Рассматриваемый в статье период характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах жизни субъектов Северного Кавказа, по сути, самого сложного региона РФ. Основной причиной перемен принято считать издержки процесса трансформации государственного строя страны, в той или иной мере проявившиеся на всей территории бывшего СССР. Однако анализ ситуации на Северном Кавказе позволяет утверждать, что здесь помимо общих имелся целый ряд уникальных оснований для происходивших перемен. Наиболее важными из них можно считать длительное отсутствие у руководства четко выработанной стратегии интеграции производительных и других сил Северокавказского региона (СКР) в структуру Федерации и адекватной политики, учитывающей менталитет населения региона.
Потому перемены, произошедшие в обществе в 90-е годы ХХ века, с наибольшей остротой отразились именно здесь, породив к жизни множество проблемных ситуаций. К чему прибавилась концентрация на этой территории внимания геополитики крупнейших держав мира, объявлявших ее «зоной… национальных интересов» [5].
Соответственно ситуация в регионе в 1993–2010 годах требовала пристального внимания со стороны руководства страны, общественных и политических деятелей. Но, к сожалению, низкая результативность их деятельности на сегодняшний день доказывает, что все происходившие процессы нуждаются в тщательном изучении, подготовке рекомендаций по преодолению кризисных явлений и со стороны представителей научного сообщества. Особое место в нем должно быть отведено исследованиям исторического опыта сотрудничества между народами и гособразованиями Северного Кавказа, что позволит глубже осмыслить ситуацию, найти причины и предпосылки возникновения конфликтов, проанализировать их итоги и выделить исторически сложившиеся способы их преодоления. Следует отметить, что до недавнего времени ряд ученых считал, что «…общим знаменателем на Северном Кавказе являлся только критерий нестабильности» [2]. Из-за чего к СКР выработалось отношение как к рассаднику экстремистов, лишенному чего-либо позитивного. Однако изучение материалов, посвященных вопросам сотрудничества между субъектами на Северном Кавказе, позволяет придти к выводу о несостоятельности этой гипотезы. Наиболее верно отражают реальную ситуацию слова президента Ингушетии М. Зязикова: «...все (народы Северного Кавказа, авт.) связаны одной историей, судьбы народов переплелись воедино, предками мы научены сплоченности общих сил, терпимости, толерантности и взаимному уважению» [6]. И потому введение в научный оборот новых источников, описывающих сотрудничество между субъектами Юга РФ, в частности, Республики Дагестан с Краснодарским краем и Ростовской областью, их обобщение и анализ могут стать основой для подготовки проектов по стабилизации ситуации в Южном и Северокавказском федеральных округах.
С принятием в 1991 году «Декларации о суверенитете Российской Федерации» начался новый этап развития субъектов Северного Кавказа. В этот период сотрудничество РД с Краснодарским краем и Ростовской областью, основанное на традициях добрососедства, стало развиваться в качественно новых условиях. Основой для него послужили договоры «О дружбе и сотрудничестве», подписанные Дагестаном в 1995–1997 годах сроком на 5 лет (с Краснодарским краем 27.06.1995 г. в Краснодаре, Ростовской областью 10.04.1997 г. в г. Махачкале [4]). Согласно ст. 11. Эти документы и сегодня сохраняют свою силу. Наиболее активно вопросами обеспечения полноценных связей между РД и субъектами РФ в СКР занялись сотрудники Постпредст в Дагестана. Помимо договоров о дружбе и согласии их деятельность регламентировалась «Соглашениями о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве» и распоряжениями руководства РД.
Постоянное представительство Дагестана в Краснодарском крае после согласования с властями региона было открыто в 1995 году в Краснодаре по Указу Государственного Совета Республики Дагестан. До этого его нынешний бессменный руководитель – Руслан Абокарович Ибрагимов ‒ с несколькими единомышленниками около 4 лет работал на общественных началах. Говоря о деятельности представительства, Р. Ибрагимов, живущий в Краснодаре уже более 30 лет, подчеркивает: «За прошедшие годы направления работы представительства не изменились. На первом месте была и остается экономика. Те торговые связи между нашими регионами, которые были налажены за без малого двадцать лет работы представительства, и сейчас расширяются, принося пользу обоим регионам. Расширяются и культурные связи с Дагестаном. Сегодня дагестанцам комфортно живется и работается на Кубани. Если человек умен, умеет работать, для него всегда есть ниша в экономике Краснодарского края. Нет в России других, подобных Кубани, регионов, где бы дагестанцы владели серьезным бизнесом или даже являлись представителями края в Совете Федерации. Мы имеем договоры о побратимстве Краснодара и Дербента, Краснодара и Махачкалы, Кизляра и Анапы, Кизляра и Тимашевска, Динского и Дербентского районов. Эти связи работают, крепнут с каждым днем и дают настроение для работы»[1].
