В течение последних десятилетий многие страны мира осуществляют последовательное и устойчивое формирование и развитие информационного общества (ИО). Согласно сложившимся в настоящее время представлениям, развитое информационное общество характеризуется определенной совокупностью признаков, среди которых в первую очередь выделяют такие, как увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание глобального информационного пространства, появление в экономике принципиально новых подходов к использованию современных информационно-коммуникаци-онных технологий, повышение уровня профессионального и культурного образования и т.д.
В мировой практике сформировалось несколько различных подходов к построению ИО, которые определяются национальными особенностями, политического, экономического и социального характера. США исходят из существования национальной информационной инфраструктуры и построения цифровой экономики. Европейские специалисты в качестве главных факторов, определяющих условия развития информационного общества выделяют: текущее состояние национальной инфраструктуры, уровень интеграции смежных отраслей экономики, реально существующие потребности общества и фактический уровень конкуренции.
Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным изменениям во всех сферах жизни страны [4]
Одной из первых стран, реализующих программы информатизации является США, поэтому рассмотрим опыт информатизации в США более подробно. В настоящее время США теряет рынки сбыта в компьютерной, телекоммуникационной и микроэлектронной областях за счет вытеснения другими развитыми странами (Японией, Германией и др.). Причиной сложившегося кризиса в информационном секторе экономики США представляется исчерпание задела, созданного государственными программами, которые способствовали бурному развитию процессов информатизации в стране. Например, глобальная сеть Интернет выросла из созданной оборонным ведомством сети ARPAnet [2,20]. Принятие модели развития, названной "Вашингтонский консенсус", способствовало появлению так называемого "калифорнийского чуда" - "кремневой долины" на севере Калифорнии. Суть данной модели заключается в уменьшении государственного регулирования, предельном снижении налогов и создании условий конкуренции. Эффективное развитие информационных процессов при таких ограничениях стало возможно именно по причине того, что частный бизнес в США успешно приватизировал достижения многолетних оборонных программ, профинансированных налогоплательщиками, что обеспечило необходимый базис для компьютерной революции. В условиях сегодняшнего информационного кризиса Конгресс и Президент США пересматривают подходы к управлению процессами информатизации. Одним из приоритетных направлений признано информационное обслуживание граждан, в связи с чем пересматриваются нормы основных законов, связанных с участием властных структур в данном процессе [1,23]. Так, в 1996 году существенной переработке подвергся основополагающий информационный закон "О свободе информации" (The Freedom of Information Act), в новой редакции которого подробно расписаны обязанности государственных учреждений по предоставлению гражданам информации средствами интернета. В результате в настоящее время 60% американцев, имеющих доступ в интернет, пользуются правительственной информацией и получают от власти разнообразные услуги с использованием интернета. Кроме этого, американское правительство является крупнейшим в мире потребителем информационных технологий (техники, программных средств и т.п.). Расходы правительства в этой области составляют 40-50 млрд. долл. в год. Данное обстоятельство заставляет правительство постоянно обращать особое внимание на эффективность использования таких гигантских средств [7].
Результатом политики правительства США в области информации и информационных технологий стало возникновение электронного правительства. Для этого, в первую очередь, были унифицированы на уровне всех правительственных учреждений процессы сбора и предоставления информации, приобретения и использования информационных технологий, а также (что является основополагающим) создана унифицированная и эффективная государственная инфраструктура управления всеми информационными процессами. В 1995-96 гг. были приняты два закона, определившие основные направления реформирования органов государственной власти с целью коренного улучшения использования информации и информационных технологий правительственными учреждениями. Это закон "О снижении бумажного документооборота" (Paperwork Reduction Act of 1995), составивший новую 35 главу тома 44 Свода законов Соединенных Штатов ("Координация федеральной информационной политики" - Coordination of Federal Information Policy), и закон Клинджера-Коэна "О реформе использования информационных технологий" (Information Technology Management Reform Act of 1996), составивший новую 25 главу тома 40 ("Управление информационными технологиями" - Information Technology Management). Важнейшим шагом в области реформирования деятельности центрального правительства и всех федеральных государственных учреждений стало создание в рамках Административно-бюджетного управления (Office of Management and Budget) Управления по делам информации и регулирования (Office of Information and Regulatory Affairs) для непосредственного осуществления политики по руководству всеми процессами сбора, обработки, защиты и распространения информации, а также вопросов, связанных с политикой закупки и использования информационных технологий. Закон Клинджера-Коэна "О реформе использования информационных технологий" возлагает обязанности по проведению федеральной правительственной политики в области управления информационными технологиями на Директора Административно-бюджетного управления и Администратора (начальника) Управления по делам информации и регулирования - структуры, созданной на основании положений закона "О снижении бумажного документооборота" [7]. Таким образом, решение задачи по созданию реально действующего "электронного правительства", учитывая, что по данным аналитиков США занимает первое место в мире по количеству пользователей Интернет [6], предоставило возможность американскому правительству коренным образом улучшить взаимодействие государственных структур с гражданами, повысить эффективность и результативность этой работы.
К тому же, электронное правительство стало не только целью преобразований, но и инструментом широких правительственных реформ [3,103]. Унификация политики и практики позволили американскому правительству реализовать такие грандиозные по масштабам и сложности проекты, как создание федеральной инфраструктуры публичных ключей (FPKI) и системы авторизации доступа (ACES), общеправительственной системы федеральных форм (FedForms), системы поиска документов по всем правительственным учреждениям (GILS), федеральной системы госзакупок (FedBizOpps), и др.
