Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ЭТНОГЕНЕЗ ТАЛЫШСКОГО НАРОДА

Мамедов А.А. 1 Оришев А.Б. 1
1 ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева»
Цель статьи – показать особенности становления и развития талышского этноса. Талыши показаны одним из малых народов, духовно близких к России. Раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются ученые, изучающие культуру талышей. Продемонстрирована история интерпретации этнонима «талыш». Определена этническая природа талышей. Рассматривается такая особенность этногенеза талышского народа, как территориальная изоляция от остального мира. Выявлена связь талышей с другими народами Востока. Развивается тезис, что талыши особо близки к культуре древней Мидии, являясь носителями мидийских традиций. Дана оценка версии об арийском происхождении талышей. Доказано, что арийская тема была политизирована в 30-е гг. прошлого столетия нацистской Германией и использовалась нацистами для вовлечения в свою орбиту народов Ирана, прежде всего, персов. Главный научный результат – демонстрация авторами важности изучения этнического сознания талышей для сохранения этого народа.
талыши
этнос
этногенез
арии
Мидия
маги
зороастризм
1. Алиев И.Г. Очерк истории Атропатены. – Баку: Азернешр, 1989. – С. 8–10.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.: Наука, 1983. – С. 283.
3. Мамедов А.А. Вопросы изучения этнического сознания и культуры талышского народа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 4. – С. 44–48.
4. Мамедов А.А. Гуманистический ресурс зороастризма в современном мире // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 1. – С. 25–29.
5. Мамедов А.А. Зороастризм и этнокультурные традиции талышского народа // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 3. – С. 295–304.
6. Мамедов А.А. Картина мира талышского этнического сознания // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 4. – С. 309–319.
7. Мамедов А.А., Оришев А.Б., Шиповская Л.П. Зороастризм: формирование религиозного сознания // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9. – Часть 5. – С. 1140–1143.
8. Мамедов А.А. Религиозно-мифологические элементы талышского этнического сознания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 5. – С. 87–92.
9. Мамедов А.А. Роль религиозного синкретизма в развитии талышского этнического сознания // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 3. – С. 315–324.
10. Марр Н.Я. Талыши // Труды комиссии по изучению племенного состава населения России. – Петроград: Российская государственная академическая типография, 1922. – С. 20.
11. Оришев А.Б. Моральные запреты в исламе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 10. – С. 141.
12. Оришев А.Б. Особенности модернизации Ирана при Реза-шахе Пехлеви // Восток. Афро-Азиатские сообщества: история и современность. – 2009. – № 6. – С. 80.
13. Оришев А.Б. Ислам: представления о рае и аде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 10. – С. 95–96.
14. Талыши: История и культура. Хрестоматия / сост. А.А. Мамедов, М.Г. Гусейнзаде. – М.: Либроком, 2009. – С. 140.
15. Morgan J. de. Recherches prehistoriques dans le Talyche russe (Lenkoran) // Mission Scientifique en Perse. Vol. IV. Recherches archeologiques. Paris, 1896. – P. 95.

Исследование этногенеза больших и малых народов в отечественной и зарубежной науке имеет широкую теоретическую и эмпирическую базу, в основе которой лежит различное понимание сущности, природы и структуры этноса. При этом изучение этногенеза осуществляется в рамках различных наук – философии, социологии, психологии, этнологии и др.

Талыши (толыши) – один из древних народов, проживающих на территории современного Южного Кавказа и Ирана. Испокон веков населяют они юго-западный берег Каспийского моря. Потеряв к настоящему времени свою государственность, они, разделенные границами, отчаянно пытаются выжить, не забыть свой язык и культурное наследие.

В основе сознания как отдельного человека, так и целого этноса, каким является талышский этнос, лежат два стремления – опереться на корневые основы природы человека, либо на собственное пересотворение. Как сложная социокультурная система, этнос имеет характеристики, как объединяющие его от других человеческих сообществ, так и отличающие его от них. Отличительными его признаками являются общность языка, обычаев и традиций, территории, нормы поведения.

Важнейшей характеристикой любого этноса также является территория его проживания и связанный с этим определенный уклад жизни. Так, представители талышского этноса испокон веков компактно проживали на юге Азербайджанской республики и севере Ирана. Талыши, проживающие в Азербайджанской республике, в подавляющем большинстве своем исповедуют ислам шиитского толка, в отличие от своих южных собратьев, являющихся, в основном, суннитами. Это важная особенность, учитывая напряженную ситуацию, существующую между двумя толками в исламе [13]. Уже само соотношение в пользу шиитов было прямо противоположно общему соотношению между шиитами и суннитами в исламском мире, которое отчасти повлияло на формирование моральных принципов взаимоотношений внутри мусульманской общины (уммы) [11].

