Обыденное (имплицитное) знание представляет собой комплексный предмет изучения философии языка, когнитивной психологии, психосемантики и лингвистики. Существование двух основных направлений философии, повлиявших на становление психологического знания об имплицитной теории - аналитическая философия и феноменология (А. А Черныш, 2003), логически вытекает из наличия в процессе познания двух сторон - внешней и внутренней, явления и сущности. Необходимо подчеркнуть, что в основе любой науки лежит житейский опыт, поэтому «обычный язык, который мы используем, когда говорим об эмоциях, может быть важным инструментом для обнаружения структуры и содержания наших эмоциональных концептов» (Н. А Багдасарова, 2005) Знание о том, что есть эмоция, формируется у человека - носителя обыденного знания в процессе жизни, оно необходимо для взаимодействия с людьми, объяснения и предсказания их поведения.
К психологическим исследованиям обыденной теории эмоциональных явлений, относятся те, что изучают восприятие субъектом эмоциональных явлений в себе и другом (А. Ю. Бергфельд, 2002), а также анализ логических отношений между языковыми единицами имплицитной теории эмоций (Д. В. Люсин, 1999; Н. А Багдасарова, 2005; Е. И. Лебедева, 2006): это изучение внутренней структуры эмоции как естественной языковой категории, дескриптивной лексики базовых эмоций, тезауруса эмоциональных переживаний и т. д.
Наиболее исследуемыми в настоящее время аспектами имплицитной теории эмоций являются феноменология эмоций и эмоциональный лексикон. Это, очевидно, связано с отличиями между научным знанием и житейским: в то время как научная теория эмоций представляет собой систему знаний, включающую понятия, классификации, законы и принципы и др., обыденное знание имеет разрозненный, несистематический характер (В. П. Кохановский и др., 2003). Нужно сказать, однако, что житейское знание есть система особого рода, в основе которой лежит образ мира, являющийся «ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде чувственно (модально) оформленной картины мира... поверхностные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и рационально» (В. В. Петухов, 1984) Так, в процессе приобретения жизненного опыта, опосредованного обучением, индивид осваивает ряд понятий. «Процесс овладения понятием совершается в постоянном взаимодействии двух операций: «употребления понятия, введения его в тот или иной конкретный контекст и его определения, раскрытия его обобщенного значения, через определенную совокупность общих и отличительных для предмета этого класса признаков» (С. Л. Рубинштейн, 2004) Таким образом, изучение имплицитной теории эмоций должно включать исследование феноменологии, представленности эмоций в обыденном сознании; состава и связей между элементами теории; сходства и различия обыденного и научного знания об эмоциях.