Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПОЛИОМИЕЛИТОМ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ С 1953-1967 гг. ОПЫТ ОСОБОГО ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛА «ВОЙНА. ЭПИДЕМИЯ. БЕЖЕНЦЫ»

Дворников В.С., Гайтов Р.Т., Купеев Э.А., Гавалиди И.С., Чурилина В.С., Купеев А.Э., Тогоева К.Ф., Боцоева Г.Т.

Полиомиелит в Северной Осетии стал регистрироваться с 1953 года. Однако, как указывают лечащие врачи и как свидетельствуют данные архивов детской республиканской больницы, а также клиники нервных болезней, можно предполагать, что единичные случаи заболеваний с клинической картиной, напоминающей полиомиелит, встречались в Северной Осетии с 1949 года. С тех пор, однако, как показывают статистические данные, заболеваемость полиомиелитом в Северной Осетии непрерывно росла. С 1955 года полиомиелит в Северной Осетии приобрел эпидемический характер. В 1955 году заболел 51 человек, в 1956 г. - 44 человека. Особенно большое количество больных с тяжелой клинической картиной было отмечено в 1956-1957гг. В последующие три года (1958-1960) заболеваемость полиомиелитом продолжала оставаться высокой. Инфекция в этот период имела рассеянный характер и регистрировалась как в городах, так и в селах. Клиническая картина у заболевших носила классический характер, присущий полиомиелиту. Течение болезни в большинстве случаев было тяжелым, зачастую с наличием остаточных явлений.

Летне-осенняя сезонность заболевания особенно четко была выражена в 1957, в 1958 и в 1959 годах.

Данные, отражали сезонность заболеваний полиомиелитом.

Из данных следует, что, как правило, до мая - июня месяцев заболеваемость держалась на низком уровне, а начиная с мая месяца наблюдалось резкое повышение числа случаев полиомиелита. В сентябре, как правило. Наблюдался спад заболеваемости.

Однако, в годы, предшествовавшие вакцинации против полиомиелита, случаи полиомиелита регистрировались в течение всех месяцев в году.

В 1955, 1956, 1957, 1958, 1959 годах заболевали полиомиелитом преимущественно дети в возрасте от 2 до 6 лет. Как видно из данных, приведенных на них, наиболее часто поражались полиомиелитом дети в возрасте от 2 до 6 лет, затем дети в возрасте от 1 года и затем дети в возрасте от 7 до 9 лет. Дети старше 10 лет болели в единичных случаях: за 1957-1960 годы переболело всего 3 человека. За этот же период полиомиелитом переболело 1 человек в возрасте старше 15 лет. Среди взрослых полиомиелит за десятилетний период (1957-1960 гг.) зарегистрирован не был.

Анализ случаев заболеваний полиомиелитом позволил предположить, что они распространялись, вероятно, контактным путем. Против воздушно - капельного способа распространения данных локальных случаев заболевания свидетельствовала их четко выраженная разрозненность и значительная растянутость во времени.

С 1961 года в Северной Осетии начала проводиться массовая вакцинация против полиомиелита живой вакциной. В 1961 году проводили вакцинацию детей в возрасте от 2 месяцев до 10 лет. Вакцинация проведена была однократно. В последующие годы прививками против полиомиелита живой вакциной, как правило, были охвачены (один раз в год) дети в возрасте от 2-х месяцев до 10 лет (1962г.). В 1963 году вакцинация против полиомиелита была проведена дважды: в январе и ноябре детям в возрасте от 1 года до 8 лет. В 1964-1965 годах однократно проводилось вакцинации детей в возрасте с 2-х месяцев до 5 лет. В 1966 году вакцинация проводилась два раза: в январе и апреле детям в возрасте от 2-х месяцев до 5 лет. В 1967, 1968 гг. вакцинация была проведена трижды: в январе детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, в июне - детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и в октябре - детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и учащимся 1 классов, 9 классов, студентам 1 курсов технических училищ.

Эпидемиологическая эффективность живой полиомиелитной вакцины была бесспорной. Уже в 1961 году регистрировались только единичные случаи заболеваний полиомиелитом. Однако, следует отметить определенную особенность заболеваемости полиомиелитом в Северной Осетии в последующие вакцинации годы. Так, если во многих республиках и областях бывшего Советского Союза заболеваемость полиомиелитом была полностью ликвидирована, а в целом по бывшему Советскому Союзю наблюдалось из года в год дальнейшее снижение заболеваемости полиомиелитом, то в Северной Осетии индексы заболеваемости на 100.000 населения в течение ряда лет (1962-1966) - в 1962 (1,0 на 100.000), в 1963 (0,4 на 100.000), в 1964 (0,5 на 100.000), в 1965 (0,5 на 100.000), в 1966 (0,5 на 100.000) были выше общесоюзных от 2-х до 5 раз.

Эпидемиологическая ситуация была особенно сложна еще и потому, что в 1966 году в пограничных к Северной Осетии республиках Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарскии было отмечено учащение случаев заболевания полиомиелитом, как правило, среди не привитых живой полиомиелитной вакциной. (М.П. Чумаков, В.И. Жевандрова и др., 1967).

