Стимулирование процесса формирования основ устойчивого развития, обеспечивая реализацию и согласование экономических интересов большого круга заинтересованных субъектов, позволяет сформировать действенный хозяйственный механизм в эколого-экономической сфере, где неизбежны и реально существуют противоречия экономических интересов, необходимость разрешения которых ставит вопрос о способах согласования указанных интересов [1].
Понятие определения устойчивости относительно социально-экономических процессов нашла отражение в концепции механизма глобального партнерства между странами, которая была разработана в Организации Объединенных Наций в 1992 году. Были определены 27 принципов устойчивого развития. Затем понятие устойчивого развития и устойчивости социальных и экономических систем в территориальных образованиях получили довольно-таки широкое распространение и во многом способствовали современному осмыслению многих проблем, особенно в условиях нарастающей глобализации, дошедшей и до регионального уровня.
При этом, по мнению специалистов, механизм стимулирования процесса устойчивого развития со стороны органов государственного (регионального) управления можно представить следующим образом (рисунок).
На наш взгляд, категория устойчивости является необходимой, с точки зрения развития системного подхода, а также с позиций усложнения существующих социально-экономических систем и процессов, происходящих в них. В связи с этим целесообразно определение устойчивости начать с общесистемного подхода, как одной из важнейших характеристик региональной экономики. В свою очередь, под системным подходом понимается направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. При этом исследование ориентируется на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.
При системном подходе необходимо учитывать то обстоятельство, что для сложных систем, в том числе и экономической, характерны следующие свойства:
1. Целостность, т.е. все составные части системы способствуют формированию самых высоких результатов относительно определенного критерия эффективности и при этом служат единой цели ее функционирования.
2. Одним из свойств являются также большие размеры системы, т.е. наличие большого числа составляющих ее элементов, реализующих различные функции.
3. Иерархичность системы предполагает ее рассмотрение как компонента системы более высокого уровня.
4. Интегративность как наличие у системы характеристик, которых нет у входящих в нее элементов.
5. Эмерджентность, означающая, что по мере развития большой и сложной системы связанность элементов усиливается. На определенном этапе нарастания связанности эмерджентность достигает такого уровня, при котором целостные свойства системы не только невозможно наблюдать по свойствам отдельных элементов, но и невозможно выявить статистическим обобщением свойств отдельных элементов. Нужен специальный системный метод исследования, ориентированный на это новое качество.
Устойчивость самой системы следует трактовать с позиций всех ее свойств. Во-первых, устойчивость развития региональной экономики как сложной социально-экономической системы должна обеспечивать сохранение целостности, размерности, иерархичности, интегративности и эмерджентности. Возможность утраты хотя бы одного из системных свойств приводит к нарушению устойчивости самой системы.
Во-вторых, устойчивость должна формироваться в основных элементах поведения и принятия хозяйственных решений основным субъектом – человеком (здесь как раз имеем дело, прежде всего, с экономической стороной вопроса, поскольку характерный для рыночной экономики выбор направлений использования ресурсов осуществляется в процессе выбора направлений занятости и потребительских предпочтениях).
В-третьих, при выполнении первых двух позиций устойчивость становится не только имманентным, но и одним из достаточных свойств развития социально-экономической, в том числе региональной, системы.
В-четвертых, устойчивость становится фактором социально-экономического (регионального) развития наряду с уровнем развития производства, существующим природно-ресурсным потенциалом, состоянием окружающей среды, уровнем жизни населения и др.
Механизм стимулирования процесса устойчивого развития на региональном уровне [2]
Эти вышеуказанные свойства устойчивости необходимо применять непосредственно к региональной экономической системе. Но для начала надо подчеркнуть, что важнейшими объектами изучения региональной экономики являются:
– экономические отношения между федеральным центром и регионом;
– экономические отношения внутри региона;
– межрегиональные связи;
– специализация и кооперация внутри страны и собственного экономического региона;
– природно-ресурсный, демографический и производственный потенциал региона;
– географические, природно-климатические и социально-экономические особенности региона;
– социальные условия обитания жизни населения региона;
– региональные особенности развития внешнеэкономических связей.
Проблемы региональных экономических отношений актуальны практически для большинства стран мира. Но особенно они актуальны в России по ряду причин. Во-первых, Российская Федерация занимает огромные пространства, на которых функционируют более восьмидесяти регионов – субъектов Федерации с качественно различными географическими и природно-климатическими условиями. Поэтому эффективное управление российскими регионами необходимо предполагает всестороннее познание социально-экономических особенностей каждого из них.
Во-вторых, в национальной экономике России сложился высокий уровень дифференциации в условиях жизни населения по регионам. Так, например, в Москве проживает около 6 процентов населения страны, а фонд оплаты труда доходит до 20 процентов от общероссийского, в то же время существуют регионы с обратными соотношениями аналогичных показателей.
В-третьих, наблюдаются различные направления специализации экономики регионов. Одни ориентированы на эксплуатацию природных ресурсов, другие – на их переработку, третьи – на распределение, перераспределение и потребление товаров и услуг, некоторые пытаются найти себя в инновационных и высокотехнологичных сферах.