В Европе в соответствии с Пятой рамочной программой исследований был разработан проект "Технологии информационного общества". Однако неудовлетворительные результаты первого года его выполнения побудили Европейскую Комиссию в конце 1999-го выступить с новой инициативой - "Электронная Европа", которая была принята в мае 2000 г. и призвана активизировать деятельность по формированию общеевропейского информационного общества. Основные задачи, которые призвана решить программа «Электронная Европа»:
- создание информационно-коммуникационной инфраструктуры и равный доступ к ней всех поставщиков услуг;
- четкое законодательное оформление таких сфер, как мультимедийные коммуникации и электронная коммерция, более высокий уровень защиты сделок и услуг;
- принципиально новое, высококачественное наполнение новых интерактивных услуг и эффективное электронное правительство;
- квалифицированные люди;
- глобальное покрытие сетями всей территории ЕС.
В рамках проекта «Электронная Европа» выделяют одиннадцать приоритетных направлений:
более быстрый, дешевый и безопасный Интернет:
- более дешевый и быстрый доступ в Интернет;
- более быстрый Интернет для студентов и исследователей;
- безопасные сети и смарт-карты (чип-карты);
инвестиции в людей и знания:
- европейская молодежь в цифровом веке;
- работа в экономике, основанной на знании;
- всеобщее участие в экономике, основанной на знании;
поощрение пользования Интернетом:
- развитие электронной коммерции;
- электронное правительство государственных органов;
- здоровье онлайн;
- создание цифрового наполнения для Всемирной сети;
- автоматизация транспортных потоков.
Помимо этого, в Программе заложены возможности для решения основной базовой проблемы - ускорение появления доступных телекоммуникационных услуг всех типов и назначения.
Наряду с общеевропейской инициативой есть национальные программы у Великобритании, Франции и многих других стран Европы и мира. Анализ таких программ в сравнении с основным программным документом по информатизации РФ ФЦП "Электронная Россия" указывает на весьма серьезные различия таких программ друг от друга. Эти различия в большинстве случаев являются следствием объективных причин, среди которых ведущая роль принадлежит уровню экономического развития стран.
Ключевая цель программ западных стран состоит в достижении лидирующих позиций в экономике и социальном развитии общества. В российской программе наряду с ускорением экономического роста (ясно, что говорить об экономическом лидерстве России пока рано) обозначено укрепление государственного управления. Таким образом, программы западных стран имеют четко выраженную социально-экономическую направленность и главным объектом в них являются человек и человеческие ценности. Российская программа отражает главным образом интересы государства и лишь опосредованно, через него, интересы людей.
Обозначенные в рассматриваемых программах приоритетные направления совпадают в областях правового развития, кадровых вопросов, совершенствования информационной и коммуникационной инфраструктуры и становления электронных правительств. В зарубежных программах, кроме того, большое внимание уделяется укреплению доверия людей к ИТ, поддержке малого и среднего бизнеса и мониторингу, т. е. человеческому фактору. Специфика российской программы состоит в укреплении государственных институтов, органов власти и механизмов взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, а также в содействии развитию СМИ.
Отличительная особенность большинства европейских программ и стратегий их реализации состоит в том, что все используемые онлайновые технологии - электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес и т. д. - они рассматривают не как самостоятельные изолированные сферы деятельности, а как интегрированную среду, представляющую собой единый фундамент для перехода к цифровой экономике и информационному обществу [5]. Российская программа не отвечает такому принципу интеграции онлайновых технологий в информационное общество. В России декларируются принципы информатизации ключевых отраслей экономики и сфер общественной жизни, тогда как страны ЕС ориентируется на формирование общеевропейского информационного общества.
Первые шаги для решения проблем информатизации в России уже предприняты, в частности, разработка Федеральной Целевой Программы "Электронная Россия"; создание на его основе системы центров информатизации, занимающихся вопросами обеспечения эффективной информатизации. Принятые меры далеко не в состоянии решить все проблемы. Необходима научно обоснованная методика прогнозирования и методы управления процессом информатизации на региональном уровне.
В отличие от зарубежных программ, рассчитанных на два-три года, российская определена на период до 2010-го; при этом предусматриваются три последовательных этапа. Однако, несмотря на столь большую длительность, последняя существенно отличается по масштабности: если западные программы сориентированы на формирование новой экономики и информационного общества, то российская решает совокупность хотя и ключевых, но в то же время более низкоуровневых задач [8].
Для успешной реализации программы информатизации необходимо следовать общим для всего мирового сообщества принципам:
- необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой, базирующейся на наукоемких отраслях;
- признание приоритетного характера информационного сектора. Основой успешного экономического развития становится создание новой инфраструктуры и сектора услуг, способных поддержать национальную экономику;
- широкое использование достижений мировой науки и техники;
- вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как государственную, так и частную;
- объявление роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки информации главной целью информатизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Moore Nick. Policies for an information society //Aslib. Proc. 1998. № 1. P. 20-24.
- Mouw James. Changing roles in the electronic age - the library perspective // Libr. Acquis. Pract. and Theory. 1998. № 1. P. 15-21.
- Owen Tim. Information society "vulnerable to criminals" // Inf. World Rev. 1998. № 13. P.103.
- Porat M. The Information Economy: Definition and Management. Wash. Government Print. Office, 1977.
- UK online /www.e-envoy.gov.uk www.ukonline.gov.uk/online/ukonline/home Government Action Program for Information Society http://europa.eu.int/information_society/eeurope/index_en.htm
- Worldwide Internet Users Top 1 Billion in 2005.USA Reach Nearly 200M Internet Users. http://c-i-a.com/pr0106.htm
- Артамонов, Г. Государственное управление развитием информатизации в США/ Г. Артамонов, Б. Кристальный, Ю. Травкин // Информационные ресурсы России. - 1995. - №5.
- Официальный портал Правительства РФ. Режим доступа: www.economy.gov.ru