». М., 1996. С.3.
- Белов В.А. Особенности методики чтения отдельных спецкурсов по гражданскому праву и их программы: Сборник учебно-методических материалов по гражданскому праву /Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2001. С. 143.
- Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции). Учебник. - М.: Изд-во РДЛ, 2000. С.39.
- Предпринимательское право РФ / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2005. С. 577.
- Указ. соч. С. 577
- СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
- См., напр. Петров М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. - СПб.: Питер, 2005. С. 72.
- См.: Батунин М. Соотношение фондового рынка и рынка ценных бумаг // Хозяйство и право. 1996. № 5. С. 111-112.
- Кормош Ю.И. Банки на фондовом рынке: Правовое регулирование: Учеб. - практ. пособие. - М.: Дело, 2002. С. 18.
- Коммерческое право. В 2ч.: Учебник/Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2002. - Ч. 2. С. 390.
- Предпринимательское право РФ/ Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г, Лахно. - М.: Юристъ, 2005. С. 578.
- п. 32 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР // СП РФ. 1992. № 5. Ст. 26.
- Юлдашбаева Л.Р. Правовое регулирование оборота эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций). М.: Статут. 1999. С. 133.
- СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Тарасенко Ю.А. Юридическое лицо: Проблема производной личности. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики/ Под общ. ред. В.А. Белова. - М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 284-285.