В современной медицине важная роль отводится лекарственным средствам (ЛС) растительного происхождения, преимущество которых заключается в широком спектре биологического действия, почти полном отсутствии побочных эффектов, что позволяет использовать их для профилактики и лечения многих заболеваний [4].
Природные компоненты и композиции в настоящее время достаточно востребованы и в качестве космецевтических средств, так как существующие дерматологические составы, выполненные на основе синтетических лекарственных веществ (ЛВ), обладают многочисленными отрицательными побочными эффектами и не всегда сочетаются с используемыми длительно косметическими средствами, в том числе декоративной косметикой. Поэтому создание целого ряда ЛС и космецевтических моделей на базе природных биологически активных соединений (БАВ) и их сложных композиций – вопрос всегда актуальный. При этом степень его целесообразности и значимости зависит от сырьевой базы и соответствующих положительных фармакологических свойств основного действующего компонента [3].
Следует также отметить, что при создании космецевтических средств нового поколения все чаще прибегают и к анализу процессов, протекающих в дерме, еще недавно казавшихся необратимыми и касающихся в основном следующих факторов: старение фибропластов, снижение содержания коллагена, изменение структуры. Пожалуй, наиболее распространен и действенен второй фактор; для ликвидации его воздействия требуется целый комплекс космецевтических средств, позволяющих восстановить естественные возможности кожи – использование увлажняющих серий, в т.ч. глубоко очищающих ее средств. В состав таких серий французские косметологи вводят минеральную воду, акцентируя, таким образом, внимание на микроэлементном составе, минеральной композиции, которые обусловлены этим компонентом.
Использование в космецевтике продуктов комплексной переработки лимонника китайского позволяют заменить введение в состав различных космецевтических форм минеральных вод масляным и спиртовым экстрактами, которые получаются в процессе комплексной переработки лимонника китайского [5].
Поэтому основной целью настоящей работы является исследование масляного экстракта лимонника китайского как основного действующего компонента оригинальных косметических форм – салфеток.
Материалы и методы исследования
При разработке состава руководствовались физико-химическими свойствами исследуемого экстракта, данными микробиологических и сравнительных биофармацевтических исследований. Предварительно антимикробную активность различных образцов основ-носителей определяли тестом Кирби-Бауэра на 12 стандартных тест-культурах [2] (Staphylococcus aureus 209 p, Staphylococcus aureus, Staphylococcus aureus Type, Staphylococcus epidermidis Wood – 46, Escherichia coli 675, Escherichia coli 0,55, Escherichia paracoli, Salmonella typhi murium, Shigella flexneri 266, Bacillus subtillus L2, Bacillus antracoides 96, Bacillus antracoides – 1). Для этого брали образцы салфеток размером 60х135 мм, которые 2 раза пропитывали масляным экстрактом лимонника китайского.
Используемые материалы: марля медицинская, ткань хлопчатобумажная, бумага крепированная, спамбонд.
Для большей достоверности получаемых результатов испытания с каждой культурой проводили параллельно в 3 чашках. Засеянные чашки с нанесенными на них дисками оставляли при комнатной температуре на 1–2 часа, а затем на 16–18 часов помещали в термостат при 36 ± 10 °С. Между степенью чувствительности микроба к антибактериальному компоненту и размером диаметра зоны угнетения использовали следующие соотношения:
- менее 10 мм – нет чувствительности;
- 10 мм – умеренная чувствительность;
- более 10 мм – высокая чувствительность.
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что все указанные материалы проявляют умеренную биоцидную активность. Причем наибольшее угнетение зон роста микроорганизмов наблюдалось у образца из нетканого материала «Спамбонд» в отношении Staphylococcus aureus Макарова 13,4 ± 0,20, Staphylococcus epidermidis Wood–46 12,4 ± 0,90 и у бумажного крепированного волокна 12,5 ± 0,12 в отношении Staphylococcus 209 Р.
Для улучшения органолептических свойств и усиления антимикробного эффекта мы сочли целесообразным дополнить композицию маслом лаванды в концентрации 1:1000. После чего из изучаемых объектов наибольшей антимикробной активностью обладал образец нетканого волокна «Спамбонд» в отношении Staphylococcus aureus 209 P (25,0 ± 0,1), Staphylococcus aureus Макарова (17,4 ± 0,20), Staphylococcus epidermidis Wood-46 (16,0 ± 0,90). Несколько меньшая активность образца из данного волокна наблюдалась в отношении Bacillus antracoides 96 (12,6 ± 0,10), Bacillus antracoides-1 (12,7 ± 0,80), Staphylococcus aureus Type (11,3 ± 0,10); меньшей активностью обладало бумажное волокно в отношении Bacillus (12,6 ± 0,30) и Staphylococcus epidermidis Wood-46 (14,1 ± 0,10).
При получении салфеток нами учитывались физико-химические свойства препаратов. В связи с тем, что масло лаванды содержит термолабильные БАВ, в процессе изготовления аппретов не представлялась возможной сушка и стерилизация салфеток.
В настоящее время разработана технология тканевых аппретов тремя способами: пропитка растворами препаратов без отжима, пропитка растворами препаратов с последующим отжимом и опрыскивание аппретов из пульверизатора [1].
Для выбора оптимальной технологии рассчитывали количество раствора препарата, содержащееся в одной салфетке. Наибольшей сорбционной способностью обладал нетканый материал «Спамбонд». По второму способу процентное содержание сорбированного данным материалом раствора препарата составило в среднем на 7,3 % ниже, чем по первому способу пропитки (без отжима, 7,40 ± 0,03 г), для марли медицинской на 9,0 % ниже, для бумажного волокна на 5,1 % ниже, для хлопчатобумажной ткани на 9,8 % ниже.
Заключение
Проанализировав экспериментальные данные, можно сделать вывод о том, что совместное присутствие в исследуемом экстракте (в концентрации 0,1 г/100 мл) и масла лаванды (в концентрации 1:1000) усиливает антимикробный эффект, улучшает органолептические свойства.
Таким образом, на основании проведенных физико-химических и технологических исследований доказано, что масляный экстракт лимонника китайского может использоваться в космецевтике в виде салфеток антимикробного действия.
Рецензенты:
Лиходед В.А., д.фарм.н., профессор кафедры фармацевтической технологии с курсом биотехнологии, ГБОУ ВПО «Бащкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития РФ», г. Уфа;
Хаджиева З.Д., д.фарм.н., доцент, профессор кафедры технологии лекарств Пятигорского филиала ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития РФ», г. Пятигорск.
Работа поступила в редакцию 12.12.2012.