В мировой практике формирование кластеров осуществляется на основе объективных конкурентных преимуществ региона с учетом их экономической политики и ресурсного потенциала. Кластер как элемент стратегии развития региона должен учитывать и не противоречить общей стратегической линии развития территории. Эффективность такого процесса подтверждается опытом многих развитых и развивающихся стран, показывая устойчивые высокие темпы экономического роста за последние десятки лет [1].
Базовое понятие кластера дал лауреат Нобелевской премии Майкл Портер, определяя, что «кластерами являются сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу. Обеспечивая основу необычайного конкурентного успеха в отдельных областях бизнеса, кластеры выступают ярко выраженной особенностью любой национальной, региональной и даже столичной экономики. Особенно в государствах с наиболее развитой экономикой» [2, c. 256]. С 2005 года в России сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Этот механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов.
В Концепции кластерной политики в РФ [3] территориально-производственные кластеры – объединение субъектов предпринимательской деятельности, включая поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации. Кластерной организации предпринимательской деятельности посвящено много работ (см. например [4, 5], в которых отмечается что пришедший на смену индустриальному новый технопромышленный уклад («инновационная экономика», «экономика развития», существуют и другие названия) требует иной формы организации производства, ибо отраслевая не обеспечивала внедрение новых технологий. Новейшие разработки отечественных ученых предполагают формирование новых типов производства, не имеющих аналогов в мире, способных переносить новые технологии или решения из одних областей производства в другие, соединять фундаментальную науку, ориентированную на практику, НИОКР и новые высокотехнологичные производства [подробно см. 6, 7]. Все это возможно только при кластерной организации предпринимательской деятельности [8, с. 4].
Сегодня в экономике Республики Тыва кроме освоения минерально-сырьевых ресурсов сохранились многовековые традиции ведения сельского хозяйства, особенно в животноводстве, адаптированном к территориальным условиям. Именно в сфере этнического хозяйства населения Тувы кластерная организация предпринимательской деятельности даст толчок по выпуску экологически чистой продукции, росту трудозанятости на селе, улучшению технологий в цепочке производства и мобилизации субъектов малого бизнеса от поставщика сырья до производителя. Безусловно, для создания действующего кластера нужны качественные предпринимательские проекты, исходящие от самих участников, которые бы покрыли всю территорию Республики Тыва предпринимательской сетью.
Целью кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства является повышение эффективности функционирования субъектов предпринимательства в условиях новой организации экономики региона, требующей иной формы организации производства, ибо отраслевая форма организации народного хозяйства не обеспечивает создающийся новый тип производства, основывающийся на новых технологиях и решениях. Все это возможно только при кластерной организации предпринимательской деятельности, направленной на создание новой формы организации труда и формирование мультикластерной инновационной системы. Именно кластер как институциональная форма организации нового технопромышленного и социокультурного уклада увязывает в одно целое общеотраслевое и региональное развитие [4 с. 312].
Кластерная организация предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства ориентирована не просто на рост экономики региона, но и на повышение эффективности функционирования субъектов предпринимательства, осуществляющих экономическую деятельность в сфере этнического хозяйства, роста существующего их внутреннего потенциала с учетом внешних возможностей и угроз монополизации в результате кластеризации.
Ключевым направлением в социально-экономической политике Правительство Республики Тыва считает поддержку села и сельского хозяйства и отмечает ход успешной реализации программы поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. По результатам 2012 и 2013 годов федеральный центр снизил уровень республиканского софинансирования в 2014 году с 35 до 19 процентов. Таким образом, появляется возможность расширения круга грантополучателей (в 2013 году подали 130 хозяйств, это в 3 раза превышает лимит), тем самым стимулируя развитие этнического хозяйства региона.
