Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано с многообразием экстремистских проявлений, высоким уровнем киберэкстремизма, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране [2].
Наиболее подверженной деструктивному влиянию является молодежная среда. Именно молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Среди множества факторов, влияющих на активизацию экстремистских проявлений в молодежной среде, наиболее важным является использование сети интернет в противоправных целях. Использование интернета обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях.
В этих условиях возникает необходимость расширения охвата фронтом борьбы с опасными социальными явлениями в киберпространстве. Усиление государством конкретных и действенных мер, направленных на предотвращение киберэкстремизма может быть воспринято обществом как признак нарастания угрозы.
В такой ситуации система образования способна внести реальный вклад в стабилизацию психологического состояния общества. Образовательные учреждения обладают существенным пропагандистским потенциалом, распространяющимся не только на миллионы учащихся, но и на массы родителей, ближайших родственников учащихся и студентов.
Основным преимуществом организации антитеррористической пропагандистской работы государства через сферу образования является возможность избежать «лобового» воздействия на сознание граждан, которое может сопровождаться обратным результатом, что нередко и происходит на практике.
Представляется совершенно очевидной задача создания специфического «антиэкстремистского сегмента» в содержании работы образовательных учреждений всех уровней образования, включающего в себя превентивные мероприятия по борьбе с киберэкстремизмом. Это направление деятельности образовательных учреждений должно коренным образом и принципиально отличаться от традиционных целей, содержания и форм передачи прагматичных знаний о безопасности. Оно должно основываться не только на передаче знаний или формировании навыков, но и на развитии отношений к явлениям, относящимся к сфере экстремизма в целом и киберэкстремизма в частности. Все это определяет комплекс общих и специфических целей и задач. Особая роль в профилактике киберэкстремизма отводится школе, поскольку данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. Основы же любой культуры закладываются именно в школьном возрасте.
В связи с этим целью профилактики киберэкстремизма в образовательных учреждениях является: развитие активного неприятия экстремизма во всех его проявлениях учащимися школ и других учебных заведений Российской Федерации, их родителями и учителями, помощь в ослаблении психологических предпосылок возникновения этих антисоциальных явлений в регионе.
Основными задачами являются:
1. Формирование у школьников, их родителей и учителей представления:
- о порочности экстремизма во всех его проявлениях как способа решения отдельных противоречий в сферах межнациональных и межконфессиональных отношений между людьми;
- о несостоятельности терроризма как основного средства достижения целей политическими экстремистами.
2. Содействие выработке у школьников, их родителей и учителей:
- иммунитета к попыткам экстремистских кругов влиять на сознание граждан России;
- психологической устойчивости перед проявлениями экстремизма и киберэкстремизма.
3. Оказание влияния на предупреждение появления среди школьников, их родителей и учителей:
- немотивированных опасений и слухов о необоснованном ограничении прав граждан;
- элементов экстремистских воззрений.
Обозначенная цель и задачи профилактики экстремизма и киберэкстремизма соотносятся с общей целью и задачами гражданского воспитания и образования школьников, среди которых ключевыми являются:
Общая цель: развитие гражданственности, чувства ответственности за себя и свое будущее, свою семью и близких, будущее России.
Общие задачи:
- Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной.
- Формирование политической, нравственной и правовой культуры личности.
- Воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина.
- Развитие толерантности.
Однако следует признать, что вся работа по гражданскому образованию и воспитанию в регионах, как и в Российской Федерации, в целом, длительное время велась без необходимого внимания государства, носила стихийный характер и в определенной мере воспроизводила не всегда самые лучшие зарубежные образцы и технологии.
Практика показывает бесперспективность попыток внедрения в работу массовой школы каких-либо инноваций, если они проводятся без специальной дополнительной подготовки или переподготовки педагога, выходящей за пределы его основной профессиональной компетенции.
