Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF THE TRADITIONAL CATTLE-BREEDING AT THE TRANSBOUNDARY TERRITORIES OF THE REPUBLIC OF BURYATIA AND MONGOLIA

Батуева Д.Ж., Тайшин В.А.
In the modern geopolitical situation the problems of development is one of the mains problems of development of any territory, transboundary territory included .In the given work some results of the investigations of the social and economic development of the traditional cattle-breeding at the period of reformation are represented.

В последнее десятилетие значительно возрос интерес к проблемам трансграничных территорий. Их актуальность объясняется тем значением, которое приобретают данные территории в свете Концепции устойчивого развития, принятой на Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Её положение имеет значение для всех государств, сотрудничающих с Россией включая соседние страны – Монголия и Китай.[1]. Общие интересы и подходы трехстороннего сотрудничества будут просматриваться в социально-экономических, экологических, этнических и других аспектах.

В результате аграрной реформы в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного комплекса России и Монголии произошли значительные социально-экономические преобразования. В настоящее время (по материалам Госкомстата РБ на 01.01.2005 г.) в АПК Республики Бурятия после реформирования колхозов и совхозов созданы 104 предприятий новых организационно-правовых форм хозяйствования, 2551 крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющие средний размер сельскохозяйственного участка 53 га (общая площадь 136,3 тыс. га), 149,4 тыс. личных подсобных хозяйств и граждан имеющие участки 88,7 тыс.га., в среднем на 1 семью имеют 0,59 га.

В структуре производства сельскохозяйственной продукции доля сельскохозяйственных предприятий составляет -16%, хозяйств населения- 81% и крестьянских (фермерских хозяйств) -3%.

Анализ сельского хозяйства в Республике Бурятия по всем категориям хозяйств за прошедшие 8 лет свидетельствует о том, что производство снизилось. Так, например, размеры посевных площадей за период уменьшились на 65,16%, а валовой сбор зерновых культур на 76,72%. В целом же продукция растениеводства составляла в 1992 году 31,58% от всего объема сельскохозяйственного производства, в то время как остальной удельный вес (68,42%) приходилось на животноводство. Однако, даже в сравнительно благополучный предреформенный год для растениеводов, так же наблюдается приоритет в Республике Бурятия животноводства над растениеводством. В 2006 году соотношение продукции отраслей несколько изменилось: на долю растениеводства приходится 36,50%. Увеличение доли растениеводства произошло за счет значительного сокращения объемов производства в животноводстве и несколько в меньшей степени сокращения производства растениеводческой продукции.

По нашим опросам (2001) причинами уменьшения поголовья животных в сельскохозяйственных предприятиях считают: 89% респондентов указывают на низкие закупочные цены животноводческой продукции (в частности, на мясо у перерабатывающих предприятий); 67% респондентов отмечают недостаточное и несбалансированное кормление животных; 71% - неудовлетворительное ведение борьбы с сельскохозяйственными вредителями и сорняками; 83% - недостаточное внесение минеральных и органических удобрений. Большая часть руководителей (54%) считают непрерывный рост цен на электроэнергию и горюче-смазочные материалы. [2].

На приграничных территориях Монголии численность поголовья скота значительно превышает численность поголовья скота на приграничных территориях Бурятии: КРС – в 3,4 раза и составляет 390,6 тыс. голов, овец и коз – в 43 раза и составляет 3360,3 тыс. голов. [3] За 1990-2005 гг. (по материалам Госкомстата РБ) в Республике Бурятия численность овец сократилась с 1384 тыс. голов до 216,0 тыс. голов, или 6,4 раза. Снижение численности поголовья овец обусловлено не только сложившейся ситуацией на мировом рынке шерсти, но главным образом, общим кризисным состоянием экономики. При этом можно отметить, что поголовье овец и КРС по состоянию 2005 года в приграничных районах увеличилось на 8,5 – 35% и 0,7-12,9% соответственно, чем в других районах РБ (кроме Кяхтинского - КРС и Джидинского районов - овец). Резкое сокращение поголовья свиней в приграничных районах явилось следствием высоких цен на корма.