С 2013 года начала работать республиканская программа «Зимняя стоянка животновода – Кыштаг» до 2015 года, базированная на технологии многовекового уклада ведения этнического хозяйства в зимний период с элементами улучшения, например со строительством стационарных кошар и зимних домов для чабанов (до коллективизации скотоводы не имели деревянных строений в стоянках [9]). По данным министерства сельского хозяйства в республике насчитывается 2602 животноводческие стоянки (68 процентов приходится на личные подсобные хозяйства, 32 – принадлежат сельхозорганизациям). Цель программы – направить бюджетные средства на достижение конкретных результатов – улучшить условия чабанского труда, обеспечить стоянки водой, светом, современной сельхозтехникой. В 2013 году проведен капитальный ремонт 8 скважин водоснабжения на общую сумму 5 миллионов рублей на чабанских стоянках, имеющих проектно-сметную документацию в Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском, Сут-Хольском, Чаа-Хольском, Тес-Хемском кожуунах. Постановлением Правительства, принятым в октябре 2013 года, чабаны-участники проекта «Зимняя стоянка животновода – Кыштаг» получили право на приобретение древесины на льготных условиях. В том же году Правительством дан старт проекту «Одно село – один продукт», который дал толчок в 124 поселениях реализации 175 проектов. Большая часть проектов (96) реализуется в сфере сельского хозяйства, в области промышленности (38), в сфере культуры и туризма (29). Объем произведенной продукции и оказанных услуг за 2013 год составил более 60 миллионов рублей.
Производство мяса и мясопродуктов возросло на 80 т, молока и молочной продукции – на 5 тыс. т, хлебобулочных и кондитерских изделий – более чем на 200 т, переработки рыбы – на 20 т, дикоросов – на 40, национальной одежды и изделий из кожевенного сырья – на 3 тыс. шт., стройматериалов – на 180 тыс. кубометров. За один год создано 605 новых рабочих мест. Наблюдается рост предпринимательской активности на селе – жители почувствовали вкус к собственному делу, а муниципальные власти стали лучше понимать, каким образом при ограниченных средствах бюджета добиваться максимально возможного экономического эффекта.
В 2014 году продолжена реализация капиталоемких и долгосрочных проектов на получение реального результата в виде расширения списка брендовых товаров Тувы. В этом смысле большие надежды Тува связывает с ещё одним проектом, стартовавшим в 2013 году. Речь идёт о создании мараловодческого хозяйства «Туран». Приобретено 243 марала саяно-алтайской породы, основная партия уже осваивается на новом месте. В перспективе мараловодческое хозяйство «Туран» должно стать многопрофильным предприятием, включающим в себя, помимо племенного завода, производства по переработке пантов и изготовлению сувенирной продукции, туристический оздоровительный комплекс, санаторий с помещениями для ванных лечебно-оздоровительных процедур. Новое мараловодческое хозяйство – это не только производство пантов, это – оздоровление населения, как говорится, «фишка» для привлечения туристов. Кроме того, это возможность для трудоустройства большого количества людей.
В качестве примера можно привести планы Пий-Хемского кожууна по строительству в Туране жилого микрорайона для специалистов мараловодческого хозяйства, что подтверждает уровень заинтересованности муниципальной власти в развитии производства на их территории. Причем должен быть выбран тот вид продукции, который сможет стать брендом, привлечь потребителей в республике и вывозить ее за пределы и, кроме того, стать стимулом для развития новых производств. Промежуточный смотр достижений состоялся в конце мая 2013 года, в рамках выставки «Одно село – один продукт. Старт – 2013». Тогда по большей части, были представлены проекты, которые находились на стадии разработки или начала реализации. Несмотря на это, посетители раскупили все представленные образцы, торговый оборот составил 1,4 млн рублей. Прошло еще полгода. Накануне выставки «Одно село – один продукт. Марка – 2013» Министерство экономики республики сообщило: в настоящее время реализуется 175 поселенческих проектов, из них 137 (78 %) реализованы в 99 сельских поселениях, на стадии реализации – 38 (22 %). Только за 10 месяцев 2013 года в сельской местности создано 482 рабочих места. Участники проекта получили поддержку в сумме более чем 80 миллионов рублей. Только по линии программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РТ» на эти цели было направлено 26,7 млн рублей. Кроме того, сельским предпринимателям передано более 20 земельных участков, десятки строений.
Абсолютное большинство заявленных в ходе майской ярмарки проектов работает. Важная деталь: люди почувствовали вкус предпринимательства, желание и возможность не просто зарабатывать себе на жизнь, но и увеличивать производство, расширять ассортимент товаров, улучшать их качество, а еще – тянуть за собой своих земляков. Приведем некоторые конкретные примеры начинаний предпринимателей в сфере этнического хозяйства, участников выставки.