В связи с этим очень важным моментом является формирование компетенций, связанных с готовностью к проведению профилактики киберэкстремизма у будущих учителей в рамках направления подготовки бакалавров «Педагогическое образование».
Подготовка бакалавров осуществляется в соответствии с требованиями стандарта ФГОС ВПО, реализующего компетентностный подход. Компетенция рассматривается в ФГОС ВПО как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области. Существуют различные классификации компетенций. Одной из таких классификаций, отражающей существо проблемы, является деление их на профессиональные и надпрофессиональные компетенции [3]. Компетенции, связанные с готовностью к проведению профилактики киберэкстремизма, охватывают обе группы компетенций.
Успешность реализации компетентностного подхода напрямую зависит от того, насколько точно определены и описаны требования к результатам обучения и их развитие от уровня к уровню в новых образовательных программах. Кроме того, очень важно, чтобы эти требования полностью соответствовали как требованиям рынка труда, так и требованиям социума. Основой для гармонизации всех обозначенных требований является рамка квалификаций [1]. Она предполагает рассмотрение непрерывного профессионального образования как многоуровневой системы, в которой все знания, умения и компетенции, являющиеся результатами обучения, таксономичны по своей природе. Основу для их приращения и развития может обеспечить реализация преемственности выделенных в рамке квалификаций уровней и определение возможностей их достижения посредством формального, неформального и внеформального обучения [3].
Такая рамка квалификаций, учитывающая региональные особенности Челябинской области, была разработана в рамках проекта «Темпус», в котором Магнитогорский государственный университет принимал непосредственное участие [4].
В основу мер профилактики киберэкстремизма помимо профессиональных компетенций могут быть положены требования образовательной сетки квалификаций по двум дескрипторам:
- Мотивационно-ценностные ориентации – как приверженность ценностям: этическим, правовым, нравственным, экологическим и т.д.
- Культурологические качества – как комплекс способностей к восприятию, пониманию культуры, культурному взаимообмену, толерантность.
Эти дескрипторы определяют мотивационно-поведенческие качества личности.
О важности результатов обучения, выраженных данными дескрипторами, говорит проведенный опрос. В опросе приняли участие все образовательные учреждения начального, среднего и высшего образования. Всего было опрошено 170 руководителей выпускающих подразделений.
Анализ полученных в ходе интервьюирования результатов проводился в соответствии со следующей логикой исследования [3]:
1) определение адекватности выбора выделенных дескрипторов, корректности их формулировки и уточнение их содержания;
2) определение коррелируемости между важностью оценки результатов обучения по выделенным дескрипторам и полнотой их сформированности в образовательных учреждениях разных образовательных уровней;
3) выявление мнения экспертов о качественной характеристике результатов обучения по образовательным уровням в соответствии с выделенными дескрипторами.
Данные по анализу дескриптора «Мотивационно-ценностные ориентации» представлены на рис. 1.
Рис. 1. Процентное распределение ответов респондентов по дескриптору «Мотивационно-ценностные ориентации»
При оценке применимости дескриптора «Мотивационно-ценностные ориентации» к оценке результатов обучения представители системы среднего, высшего и послевузовского образования согласны с выделением данного дескриптора. Многие интервьюеры отметили необходимость дополнения его содержания такими компонентами, как социальная ответственность, мотивация к получению профессиональных знаний и умений.
Мнения представителей начального профессионального образования разделились примерно поровну, при этом 46,67 % высказали мнение о том, что мотивационно-ценностные ориентации не являются основным результатом обучения по их образовательным программам, поэтому отнесли этот дескриптор к категории «частично подходит».
Данные по анализу дескриптора «Мотивационно-ценностные ориентации» представлены на рис. 2.
Важность учета культурологических качеств при описании результатов обучения оказалась весьма спорной. При оценке пригодности данного дескриптора превышен порог в 10 % респондентов, отметивших данный дескриптор как не подходящий для описания квалификационных требований. Однако входящие в этот дескриптор компоненты содержатся во всех стандартах ФГОС в качестве результатов обучения по всем образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, что определяет необходимость включения данного дескриптора с уточнением его содержания. Кроме того, данный дескриптор очень важен с точки зрения профилактики киберэкстремизма.