Выяснение этногенеза талышей связано с определенными трудностями. Прежде всего, это скудная фактологическая база, которую можно компенсировать материалами языка, топонимии, мифологии, исторических преданий и т.д. Топоним «талыш» известен из средневековых арабских источников, в частности, встречается у арабского историка аль-Табари, обозначавшего талышей как «ал-тайласан». Аль-Табари пишет: «В горах вокруг Азербайджана жили такие народы, как гелы и ал-тайласан, которые не подчинились арабам и были свободны и независимы». Заметим, что фактор независимости талышей подчеркивается уже в первых публикациях, посвященных этому народу, причем во внешних источниках [7].

В настоящей своей форме этноним «талыш» впервые встречается в армянской версии истории Александра Македонского, составленной в XVI в. и переведенной с греческого источника V в.: «И рассказал он, что он беженец с ворот Каспийских, недалеко от страны Талыш в провинции Гилан».

Еще античные авторы, говоря об ареале обитания прикаспийских племен, упоминали гелов, мардов (амардов), каспиев и кадусиев. У аль-Табари, как мы отметили выше, вместе с гелами упомянуты «ал-тайласаны». Если гелы – это сегодняшние гилянцы, то вполне логично считать кадусиев предками современных талышей, тем более что в указанном ареале обитания, окруженном, с одной стороны, морем, а с другой – горами, называемыми Талышскими, не было крупных этнических перемещений: «…этот край миновали как аравитяне, в своем стремительном набеге на Дагестан, так и дикие орды Средней Азии, вторгавшиеся неоднократно в Иран и восточную Европу», – писал известный путешественник и знаток Востока П.Ф. Рисс. Территориальная изоляция от остального мира предопределила также и культурную изоляцию, способствовала возникновению особого «геоэтнического заповедника». Вопрос только в том, являются ли кадусии, равно как и гелы, марды (амарды) и другие племена изначально иранцами или же относятся к автохтонным этносам Юго-Западного Прикаспия, иранизированным еще в античную эпоху [3].

Исследования последних лет говорят нам об идентичности этнонимов «талыш» и «кадус» на основе схожести их суффиксальных форм. В свое время основатель «нового учения о языке» (яфетической теории) Н.Я. Марр термин «талыш» связывал с названием племени «далеев» (Dalaa), основу которого составляет префикс «dal» [10]. По его мнению, этническая природа талышей сильно связана многочисленными племенными и бытовыми особенностями с яфетическим миром Кавказа, а в самих талышах заложено достаточно элементов народно-психологической тяги к Кавказу. В этом отношении российский и советский востоковед выступал непримиримым оппонентом другого исследователя этногенеза талышей – французского археолога Ж. де Моргана, причислявшего «праталышей, греков и индийцев к одному стволу», т.е. к арийскому миру [15].

Ж. де Морган опирался, главным образом, на памятники материальной культуры, однако для этнической идентификации немаловажны также лингвистические данные. Хотя проникновение в прикаспийские области мидийского индоевропейского языка было явлением вторичным, и обитавшие здесь племена сохраняли свои неиндоевропейские говоры, тем не менее, все дошедшие до нас имена каспиев, кадусиев и других прикаспийских племен являются иранскими [8].

По мнению И.Г. Алиева, племена, обитавшие на юго-западном побережье Каспийского моря, скрывались под общим для них именем «каспиев» [1]. Упомянув ариев, следует сказать о политизированности этого термина и той идеологической окраске, которой придала в 30-е гг. прошедшего столетия арийству нацистская пропаганда, использующая его в своих сугубо прагматичных целях. Фундаментом идеологии нацизма, как известно, была расовая доктрина, согласно которой считалось, что наибольшим интеллектом и творческим потенциалом обладают чистые представители той или иной расы, в особенности арийской (нордической). Напротив, смешивание рас ведет к утрате потенциала. Заметим, что это был не «бытовой», а именно «научный» расизм, научный в том смысле, как он понимался в то время. Чрезвычайно важно знать, что Гитлер свято верил в расовую теорию, как открывшую самые сокровенные тайны мироздания, и считал национал-социализм основанным на этом учении «истине».