Сельскохозяйственное производство Монголии в целом сохраняет традиционную, четко выраженную специализацию. Традиционное животноводство Монголии базируется на использовании в основном кормов естественных угодий и дает самое дешевое мясо, шерсть, кожу и молоко.

Животноводство в Монголии является традиционной отраслью и ведется в основном экстенсивно и базируется на круглогодовом пастбищном содержании скота с перекочевками по сезонам года. По результатам обследования в 2005 –2006 г.г. в Орхонском, Арахангайском, Хубсугульском и Центральном аймаках Монголии в среднем на одну семью приходилось примерно 106 голов скота (в физических единицах), в том числе 18 - крупного рогатого скота, 6 - лошадей, 51 - овца и 31 - коза. По словам глав хозяйств, их хозяйства почти не производят товарной продукции. Для экономически эффективного производства они считают что, необходимо иметь вдвое больше скота и совершенную реализацию произведенной продукции. В большинстве своем разводится малопродуктивный скот местной селекции.

Большинство животноводческих семей (64%) живут и трудятся далеко от центра сбыта своей продукции, поэтому не вовлечены в рыночные отношения. В настоящее время всё большее число из опрошенных животноводов начинает понимать невозможность решения своих социальных и трудовых проблем.

Анализ животноводства на трансграничных территориях Бурятии и Монголии показывает, что за период реформирования в отрасли произошли существенные изменения в производстве продуктов животноводства. Во-первых, резко сократилось производство основных видов животноводческой продукции, во-вторых, основными производителями этой продукции стали не сельскохозяйственные предприятия, а хозяйства населения. В Монголии переход от централизованной плановой экономики на рыночные отношения также, как и в России, начался с 1990 года. В рамках общих экономических преобразований проводились и аграрные реформы. В результате приватизации государственной и кооперативной собственности в сельском хозяйстве Монголии более 90% общего поголовья скота перешло в руки частных семейных хозяйств. В Республике Бурятия в хозяйстве населения находится 75,3% поголовья крупного рогатого скота в том числе 80,4% коров, 80,3% свиней, 31,8% овец и 30,4% лошадей.

Диаграмма № 1

Диаграмма №2

Диаграмма №3

Диаграмма №4

Из диаграмм (1-4) видно, что в сельскохозяйственных предприятиях поголовье крупного рогатого скота, овец, и лошадей с каждым годом снижается, а в личных подсобных хозяйствах поголовье КРС и лошадей увеличивается. В период рыночной экономики этот сектор сельского хозяйства должен стать преобладающим, об этом свидетельствует сельскохозяйственное производство развитых стран Европы и Америки (Швеция, Голландия, Германия, США и Канада). [2]

Социально-экономические условия на трансграничных территориях в значительной степени определяются негативными тенденциями в жизнедеятельности животноводов. Это отрицательно сказалось на производстве животноводческой продукции и ее себестоимости. В настоящее время необходимо создать благоприятные условия для нормального развития рыночных отношений в сельском хозяйстве. Взаимоотношения трансграничных территорий должны осуществляться в направлении установления режима наибольшего благоприятствования в области традиционных экономических связей и в реализации новых направлений внешнеэкономического сотрудничества.

Работа выполнялась при финансовой поддержке грантов СО РАН по экспедиционным исследованиям и безвалютному обмену учеными РБ и Монголии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамова Н.А. Россия, Монголия и Китай в Глобальном мире//Материалы Международной научно-практической конференции. Улаанбаатор, 2003. – С. 2.
  2. Батуева Д.Ж. Развитие АПК Республики Бурятия в условиях рационального природопользования: состояние и меры оздоровления//Проблемы устойчивого развития регионов в XX1 веке. Издательство Биробиджанского Государственного педагогического института. 2002.- С.47-48.
  3. Хандажапова Л.М. и др. Социально-экономический потенциал развития приграничных территорий Бурятии и Монголии// Трансграничные аспекты использования природно-ресурсного потенциала бассейна реки Селенги в новой социально-экономической и геополитической ситуации. Издательство ГУЗ РЦМП МЗ РБ Улан-Удэ, 2006.- С.241-246.