Молодой Кур-Дагба Ланаа из села Ак-Эрик Тес-Хемского района, искусный мастер по производству конской упряжи, получив поддержку по линии службы занятости, сам для себя создал рабочее место, купил необходимый инструмент. Жена Салбакай расшивает потники под седла, а еще шьет национальные наряды. Теперь хозяин расширяет производство, готов принять на работу сразу четверых человек, говорит, что уже нашел подходящих ребят из безработных. Служба занятости обещала помочь – выделить в начале следующего года средства на создание дополнительных рабочих мест. Тем более что дело стоящее – заказов на качественное снаряжение с улучшенным дизайном много поступает.
Айсула Натпит-оол из Самагалтая, центра Тес-Хема, получив от администрации района заброшенное здание, превратила его в кондитерский цех. Постепенно расширяют ассортимент, включая выпуск продукции из национальной кухни.
В далеком Кара-Холе Бай-Тайгинского района Дмитрий Хертек с сыном Буяном открыли столярный цех, наладили производство входных и межкомнатных дверей, мебели для юрт и кухонь. Качество такое, что первые посетители, еще до официального открытия выставки, просили все привезенные образцы продать – комплекты для кухни, аптара (сундуки) для юрт, двери и даже маленькие табуретки. Выполняли спецзаказ в Тээли – нестандартные двери для здания школы. Представители администрации села рассказали, что предприниматели также занимаются благотворительностью – ни копейки не берут за производство ритуальных принадлежностей для малоимущих земляков. Создали дополнительно три рабочих места. В планах на 2014 год – начать производство деревянных евроокон, к этому тщательно готовятся, изучают опыт коллег, например мастерской «Ампир» из Кызыла. Теперь расширяться надо – пилорама собственная необходима, тяжелый трактор, чтобы самим из леса сырье вывозить.
К молоку и молочной продукции утверждение относится в полной мере. В этой сфере реализуется сразу 27 проектов. ООО «Туранское», успевшее завоевать покупателя своим молоком в бутылках с портретом забавного теленка, качественным кефиром и сметаной, начало выпуск йодированного молока. В городских магазинах уже конкурирует с ним молоко КФХ Оюн из Чеди-Хольского района. На предприятии с начала года выпустили 214 т продукции – более чем на 7 млн 700 тыс. рублей. Кстати, КФХ получило в виде господдержки по линии программы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие АПК» 3 млн 400 тыс. рублей. Становится узнаваемым молоко под брендом «Мажалык», выпуск которого организовал Алексей Сат из Кызыл-Мажалыка Барун-Хемчикского района. Семья Ак-оол из Берт-Дага Тес-Хемского района тоже открыла цех по приемке и переработке молока. Продукция стабильно раскупается. Нужно оборудование по упаковке, ею приходится пока заниматься вручную. Молоко и молочную продукцию, в том числе национальные деликатесы, привезли из Кызылского, Дзун-Хемчикского, Тес-Хемского, Сут-Хольского, Овюрского и других районов. Причем уже в соответствующей упаковке с рекламными буклетами. Все производители говорят об одном – важно продолжать эту работу, чтобы на прилавках было как можно больше своего молока.
Немаловажен и еще один аспект в «молочном» деле. Его восстановление идет практически с нуля. Совсем недавно, в 2007 году, ситуация была такова, что в Кызыле забыли вкус местного молока. Его полностью заменяло привозное – из Хакасии, Красноярского края и даже Новосибирской области. Кызылский молокозавод задыхался без сырья, в селах животноводы, наоборот, не знали, что делать с молоком – не было приемных пунктов. В последние годы решаются одновременно две задачи – восстанавливается и увеличивается молочное стадо, в том числе с помощью поддержки семейных молочных ферм, и создаются условия для сбора и переработки молока. Понятно, что работы еще предстоит много, но тот факт, что в столице и почти во всех районах республики уже продается молочная продукция собственного производства, ассортимент и количество которой увеличиваются, говорит о том, что подход выбран грамотный.
