Пандемия ВИЧ-инфекции, возникшая в конце прошлого века, несмотря на значительные успехи в лечении и профилактике, достигнутые к настоящему времени, продолжает опережать глобальные усилия по ее сдерживанию. В Российской Федерации по совокупности показателей заболеваемости, пораженности и смертности ситуацию можно оценить как ухудшающуюся. Активизировался выход эпидемии из уязвимых групп в общую популяцию. Все это создает серьезные угрозы для благополучия населения и общественных институтов [2]. Волгоградская область остается одним из «лидеров» ЮФО по количеству ВИЧ-инфицированных жителей [3]. За 26 лет регистрации ВИЧ-инфекции в Волгоградской области выявлено 10121 ВИЧ-позитивных граждан, в том числе 9616 жителей области. Причем только за 10 месяцев 2013 года выявлено 858 новых случаев, заболеваемость составила 33,06 на 100 тысяч населения [3, 4]. Одной из важнейших задач в сдерживании социально значимых заболеваний является оказание помощи больным, причем не только медицинской, но и социальной [10, 11]. Возрастающее число ВИЧ-инфицированных граждан влечет увеличение количества нуждающихся в социальном сопровождении [8]. Система медико-социального обеспечения людей, живущих с ВИЧ/СПИД, сложна и включает множество субъектов, одним из которых является специалист по социальной работе [2]. Чтобы успешно выполнять свою функцию, каждый из специалистов должен быть профессионалом. Социальная характеристика профессионала включает социальную сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широту кругозора, удовлетворенность служебной деятельностью. Процесс профессионализации специалиста начинается во время учебы в вузе. От того, насколько он, будучи студентом, готов к выполнению своей профессиональной роли, может зависеть в дальнейшем эффективность его деятельности, в том числе в системе медико-социальной помощи людям, живущим с ВИЧ [6, 7].
Цель исследования – оценить готовность студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», к выполнению профессиональной роли в системе медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным гражданам.
Материалы и методы исследования
Проведено медико-социологическое исследование, в рамках которого выполнено очное индивидуальное анонимное анкетирование студентов различных курсов (с 1 по 5), обучающихся в Волгоградском государственном медицинском университете по специальности «социальная работа». После анкетирования проведено групповое ненаправленное (свободное) интервью этих же респондентов. Всего опрошено 78 человек, из них большинство (93,6 %) – женщины (73 человека), доля мужчин составила 6,4 % (5 человек). Средний возраст респондентов был 20,2 ± 0,29. В зависимости от длительности обучения в вузе мы условно разделили всех респондентов на 2 подгруппы: в первую вошли студенты 1–3 курсов, во вторую – 4–5. Соответственно размер выборок составил 46 и 32 человека. Состав подгрупп по гендерному признаку был примерно одинаков, средний возраст несколько отличался (18,9 ± 0,26 и 21,9 ± 0,45 соответственно). Такое деление на подгруппы предложено, исходя из того, что на четвертом курсе изучается дисциплина «Социально-медицинская работа с инфекционными больными» (согласно учебному плану, составленному в соответствии с Государственным образовательным стандартом, утвержденным в 2000 г. для специальности «социальная работа») [9]. По нашему мнению, это могло повлиять на результаты. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы «Microsoft EXCEL, 2003».
Результаты исследования и их обсуждение
Сначала мы выяснили, как студенты оценивают возможность своего участия в оказании социальной помощи такой категории граждан, как люди, живущие с ВИЧ/СПИД. На вопрос «Как Вы думаете, придется ли Вам оказывать помощь людям, живущим с ВИЧ?» утвердительно ответили 52 человека (66,7 %), отрицательно – 5 человек (6,4 %), остальные 26,9 % (21 человек) затруднились ответить.
