Талассотерапия - лечебное использование морских купаний и климата морского побережья является одним из важных рекреационных факторов. В процессе морских купаний на организм оказываются гидродинамическое, температурное и химическое воздействия. В результате талассотерапии тренируются механизмы терморегуляции, активизируется деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, повышается потребление кислорода. При погружении в теплую морскую воду снижается тонус парасимпатической нервной системы, сопровождаясь увеличением частоты сердечных сокращений без сужения сосудов.
Известно, что микроциркуляция (МКЦ) представляет собой мельчайшую структурно-функциональную единицу системы кровообращения, где происходит взаимодействие между током крови и работой тканей, обеспечивающее осуществление различных клеточных функций. Расстройства МКЦ играют важную роль в патогенезе многих заболеваний, поэтому объективная регистрация периферического кровотока необходима для оценки состояния и механизмов регуляции кровотока в микроциркуляторном русле.
Для изучения влияния талассотерапии на состояние (МКЦ) было проведено обследование 41 практически здорового лица (19 мужчин и 22 женщины) в возрасте от 21 до 55 лет (средний возраст 47,1+1,7 лет) отдыхавших в теплый период (июнь-октябрь) в пансионате санаторного типа «Нева-Интернейшенел» г. Сочи. Рекреанты не имели повышенного артериального давления при многократном его измерении: систолическое АД у них не превышало 139 мм рт.ст., а диастолическое - 89 мм рт.ст. В начале отдыха у них отсутствовали отклонения клинико-лабораторных и биохимических показателей от нормы. Из всех курортных факторов они получали только талассотерапию без каких-либо ограничений. В конце отдыха (через 10 дней) при заключительном обследовании у них также не было зарегистрировано каких-нибудь значимых изменений в исследованных показателях.
Исследование параметров МКЦ проводили с помощью лазерной допплеровской флуометрии (ЛДФ) на аппарате ЛАКК-01. Датчик располагался в области задней (наружной) поверхности левого предплечья в точке, находящейся выше основания шиловидных отростков локтевой и лучевой костей на 3-4 см по срединной линии. Эта область является более предпочтительной, поскольку она является зоной сердца Захарьина-Геда, в ней много «нутритивных» микрососудов и мало артериоло-венулярных анастомозов, а кровоток меньше подвержен внешним воздействиям.
В исследовании учитывались данные исходной записи ЛДФ-граммы (базальный кровоток), показатели функциональной окклюзионной пробы и результаты анализа амплитудно-частотного спектра. За 2 часа до исследования исключался приём больным пищи и жидкости. В течение 20 минут проводилась адаптация пациента к условиям помещения. Исходная запись ЛДФ-граммы осуществлялась в положении пациента лёжа на спине, руки были вытянуты вдоль туловища. Датчик вплотную прилегал к кожному покрову, однако, при этом исключались сдавление им окружающих тканей и излишняя его подвижность. Температура воздуха в помещении при проведении измерений равнялась 20-24°С. Запись ЛДФ-граммы проводилась в течение 3-5-10 мин, после чего вычислялись средние параметры. Исходная ЛДФ-грамма подвергалась компьютерной обработке, в ходе которой вычислялся средний показатель микроциркуляции (ПМ) за 3 минуты. В норме у лиц, не имеющих микроциркуляторных нарушений, он колеблется в пределах 4,5-6 перф. ед.
При определении параметров МКЦ до начала отдыха было установлено, что средние базальные показатели у отдыхающих находились в пределах возрастной нормы. Так, показатель микроциркуляции (ПМ) равнялся 5,57±0,56 пф. ед., среднее квадратичное отклонение (σ) - 1,77±0,14 пф. ед., коэффициент вариации (Кv) - 37,6±3,5%., амплитуда медленных колебаний (Аv) - 0,91±0,4 пф. ед.; амплитуда пульсовых колебаний (Ас) - 0,56±0,05 пф. ед.; индекс эффективности МКЦ - 2,1±0,09%. В конце отдыха ПМ увеличился у практически здоровых лиц до 8,02±2,1 пф. ед. (р<0,05), а σ и Кv не претерпели существенных изменений и равнялись соответственно 1,64±0,11 пф. ед. (р>0,05) и 39,7±3,1% (р>0,05). Амплитуда медленных колебаний увеличилась до 1,4±0,27 пф. ед. (р>0,05). Показатель амплитуды пульсовых колебаний (Ас) снизился до 0,41±0,05 пф. ед. (р>0,05). Индекс эффективности МКЦ незначительно увеличился до 2,15±0,11 % (р>0,05).
При проведении окклюзионной пробы у практически здоровых лиц до начала отдыха разность между показателями Мисх и Мmin равнялась 2,00±0,45 пф. ед. В конце отдыха отмечалось незначительное снижение данного показателя при проведении этой пробы до 1,95±0,5 пф. ед. (р>0,05). Максимальный показатель реактивной гиперемии практически не изменился и составил в начале отдыха 14,66±0,7 пф. ед., а в конце 15,8±0,83 пф. ед. (р>0,05). Не изменились и другие показатели МКЦ. Так, минимальный уровень МКЦ равнялся соответственно 3,35±0,44 и 3,93±0,46 пф. ед. (р>0,05); показатель прироста капиллярного кровотока - 5,3±0,4 и 5,7±0,7 пф. ед. (р>0,05); время восстановления кровотока - 34,9±5,8 и 29,9±5,4 сек (р>0,05); резерв капиллярного кровотока - 364,9±3,8 и 361,6±3,8% (р>0,05).
Результаты исследования показали, что у практически здоровых лиц доминирующим ритмом флаксомоций (вазомоций) является вазомоторный ритм, который задается пейсмекерами в прекапиллярном звене МЦР. На этот миогенный механизм накладываются нейрогенные влияния со стороны симпатического звена вегетативной нервной системы, обуславливающие апериодические высокоамплитудные колебания кровотока в микрососудах. Это в свою очередь определяло гемодинамические типы микроциркуляции (ГТМ), среди которых преобладающими являлись в начале отдыха нормоциркуляторный (47,1%) и спастический (44,1%). К концу отдыха у рекреантов не произошло значимых изменений ГТМ. Так, нормоциркуляторный ГТМ регистрировался у 50% обследованных, спастический - у 41,2%, гиперемический - у 8,8%.
Таким образом, талассотерапия не оказывала существенного влияния на МКЦ у практически здоровых лиц. По этой причине она не могла оказать влияния и на изменение показателей МЦК у больных АГ, хотя и входила в состав базового лечебного комплекса I-IV групп. Данное обстоятельство позволяло не учитывать влияния талассотерапии, как курортного фактора, способного существенно воздействовать на МКЦ организма человека.