Мамый-оол Будегечи из села Чаа-Суур Овюрского района вместе с напарником представили на выставку мебель собственного производства – из тувинской березы. Это и набор для детей, и шикарный обеденный стол с резными узорами на ножках. Оказалось, стол вместе с четырьмя стульями, тоже узорчатыми, стоит всего 10 тысяч рублей. Май-оол Онерович говорит, что заказы поступают постоянно. МУП «Чалааты» из Ак-Чыраа, как планировал, реализовал свою идею – была создана и успешно работает бригада кормозаготовителей. Доказательство доставили на выставку – сено в рулонах.
Бай-Тайгинцы привезли полный «брендовый набор» – это и национальные наряды, и кумыс, и знаменитые изделия из кожи, из агальматолита, и сувениры из искусственного камня, кстати, имеющие очень привлекательный вид и при этом – совсем недорогие. Белек Кужугет, выпускник Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, став индивидуальным предпринимателем, изготавливает изделия из дерева, натурального и искусственного камня. Он уже выпускает сувениры к Олимпиаде и к 100-летию единения Тувы и России.
Хулер Монгуш из Шагонара Улуг-Хемского района открыл пошивочную мастерскую, шьют не только национальные наряды, что еще недавно было характерно для районов, но и деловую одежду. А теперь еще в ассортименте – школьная форма. Начали с того, что с супругой пошили школьные наряды для своих детей. А уже потом поставили дело на поток, закупив качественные смесовые ткани в Новосибирске и Омске. Так Улуг-Хемский район с помощью предпринимателя оказался готовым к учебному году – в мастерской пошили 450 комплектов школьной формы. Красивой и удобной. По желанию родителей и педагогов для девочек из младших классов изготовили платьица и фартучки – похожие на те, что носили их мамы, но из хороших смесовых тканей. Занимаются в мастерской и ремонтом одежды, в том числе меховых шуб. Развернуться удалось с помощью гранта главы республики начинающим предпринимателям, который получили на конкурсной основе.
СПОК «Ногаан» из Улуг-Хема, участвующий в реализации губернаторского проекта, представил копченую рыбу, замороженные ягоды. В этом году коллектив, проведя техническое перевооружение, расширил рынок сбыта, произвел 5 т продукции. Конкуренцию ему готовятся составить предприниматели Тоджи, рыбные деликатесы привезли сразу трое. Тоджинцы уже не просто ловят рыбу, а перерабатывают ее, «одевают» в вакуумную упаковку, придают товарный вид.
Мясные полуфабрикаты – еще одна группа товаров, которые претендуют на попадание в категорию брендов. Привезли их практически из всех районов. Особенно отличился молодой предприниматель Аяс Тюлюш из Уюка Пий-Хемского района, в ассортименте его предприятия – полтора десятка наименований.
В республике, имеющей огромные запасы строительного леса, одна из актуальных задач – расширение производства качественных строительных материалов. Среди участников проекта, выбравших это направление деятельности – 10 предпринимателей. На выставке представлено более десятка видов продукции – от пиломатериала до готовых срубов.
Выставка четко обозначила два основных итога проекта «Одно село – один продукт». Первый состоит в том, что с его помощью главе региона удалось-таки заставить глав администраций муниципальных образований по-настоящему заняться развитием малого бизнеса на местах, искать инициативных и мастеровых людей, вникать в их проблемы и помогать развивать производство. Второй – проект стал эффективной формой развития села, он, несомненно, должен продолжаться, чтобы бренды каждого села стали брендами республики в самом полном смысле этого слова.
Понятно, что для дальнейшего развития этого и других проектов, стимулирующих предпринимательскую деятельность охватывающую всю территорию, требуются особые подходы и инструменты. Одним из эффективных инструментов является кластерная организация предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства Тувы. Исследования по организации кластера этнического хозяйства позволят разработать оптимальные решения по размещению предпринимательских структур и выпуска продукции на местах с учетом существующих факторов, влияющих на конечную стоимость.
Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 13-12-17002 «Разработка организационно-экономического механизма формирования целевой экономической зоны на территории Республики Тыва».
Рецензенты:
Иванов С.Н., д.э.н., профессор, Международная академия инвестиций и экономики строительства, г. Санкт-Петербург;
Песоцкая Е.В., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник, АНО ИПЭВ, г. Санкт-Петербург.
Работа поступила в редакцию 06.10.2014.