На следующий вопрос «Согласитесь ли Вы оказывать помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИД?» дали положительный ответ 80,8 % респондентов (63 человека), причем 16 человек (20, %) согласны работать при отсутствии средств защиты, 47 человек (60,3 %) – только со средствами защиты, постараются избежать оказания помощи такому пациенту лишь 6 человек (7,7 %), остальные 9 человек (11,5 %) ответить затруднились. Данные результаты демонстрируют наличие высокой социальной сознательности среди будущих специалистов.
В ходе опроса выявлено, что 62,9 % респондентов (49 человек) боятся заразиться ВИЧ в случае работы с больным ВИЧ/СПИД (10,3 % – достаточно сильно, 52,6 % – умеренно), 29,5 % (23 человека) не испытывают страха перед инфицированием, 7,7 % (6 человек) не смогли ответить. При этом большая половина опрошенных (43 человека, т.е. 55,1 %) считает, что риск заражения специалистов по социальной работе и социальных работников при оказании помощи ВИЧ-инфицированным низкий, лишь 3 студента (3,8 %) считают его высоким, остальные 32 (41,1 %) выбрали ответ «верно нечто среднее».
Наличие страха перед инфицированием является одной из причин таких явлений, как стигматизация и дискриминация людей, живущих с ВИЧ/СПИД [6]. Предрассудки и дискриминация, присутствующие в медицинской среде, по-прежнему выступают самым большим препятствием на пути к использованию услуг нуждающимися в них [2]. Поскольку эти явления могут повлиять на выполнение специалистом по социальной работе своей профессиональной роли, мы оценили их присутствие среди будущих работников. Был задан вопрос: «Каковы Ваши чувства по отношению к людям, живущим с ВИЧ/СПИД»? Большинство респондентов (58 человек, т.е. 74,4 %) ответили, что относятся к ним, как к обычным пациентам. Лишь 8 человек (10,3 %) отметили страх, брезгливость, никто не указал пункт «полное неприятие данной категории лиц». На вопрос «Как Вы отнесетесь к коллеге при наличии у него ВИЧ-инфекции?» лишь 1 человек (1,3 %) ответил, что прекратит любые контакты. Напротив, большинство, а именно 64,1 % (50 человек) постараются оказать психологическую и медицинскую помощь. Однако 34,6 % (27 человек) ответили, что сохранят отношения, но сделают их более формальными. Данные результаты указывают на наличие скрытой стигматизации ВИЧ-инфицированных среди многих будущих специалистов по социальной работе.
Ответы на вопросы, отражающие уровень знаний респондентов по вопросам эпидемиологии ВИЧ-инфекции (о путях распространения, мерах профилактики) показали их достаточно высокую информированность, в том числе среди студентов, только начавших свое обучение, что свидетельствует о широте их кругозора. Однако по ряду аспектов проблемы уровень знаний будущих специалистов можно считать недостаточным. Так, например, лишь 20 % студентов допускают, что ВИЧ-инфекция может встречаться у социально благополучных людей. При рассмотрении результатов в подгруппах установлено, что во второй подгруппе осведомленность респондентов по теме все же была несколько выше. Субъективная оценка своих знаний студентами примерно соответствовала объективным данным, полученным в ходе анкетирования. Удовлетворены своими знаниями о ВИЧ/СПИДе 47,4 % (37 человек), не удовлетворены – 28,2 % (22 человека), 24,4 % (19 человек) затруднились ответить. Свои знания по этой проблеме они получают из различных источников, а именно: из монографий – 19,2 %, конференций – 16,7 %, лекций и практических занятий в вузе – 73,1 %, средств массовой информации (СМИ) – 88,5 %, не было ни одного респондента, ответившего, что у него не нашлось таких источников. Большинство студентов в обеих подгруппах ориентируются на информацию, получаемую из СМИ (включая интернет), однако примечательно, что по мере обучения увеличиваются доли студентов, получающих знания из монографий, научных конференций, лекций, что свидетельствует о возрастании значимости наиболее достоверных источников информации. Нагляднее это изображено на рисунке.