Несколько лет спустя, 27 октября 1997 года, в Ростове-на-Дону Указом Госсовета РД открывается постоянное представительство и в Ростовской области. Согласно положению, на него возлагается «осуществлене постоянной связи от имени Государственного Совета и Правительства Республики Дагестан с государственными и хозяйственными органами Ростовской области в интересах республики и соотечественников, проживающих в Ростовской области; содействие в выполнении заключенных между Республикой Дагестан и Ростовской областью Договора о дружбе и сотрудничестве и Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве; …участие в разработке и рассмотрении проектов межрегиональных социально-экономических, научно-технических и культурных соглашений между Республикой Дагестан и Ростовской областью; …поддержание связей и деловых контактов в проведении мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и укрепление экономических, научных и культурных связей; содействие в расширении связей научных учреждений, творческих союзов и других общественных организаций Республики Дагестан с соответствующими учреждениями и организациями Ростовской области; организация приема граждан по личным вопросам, взаимодействие с дагестанской диаспорой в Ростовской области; выполнение иных функций в интересах Республики Дагестан» [7].
Изначально работа представительств велась в рамках Программы по господдержке соотечественников, проживающих за пределами РД, утвержденной Постановлением Правительства РД № 239 от 30.12.1994 г. [8]. Согласно ей, предполагалось принимать политико-правовые, информационные и другие меры, способствующие улучшению положения дагестанцев за пределами РД. Результаты их работы за 1995–2000 годы были озвучены на состоявшемся 26 декабря 2003 г. в г. Махачкале I-м форуме представителей РД в странах СНГ и субъектах РФ [1].. В течение трех дней представителями органов управления РД, бизнесменами, учеными и заинтересованными лицами обсуждалась и корректировалась работа, проводимая представителями. В ходе обсуждения участники семинара-совещания приняли ряд решений по расширению общественно-политических и экономических связей.
В дальнейшем для расширения сотрудничества предполагалось, используя потенциал своих диаспор, регулярно изучать в министерствах и ведомствах РД и контактирующего субъекта уровень общественно-политического и экономического взаимодействия для внесения предложений в Правительство РД, определить сферу потребностей обоих рынков, содействовать в проведении торгово-промышленных выставок, а также мероприятий по развитию двусторонних отношений. Приняв к сведению предложенные рекомендации, представительства РД и по сей день активно продолжают свою деятельность в целях развития взаимного сотрудничества.
Так, при содействии представительств из Дагестана в Краснодарский край и Ростовскую область были налажены поставки отделочного камня, сделавшего привлекательными не один десяток зданий, кубачинских ювелирных изделия и сувенирного оружия, изделий из серебра. Как и прежде РД выступает экспортером алкогольной продукции Кизлярского, Дербентского, Махачкалинского заводов, фруктов и ягод. В то же время Дагестан ежегодно импортирует с предприятий Ростовской области и Кубани «10 тыс. т зерна и 4 тыс. т риса, около 100 т молочных продуктов Кореновского, Тимашевского, Сочинского, Армавирского молокозаводов, удобрения ОАО «Белореченские МУ» и Краснодарского филиала МХК «Еврохим» [9] и т.д.
Не меньшая работа проводится представительствами и в области культуры, в частности, с гастролями друг к другу неоднократно приезжали Кубанский казачий хор, ВИА «Криница», Тимур Темиров и ансамбль песни и танца «Лезгинка». Очевидцы, рассказывая о том, как на юбилее представительства Дагестана на Кубани прошел совместный концерт Кубанского казачьего хора и «Лезгинки», вспоминают: «Вместо запланированных полутора часов концерт длился почти три. Это был фурор, единение артистов и зрителей. У людей в зале на глазах были слезы радости от происходящего» [3].
Помимо этого на Кубани и в Ростовской области при содействии представительств республики каждый год проводится праздник поэзии «Белые журавли», посвященный жизни и творчеству знаменитого поэта Расула Гамзатова. Неоценимую помощь в проведении этих мероприятий оказывают департаменты культуры и управления культуры обеих столиц, творческие коллективы и студенческая молодежь. Активно взаимодействуют между собой ученые всех трех субъектов, встречаясь на конференциях и других научных мероприятиях, участвуя в совместных с представительствами акциях.
В целом, характеризуя степень и интенсивность взаимного сотрудничества Республики Дагестан с Краснодарским краем и Ростовской областью в 1993–2010 годах, организованного представительствами РД в них, следует отметить, что в разные периоды времени они были неодинаковыми. Формы и объем сотрудничества менялся в зависимости от конкретных политических и экономических условий и состояния межсубъектных отношений. Неизменным оставался лишь тот факт, что взаимодействие Дагестана и изучаемых субъектов Северного Кавказа при соблюдении взаимной выгоды и активной поддержке представительств Дагестана не прерывалось ни на минуту.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 12-31-01201: «Общественно-политические взаимоотношения, миграционные контакты и социально-бытовое сотрудничество Республики Дагестан с Краснодарским краем, Ставропольем и Ростовской областью в 1980‒2010 годы».
Рецензенты:
Османов А.И., д.и.н., профессор, советник РАН Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала;
Тетуев А.И., д.и.н., профессор, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, г. Нальчик.
Работа поступила в редакцию 14.02.2013.