Анализ вышеприведенных данных дает основание предположить, что клиническим диагнозом случаев полиомиелитов, зарегистрированных в Северной Осетии после вакцинации, скрывались и отдельные случаи заболеваний другой энтеровирусной этиологии.

Кроме того, нельзя исключить и того, что легкие случаи полиомиелита в период локальных эпидемических вспышек не подлежали регистрации, поскольку не были выявлены.

Сложность выяснения этого вопроса заключается в том, что вирусологические исследования (за исключением единичных случаев) в Северной Осетии не проводились.

Анализ архивных материалов показал, что эпидемиология полиомиелита в Северной Осетии до массовой вакцинации не отличалась от эпидемиологии этого заболевания в южных республиках и краях бывшего Советского Союза, в частности, ежегодно отмечали выраженные сезонные подъемы и высокую поражаемость детей младших возрастных групп. Например, в 1955-1960 гг. на долю детей двух и трех лет приходилось от 35 до 50% всех случаев.

Результаты серологического обследования показывают, что в республике в 1965-1966 годах наименее защищенными от полиомиелита оказались детские контингенты до двух лет. Антитела к трем типам вируса были обнаружены лишь у 35,2% детей 6-12 месяцев и у 40% детей до двух лет. Данный факт нельзя связать с недостаточной эффективностью вакцины, так как в старших возрастных группах процент иммунных равнялся 74-96 и 70-93 в группах 5-6; 6-7 и 7-14 лет соответственно.

Обращает на себя внимание факт уменьшения напряженности коллективного иммунитета к вирусу полиомиелита типа III у детей 7-14 лет, причем это явление обнаружилось на фоне стабильных показателей частоты выявления антител к вирусам типа I и II в течение 5-10 лет.

Анализ иммунологического состояния детей, посещающих и не посещающих ясли и детские сады, показал, что наименее защищенным был контингент «неорганизованных» детей.

Наши выводы были представлены руководящим органам здравоохранения Северной Осетии, после чего была проделана значительная работа по улучшению качества вакцинации и усилению контроля за проведением данного мероприятия. Кроме того, дополнительной вакцинации были подвергнуты контингенты с наименьшей степенью иммунитета. После проведения перечисленных мероприятий в Северной Осетии на протяжении 1967-1968 гг. (срок наблюдения) не было отмечено ни одного случая паралитического полиомиелита, хотя в пограничных республиках - Кабардино-Балкария, Чечня и Ингушетия такие случаи продолжали регистрироваться.

Таким образом, наши данные позволяют сделать вывод о том, что возникновение паралитического полиомиелита в период после массовой вакцинации связано с недостаточными коллективным иммунитетом детей первых двух-трех лет жизни. Это могло быть связано с нарушением правил прививок как в плане соблюдения сроков вакцинации и ревакцинации, так и режимов хранения препарата.

Наши данные о недостаточной иммунной прослойке позволяют объяснить высокие (при расчете на 100.000 населения) показатели заболеваемости полиомиелитом в Северной Осетии по сравнению с общесоюзными.

Этот факт приобретает важное значение еще и потому, что в течение 1964-1966 гг. в пограничных с Северной Осетией республиках (Кабардино-Балкария и Чечня и Ингушетия) были выделены штампы полиовируса 1 типа, имеющие четкие отличия от вакцинных штампов Сэбина (В.И. Жевандрова, И.С. М.П. Чумаков и др., 1968).

Учитывая массовую миграцию из выше перечисленных географических районов следует возможный резкий подъем заболевания.

Таким образом, рассмотренные данные литературы показывают, что полиомиелит представлял одну из центральных проблем инфекционной патологии. Создание и внедрение в практику сначала убитой, а потом живой полиомиелитной вакцины, позволило резко снизить заболеваемость и ликвидировать эпидемический полиомиелит в бывшем Советском Союзе, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, и ряде других стран.

На большом материале подробно изучены факторы гуморального иммунитета при полиомиелите. Прослежено влияние массовой вакцинации на иммунологическую структуру населения. Работы в области серологической эпидемиологии были выполнены до или сразу же после начала массовых прививок живой вакциной.

Не изученными оставался ряд важных вопросов. Например, вопрос о состоянии коллективного иммунитета на фоне многократной ревакцинации. Установленный различными исследователями факт неодинаковой эффективности вакцинации в различных климатических зонах (в условиях тропического климата, с одной стороны, и в умеренном климате, с другой), указывал на необходимость изучения иммунологической структуры населения в ранее не обследовавшихся районах, которые характеризовались определенными, как, например, Северная Осетия, ландшафтными и климатическими особенностями. На значение тщательного анализа результатов компании иммунизации в различных географических районах, в различных эпидемиологических условиях с учетом сроков проведения, указывал Н.А. Зейтленок еще в 1961 году (Н.А. Зейтленок, 1961).


Библиографическая ссылка

Дворников В.С., Гайтов Р.Т., Купеев Э.А., Гавалиди И.С., Чурилина В.С., Купеев А.Э., Тогоева К.Ф., Боцоева Г.Т. ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПОЛИОМИЕЛИТОМ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ С 1953-1967 гг. ОПЫТ ОСОБОГО ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛА «ВОЙНА. ЭПИДЕМИЯ. БЕЖЕНЦЫ» // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 1. – С. 25-27;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4605 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674