Рис. 2. Процентное распределение ответов респондентов по дескриптору «Культурологические качества»
Анализ коэффициентов корреляции в соответствии со шкалой Чеддока показал, что согласованность оценки важности, полноты содержания выделенных дескрипторов и сформированности результатов обучения по данным измерителям характеризуется как «высокая», «заметная» и «умеренная».
Описание результатов обучения по обозначенным дескрипторам представлено в таблице.
Описание результатов обучения
Мотивационно-поведенческие компетенции |
|
Мотивационно-ценностные ориентации |
Культурологические качества |
Начальное профессиональное образование |
|
Понимает значимость выбранной профессии, базовые ценности культуры, обладает гражданской позицией |
Имеет представление о необходимости бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям |
Среднее профессиональное образование (базовое) |
|
Понимает и руководствуется базовыми ценностями культуры, обладает сформированной гражданской позицией, осознает социальную значимость выбранной профессии |
Понимает необходимость бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям |
Среднее профессиональное образование (углубленное) |
|
Руководствуется базовыми ценностями культуры, обладает гражданственностью и гуманизмом. Демонстрирует готовность взять на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку |
Понимает важность и руководствуется принципами бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям, уважения социальных, культурных и религиозных различий |
Бакалавриат |
|
Применяет осознанно значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации. Демонстрирует принятие нравственных обязанностей по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе |
Понимает культуру и обычаи других стран и народов, толерантно относится к национальным, расовым, конфессиональным различиям. Имеет начальную подготовку к межкультурным коммуникациям |
Специалитет |
|
Применяет осознанно гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации. Демонстрирует принятие нравственных обязанностей по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе |
Оценивает культуру и обычаи других стран и народов. Имеет базовую подготовку к межкультурным коммуникациям |
Магистратура |
|
Следует гуманистическим ценностям для сохранения и развития современной цивилизации, нравственным обязанностям по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе и создает на их основе новые. Использует знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов |
Способен работать в международной культурной среде. Выявляет и сопоставляет социокультурные особенности разных стран, достижения и уровень исследований крупных научных центров по избранной специальности |
Аспирантура |
|
Участвует в распространении и развитии гуманистических ценностей в целях сохранения и развития современной цивилизации; нравственных убеждений по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе. Использует этикетные формы научного общения |
Участвует в различных формах и видах международного сотрудничества (совместный проект, гранд, конференция, конгресс, симпозиум, семинар, совещание и др.), оценивает достижения науки в других странах |
Докторантура |
|
Участвует в распространении и развитии гуманистических ценностей в целях сохранения и развития современной цивилизации; нравственных убеждений по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе. Использует этикетные формы научного общения |
Участвует в различных формах и видах международного сотрудничества (совместный проект, гранд, конференция, конгресс, симпозиум, семинар, совещание и др.), оценивает достижения науки в других странах |
Компетентностный подход, положенный в основу разработки образовательной сетки квалификаций, позволяет не просто сформировать знаниевую основу будущей профессиональной деятельности учителя, но и отношение к ней и к ее результатам, в том числе с точки зрения превенции экстремизма и киберэкстремизма. Это особенно важно для учителя и педагога не столько как необходимая составляющая мировоззренческой культуры, сколько методической. Думается, что важность последнего очевидна для людей, посвятивших себя профессии, связанной с воспитанием подрастающих поколений в условиях широкой доступности интернета и сопутствующего ему усилению медиапрессинга.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Подготовка педагогических кадров к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи», проект № 13-06-00156.
Рецензенты:
Климова Т.Е., д.п.н., профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск;
Беликов В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
Работа поступила в редакцию 18.09.2013.