В-четвертых, на развитие региональной экономики оказывают существенное влияние социокультурные и этно-исторические особенности региона, непосредственно влияющие и на реальное развитие всей экономики России.
В-пятых, существуют серьезные региональные различия в условиях осуществления внешнеэкономических связей. Например, близость границы, наличие прямых транспортных сообщений и т.д.
Реформы, начавшиеся в начале девяностых годов прошлого столетия в нашей стране, не имели серьезной научной базы по региональным проблемам устойчивого развития в условиях создания рыночной экономики. А имевшиеся глубокие наработки по плановому региональному развитию не находили применения в нарождающихся рыночных отношениях. Получалось, что национальная экономика, как правило, рассматривалась априори как целостный объект, для регулирования которого проводилась единая экономическая политика. В результате просто усилились диспропорции в региональном развитии и обострились противоречия между центром и субъектами Федерации. Стали углубляться кризисы не только в экономике, но и в социальной, и в политической сфере. Потребовались значительные усилия, чтобы восстановить вертикаль исполнительной власти в стране. Но проблемы обеспечения устойчивости регионального развития еще далеки от своего решения.
Масса самых противоречивых явлений, таких как спад производства и рост безработицы в депрессивных районах, энергетический кризис, гиперурбанизация и отток населения из северной части страны, серьезные экологические проблемы, центробежные тенденции в регионах, требует взвешенного, дифференцированного и научно обоснованного подхода к решению региональных проблем с учетом их особенностей.
В этих условиях резко возрастает роль устойчивого развития региональной экономики. Но для этого необходимо, чтобы федеральные законы, «правила игры», кодексы и другие элементы институциональных преобразований учитывали региональные особенности и обеспечили единство государства и регионов. При этом можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы:
– проблемы государственного регулирования экономики в условиях развития федерализма;
– оптимальное соотношение налоговых поступлений между центром и субъектами Федерации;
– вопрос о собственности на подавляющую часть объектов, отнесенных Конституцией к так называемому «совместному ведению»;
– отношение между центром и регионами в вопросах о земле;
– определение границ и форм вмешательства исполнительной и законодательной власти РФ в компетенцию субъектов Федерации;
– учет региональных особенностей при институциональных преобразованиях.
Устойчивость региональной экономики должна базироваться на совокупности принципов, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие.
Принцип преемственности. Каждый субъект Федерации является составной частью единого государства. Следовательно, региональная экономика будет развиваться устойчиво, если ее функционирование соответствующим образом согласуется с динамикой национальной экономики, если между действующими федеральными законами и региональными законами сохраняется преемственность. Иными словами, региональная экономика должна развиваться на основе обеспечения единства интересов государства и регионов. Только в этом случае можно говорить о реальном федерализме.
Принцип адаптации. Региональная экономика должна учитывать местные специфические особенности и обладать способностью адаптации к природно-климатическим или иным местным условиям, которые отличаются от других регионов. Нередко происходит следующим образом: применяемая экономическая модель, разработанная вне региона, но для него, плохо работает, потому что была создана без учета региональной специфики, не соблюдает принцип адаптации и не приспособлена к специфике данного региона.
Принцип компромисса. Проводимая региональная политика направлена на решение текущих социальных и экономических проблем, достижения определенного результата, прежде всего, самого региона, его интересы. В этих условиях нередко возникают определенные противоречия между «центром» и «регионом», между национальными интересами и региональными интересами. В связи с этим региональная экономика должна обладать достаточной адаптивностью и возможностью нахождения и претворения в жизнь различных компромиссных вариантов решения складывающейся ситуации.
Принцип эффективности. Региональная экономика должна иметь поступательный характер, должна стремиться достичь высоких экономических показателей, быть эффективной. В силу исторически сложившихся обстоятельств, а также других экономических потрясений, тот или иной регион может быть дотационным. Но при этом, все усилия проводимой экономической политики должны быть направлены на снижение процента дотационности а не наоборот, увеличение размера дотаций. При этом необходимо предоставить регионам больше самостоятельности в своих действиях, т.е. в действиях создания или нахождения такого инструмента, который бы способствовал снижению зависимости от финансовых потоков извне. Это обосновывается и тем обстоятельством, что местные управленческие кадры могут эффективнее найти пути улучшения ситуации, так как знают специфику развития региона, его особенности и возможности.
При этом важно, чтобы, получив больше самостоятельности, региональные руководители при решении тех или иных экономических и финансовых проблем не упускали необходимость обеспечения единства интересов государства и регионов.
Таким образом, под стимулированием устойчивого развития региона следует понимать процесс активизации побуждений государственными и региональными органами власти мотивов деятельности субъектов региональной социо-эколого-экономической системы, направленных на достижение целей устойчивого развития региона.
Рецензенты:
Шидов А.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;
Татуев А.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры конституционного и административного права, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Работа поступила в редакцию 31.12.2014.