Сравнение значимости различных источников информации о ВИЧ/СПИДе
для студентов специальности «социальная работа»
Ответы на вопрос «По каким аспектам ВИЧ-инфекции вы нуждаетесь в дополнительной информации?» показали, что в дополнительной информации о профилактических мероприятиях нуждается 24,4 % респондентов, об этиопатогенезе, клиническом течении – 20,5 %, об эпидемиологии – 20,5 %, значительная часть – 42,3 % ‒ хотела бы получить дополнительные знания по всем вышеперечисленным разделам, лишь 6 студентов (7,7 %) ответили, что у них нет желания получать дополнительную информацию о ВИЧ-инфекции. Данные результаты, на наш взгляд, демонстрируют высокую профессиональную заинтересованность будущих специалистов
Во время интервью студенты отвечали охотно, активность при этом была высокой в обеих подгруппах. На вопрос «Хотели бы Вы уже сейчас в качестве волонтеров участвовать в помощи людям, живущим с ВИЧ?» большинство дали положительный ответ. Это, по нашему мнению, подтверждает наличие высокой профессиональной заинтересованности респондентов.
В процессе интервьюирования студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», отмечено, что респонденты используют термины: «ВИЧ-инфицированный больной», «группы риска», тогда как лингвистические тенденции в настоящее время таковы, что все чаще употребляются: «люди, живущие с ВИЧ», «уязвимые группы». Использование более «нейтральных» терминов может способствовать преодолению стигматизации, которая в свою очередь может быть одной из детерминант неэффективного выполнения профессиональной роли будущим специалистом [1, 5].
Выводы
На основании полученных данных можно сделать вывод, что у студентов медицинского вуза, обучающихся по специальности «социальная работа», высок уровень социальной сознательности, достаточно широкий кругозор, имеется выраженная профессиональная заинтересованность, все это свидетельствует о достаточно высокой готовности к оказанию социальной помощи, в том числе людям, живущим с ВИЧ/СПИД.
Однако выявлен ряд факторов, способных повлиять в дальнейшем на выполнение будущими специалистами по социальной работе своей профессиональной роли. В частности: страх перед заражением, явления скрытой стигматизации. Боязнь инфицирования может быть связана с недостаточным уровнем знаний по проблеме ВИЧ/СПИД.
Основными источниками информации по данной теме для всех респондентов являются средства массовой информации. Имеет место прямая корреляция между длительностью обучения в вузе и повышением значимости более достоверных источников, таких как монографии, научные конференции, лекции, которые могут быть использованы для устранения детерминант неэффективного выполнения будущими специалистами своей профессиональной роли. В частности, для преодоления стигматизации можно шире использовать на лекциях, конференциях такие лингвистические тенденции, как употребление более «нейтральной» терминологии, например, «люди, живущие с ВИЧ/СПИД» вместо «ВИЧ-инфицированные больные», «уязвимые группы» вместо «группы риска».
Согласно учебному плану, реализуемому в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным в 2010 г., для специальности «социальная работа», квалификации «бакалавр», дисциплина «Социально-медицинская работа с инфекционными больными» не предусмотрена [9]. Учитывая это, необходимо включить в программы других дисциплин достаточное количество часов на изучение вопросов социального сопровождения инфекционных больных, в частности ВИЧ-инфицированных, внести в список дополнительной литературы соответствующие источники, предусмотреть освоение необходимых компетенций.
Оптимизации процесса профессионализации будущих специалистов по социальной работе может также способствовать проведение межкафедральных научно-практических студенческих мероприятий по проблеме ВИЧ-инфекции, активное вовлечение волонтеров из числа студентов факультетов социальной работы в систему помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД.
Рецензенты:
Седова Н.Н., д.ф.н., д.ю.н., профессор, заведующая кафедрой философии и биоэтики, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Волгоград;
Деларю В.В., д.соц.н., профессор кафедры общей и клинической психологии, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Волгоград.
Работа поступила в редакцию 30.04.2014