И.П.Павлов, первый в России получивший в 1904 г. Нобелевскую премию, во вступительной лекции студентов отмечал, что И.М.Сеченова приличествует называть отцом русской физиологии в связи с открытием им явления торможения или задерживания спинномозговых рефлексов. «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченова, условные рефлексы И.П.Павлова явились толчком или базисом интероцептивных рефлексов К.М.Быкова. А его ученик и последователь В.Н.Черниговский, являясь лидером изучения интерорецепции кровеносных сосудов в отечественной и мировой литературе, впервые заявил, что сосудистая система представляет собой единое интероцептивное поле. Поэтому его справедливо считают основоположником учения об интерорецепции тканей. Дальнейшее изучение интерорецепции тканей показало, что проприо- и экстерорецепция тканей в сложном процессе деятельности внутренних органов и кровеносных сосудов не менее важна, чем интероцепция, так как полезный приспособительный результат биоэкологической системы может быть достигнут только при взаимодействии различных видов рецепторов. Появились понятия гормонорецепция, осморецепторы, фармакорецепция. Существенным объектом в доказательстве этого положения явилась ларвоциста биогельминта эхинококка, которая может локализоваться в различных органах и тканях животных и человека.
Материалом для исследований служили не только экспериментальные животные (кошки, собаки, кролики, мыши, крысы), на которых изучались интероцептивные влияния клеток и тканей различных органов, но и органы и ткани животных и человека, пораженные эхинококкозом, в которых развивались ларвоцисты эхинококка и альвеококка, полученные из клиник и мясокомбинатов г. Волгограда и области. Многолетнее изучение интерорецепции кровеносных сосудов и тканей не только помогло в этом, но и оказалось основой концепции биорецепции, а ларвоциста биогельминта эхинококка стала удобной моделью для доказательства универсальности этого понятия и в других биоэкологических системах. Это позволило в 1982 году установить неизвестное ранее явление реципрокной биорецепции клеток и тканей.
Профессор физиолог И.Н.Давыдов (г.Волгоград, 1952-1969) - ученик и последователь адемиков В.В.Парина и В.Н.Черниговского еще до 60-х годов прошлого столетия предсказывал важную роль биологических мембран в физиологических реакциях целостного организма, он неоднонратно говорил, что будущее в биологии принадлежит физиологии биологических мембран (последующие данные по гормоно- и фармакорецепции подтвердили его прогноз, также как подтвердилось мнение И.П.Павлова, высказанное им ранее, что будущее физиологии -это физиология клетки), а профессор биолог Ю.К.Богоявленский (Москва) - ближайший ученик академика К.И.Скрябина поддерживал новую концепцию биорецепции и то, что ларвоциста эхинококка является удобной универсальной моделью биоэкологических или реципрокных биорецептивных рефлексов.
В целостном организме биотической или биоэкологической средой для внутренних органов, например, для сердца и легких является грудная клетка и окружающие ее ткани, в то время как для клеток и тканей этих органов их строма также является биотической средой, и без биоэкологических рефлексов, которые могут быть только реципрокными, в деятельности клеток и тканей этих органов здесь не обойтись. На этом примере мы имеем основание говорить об эндоэкологии на различных уровнях биологической интеграции, а концепция биорецепции, включающая нервный и эндокринный факторы, объединяет эти уровни, направленные на гомеокинез или гомеостаз этой биоэкологической системы.
Работа представлена на III научную международную конференцию «Актуальные проблемы науки и образования», Варадеро (Куба), 20-30 марта 2008 г. Поступила в редакцию 27.03.2008.