В теории и практике обучения и воспитания профессионалов высшей квалификации обозначенная проблематика проявляется не как однонаправленный процесс с отчетливо прогнозируемыми результатами, а как явление многомерного и противоречивого порядка. Это обусловлено целым комплексом обстоятельств, но, прежде всего, усложнением всех видов деятельности, когда современный человек, его интеллект и психофизиологические сущностные основания испытывают прямое и опосредованное воздействие постоянно изменяющихся разнообразных социальных, экономических, технологических, информационных, экологических и других, как «негативных», так и «позитивных», условий и факторов развития общества и личности [2].
Под влиянием выделенных обстоятельств формируются и складываются «иные» отношения во взаимодействиях субъектов профессиональной деятельности, человека, общества и окружающего мира, которые наполняются все более сложными и потому трудно разрешимыми противоречиями. Особенности инкультурации и социализации сегодня зачастую усугубляют эту ситуацию до такой степени, что возможности и способности «Homо sapiens» к адаптации оказываются «исчерпанными» и его существование приобретает критические формы с необратимыми, негативными для него последствиями. Данная ситуация стала закономерным следствием противоречивого развития социума и цивилизации на всех уровнях их функционирования. Это позволяет с полным основанием говорить о том, что в настоящее время человечество переживает некую новую эпоху, определяющей чертой которой является антропологический кризис, получивший отражение на всех сферах деятельности человека, и, конечно же, в характере и формах функционирования современного образования [3].
Происходящие изменения прямо или опосредованно затрагивают всю систему обучения и воспитания педагогических кадров в системе высшего образования. Это обусловлено, в первую очередь тем, что деятельность педагога обращена к «предельно широкому» объекту – человеку как таковому – и проявляется по отношению к нему через форму (личный пример выполнения профессионального и нравственного долга) и содержание (культура профессионального мышления и деятельности). Именно поэтому современного педагога должны отличать общая высокая культура мышления и деятельности, важнейшими сторонами которой являются широта и открытость сознания, трудовой образ жизни, сочетание в целях общественных и личных интересов, понимание единства прав и обязанностей. Педагог высокой культуры должен обладать соответствующей социальной подготовкой и личностной воспитанностью, суть которых проявляется в минимальном нравственном эгоцентризме и одновременно ориентированности на общественные интересы. Не менее важно для педагога обладание способностями к гармоничному освоению универсальных общественных связей и отношений, норм и ценностей в системе профессиональной деятельности на основе развитой компетентности и ответственности перед самими собой и обществом [4].
Чтобы рассчитывать на ожидаемые (прогнозируемые) результаты, высшая педагогическая школа и образование в целом стоят перед необходимостью всестороннего и глубокого изучения происходящих сущностных изменений как «вне», так и «внутри» самого человека. Применительно к современности, на наш взгляд, наиболее обоснованным является подход, в основе которого лежит идея о том, что именно индивидуальное в человеке выходит на первый план философского анализа [1].
Это, в свою очередь, предполагает использование междисциплинарного подхода и интеграцию всех наук об обществе и человеке, с приоритетом философской антропологии, чьи принципы, категории и содержательные основания выступают в качестве методологии познания процессов, отражающих характер и тенденции проявления и реализации сущностных качеств человека.
Несмотря на наличие противоположных, а иногда и взаимно исключающих взглядов и представлений о человеке, философская антропология в основе своей обращена и ориентирована на выработку и обоснование адекватных требованиям времени подходам к разрешению постоянно назревающих и накапливаемых противоречий в системах «человек – человек», «человек – общество», «человек – человек – общество». Это, прежде всего, отвечает интересам человека как такового, поскольку ему всегда важно иметь представления не только о «предельно конкретном», но и «предельно общем», то есть философское представление о себе самом. Следуя размышлениям русского мыслителя Н.А. Бердяева, даже в состоянии агонии, когда предстоит уход из жизни, человеку все равно важно будет знать, кто он, откуда он пришел и куда он идет [1].
Следование методологической парадигме философской антропологии предполагает оперирование широким кругом понятий, охватывающих все сферы жизнедеятельности и составляющие понятия человека. В этой связи заслуживают особого внимания размышления о сущности человека B.C. Барулина, который предлагает рассматривать ее в тесной связи со всеобщими модусами человеческого существования (смысло-ценностное самоутверждение, социосозидание, творчество, свобода, устремленность к абсолюту, нравственность), которые во взаимодействии с антимодусами порождают все многообразие форм человеческого существования и могут быть «методологическим базисом для осмысления общественного бытия человека» [1].
Выделенные положения расширяют видение сущностных оснований человека, которые могут и должны учитываться, задействоваться и реализовываться в ходе профессиональной подготовки педагогов. Очевидным становится понимание того, что характер складывающейся ситуации вокруг сущности и особенностей существования человека должен осмысливаться фактически всеми науками об обществе и человеке. А в реальной практике обучения и воспитания необходимым становится комплексный подход как к изучению самого человека, так и к разработке и реализации соответствующих целевых программ и технологий профессиональной подготовки педагогов, применение которого возможно только с позиций новых научных методов и нового способа мышления [12].
Понимание сущностного в человеке расширяется через обращение к идее эволюции (генезиса) индивида и его жизни. В этом контексте сущность человека предстает результатом его становления через процессы исторического антропогенеза и социогенеза. Это неразрывно диалектически взаимосвязанные стороны одного единого процесса – процесса диалектического развития человека и общества (антропосоциогенез), здесь одно немыслимо без другого [7].
Единство человека с природой обусловлено процессами саморегуляции его организма, приспособительным характером биологических процессов человеческой жизнедеятельности. Однако вне взаимосвязи с обществом в системе природных отношений человек становится лишь совершенным «животным». В ходе развития антропосоциогенеза биология человека приобретает качественное отличие от других животных существ, прежде всего в морфофизиологии. В результате взаимодействия социального и биологического в рамках вида морфофункциональные изменения человека продолжаются и в настоящее время.
Между биологическим и социальным в человеке формируется и «проступает» необходимый слой – биопсихосоциальное. Если биологическое проявляется в морфологических, генетических, нервно-мозговых, электрохимических процессах человеческого организма, то психическое – это мир человека в проявлении сознательных и бессознательных процессов, эмоций, чувств и переживаний, воли, памяти, характера и темперамента. Каждый из этих элементов вносит «свое» особенное в проявлении универсального многообразия сущностных свойств и качеств человека. Социальное, трансформируясь в психическое, может влиять на биологическое, и наоборот.
Особая роль в процессах становления атрибутивных оснований человека отводится духовным процессам и качествам (мышление, речь, память, самосознание и самоопределение в смыслах жизни и труда, нравственные идеалы, ценности бытия), ставших следствием расширяющейся и усложняющейся трудовой деятельности, развития коммуникативных вербальных связей и отношений между людьми, их объединениями и организациями. Безусловно, особое значение принадлежит здесь языку (слову), который «интегрирует мировое духовное богатство, заключает в себе развернутую историю народов мира как меру свободного творчества» [10].
В результате формирования и развития речи, а затем письменности социальный ореол и устремления человека и общества трансформируются через систему базовых духовных смыслов культуры; последнее в определенной мере можно рассматривать как культурные «антропологические коды», именно они и трансформируются в соответствующие мотивации и трудовые действия, общественные поступки людей, характер которых будет зависеть от совокупных условий бытия и деятельности человека, эффективности функционирования всех культурных систем воспитания и обучения, воспроизводящих социально необходимые качества людей.
Именно поэтому в ходе профессиональной подготовки педагоги должны осваивать «антропологические коды» наследия культуры и на основе этого развивать в себе и детях стремление к деятельному участию в создании настоящего и будущего. Приобщение к культурно-историческому наследию способствует интеллектуальному и духовно-нравственному развитию через призму воспроизводства ценностей и ценностного самоутверждения. На эту особенность освоения культуры обращал внимание русский философ С.Л. Франк, отмечая, что «в нашем философско-политическом мировоззрении мы исходим из идеи личности как носителя и творца духовных ценностей, осуществление которых в общественно-исторической жизни образует содержание культуры и есть высшая и последняя задача политического строительства» [11].
Следуя обозначенным выше подходам к пониманию деятельной сущности человека, в процессе профессиональной подготовки педагогов необходимо учитывать, с одной стороны, нетождественность индивидуальностей на уровне их сущностного проявления, а с другой, – осознание «разности» между людьми как величайшего блага для общества, открывающего бесконечные возможности духовного взаимообогащения людей. Антропологическая парадигма педагогики строится на понимании того, что именно в ходе общения непохожих людей происходит обретение ими новых качеств и способностей [5].
При этом необходимо учитывать, что соприкосновение двух разнонаправленных духовных миров и личностных «микрокосмосов» предъявляет высокие требования к каждой из сторон педагогического общения, в первую очередь педагогу, который должен владеть всем богатством форм и средств культурного общения, психологическими знаниями, понимать особенности сущностного проявления биологического и социального в жизнедеятельности студентов и учеников, ему важно развивать собственные навыки общения и умело применять их в конкретных ситуациях. Тактичность, бережное отношение и уважение к людям предостерегает от неосторожных, опрометчивых шагов и высказываний и тем самым позволяет поддерживать культуру профессионального общения, проявляющуюся в системах межличностного взаимодействия и разнообразных социальных коммуникациях, на должном уровне [9].
В качестве методологических оснований антропологической составляющей подготовки современных педагогов могут выступать следующие положения.
Человек как высшая ценность, одновременно выступает творцом и потребителем всех достижений культуры. Поэтому проблема человека является центральной во всех социогуманитарных науках и дисциплинах, но прежде всего в педагогике, где ключевыми задачами определяются обучение и воспитание личности с учетом всех происходящих изменений в системе ее жизнедеятельности.
В системе профессиональной подготовки педагогов важно добиваться понимания особенностей проявления и формирования сущностного в человеке на путях его культурно-исторического развития, учета особенностей диалектики природного, социального и духовного в системах обучения и воспитания специалистов на данном конкретном историческом этапе и с учетом особенностей и тенденций развития современного образовательного пространства, «включающего в себя гуманистические ориентиры и ценности» [6].
Своевременное выявление и оценка биологического и социального, раскрытие духовного потенциала обучаемых в процессе педагогического процесса необходимы для их успешного профессионального становления.
Духовное и интеллектуальное развитие человека и личности может быть достигнуто только посредством создания условий для свободной самореализации творческого потенциала и ориентации на высшие ценности. Личность способна развивать свои сущностные силы только в разумном и гуманном обществе, где идея человека как высшей ценности, независимо от исторического контекста, является определяющей. «Чтобы человек стал человеком, он должен получить образование» [8].
Для педагогической антропологии в современных условиях, когда приоритетным является формирование конкурентоспособной личности, одной из важнейших является задача разработки психологических и педагогических механизмов и технологий выявления и формирования сущностного в человеке и развитие на этой основе у него воли и активности в процессе творческого формирования и созидания общества и самого себя.
Рецензенты:
Лобейко Ю.А., д.п.н., профессор, заместитель директора по программам дополнительного образования и повышения квалификации, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;
Шумакова А.В., д.п.н., профессор, первый проректор по учебной работе, заведующая кафедрой общей педагогики, дошкольного и начального образования, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь.
Работа поступила в редакцию 10.04.2015.