Один из основоположников расовой теории Ван ден Брук доказывал существование высшего типа людей, которых объединяют не только биологические признаки, но и духовная общность. Одним из самых действенных средств достижения такой расовой общности, объединения людей вокруг «элиты» нации он считал национализм. Вызывает интерес тот факт, что Ван ден Брук соглашался даже признать классовую борьбу, однако применительно к Германии относил ее в сферу внешней политики, утверждая, будто бы она выражается в борьбе «молодых», угнетенных народов Востока против «старых» наций. Расширение германской территории якобы в целях разрешения проблемы «избыточного населения», т.е. экспансию, Ван ден Брук называл «социалистической внешней политикой».

Поэтому неслучайно, исходя из политических соображений, идеологи нацизма, считая немцев «нордической расой», определили места на верхних этажах расовой таблицы также для своих реальных (японцы и итальянцы) и потенциальных (иранцы) союзников. Специальным декретом правительство Третьего рейха освободило персов-иранцев как «чистокровных арийцев» от действия ограничительных положений нюренбергских расистских законов («Закон о гражданине рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести»). Для того чтобы возвеличить роль Ирана как места рождения арийской расы, германская дипломатическая миссия «рекомендовала» иранским высокопоставленным чиновникам изменить название страны. И действительно, в 1935 г. название государства «Персия» было официально изменено на «Иран», а подданные этого государства стали именоваться «иранцами» [12]. Сейчас трудно сказать, какова была роль немцев в переименовании персидского государства. Но отрицать их участие в этом «нейминге» нельзя.

Однако вернемся, собственно к талышам. Через кадусиев, каспиев, сыгравших, несомненно, важную роль в этногенезе талышей, последние приобщились к мидийской культуре, являясь носителями мидийских традиций. Труднодоступные субтропические леса, горы – с одной стороны, и море – с другой позволили этим племенам сохранить мидийский язык, исчезнувший в Большой или Великой Мидии. Как итальянцы и греки являются носителями греко-римской античности, русские, украинцы и белорусы – носителями древнерусской культуры, так и талыши и родственные им этносы Азербайджана и Ирана стали носителями мидийской культуры. Как показал Ю.В. Бромлей, этносы бесследно не исчезают из всемирно-исторического процесса, а передают пришедшим им на смену свое историко-культурное и биогенетическое наследие [2].

Эти слова справедливы и в отношении талышей, их преемственности от мидийцев. Древние автохтонные племена Юго-Западного Прикаспия хотя и сохранили определенную независимость от остальной Мидии, но духовно они уже принадлежали мидийской, а позже мидийско-атропатенской культуре. Немаловажную роль при этом сыграла утрата исконного неиранского языка. Автохтонные племена лишились при этом и этнического самосознания, хотя этот процесс происходил достаточно долго – на протяжении нескольких столетий.

Как известно, утрата языка неминуемо влечет за собой утрату этнического самосознания. Появление у группы людей или целого этноса нового этнического самосознания означает их принадлежность уже новому этносу. Язык, несомненно, как средство передачи духовного опыта, духовных ценностей имеет первостепенное значение для развития культуры. При этом язык, сформировавшийся в условиях богатых научных традиций и, соответственно располагающий развитой терминологией, безусловно, имел определенное преимущество перед языком, лишенным указанных традиций.

Так или иначе, но проблема этногенеза талышей и на сегодняшний день далека от разрешения. Ранний пласт талышского этнического сознания, содержащий культ рощ и деревьев – с одной стороны, и поклонение божествам домусульманского общеиранского пантеона – с другой [6, 9, 14], позволяют делать вывод о том, что доиранские элементы сознания не были поглощены целиком, не исчезли бесследно, напротив, органически вписались в новую структуру сознания с зороастрийским культом природных стихий – огня, воды, земли [7].

Важную роль в процессе внедрения в этническое сознание талышей культа материальных стихий сыграли маги, являвшиеся одним из мидийских племен, о которых оставили сведения античные авторы, в частности, Геродот. Влияние их на общественно-политическую, религиозную и культурную жизнь Мидии и Персии переоценить невозможно. Вся жреческая деятельность, отправление религиозных культов и т.д. осуществлялись магами. Позже, после поглощения Мидии Персией они стали выполнять разведывательные функции, играя роль осведомителей и особо приближенных [5]. Термин «магизм», возможно, происходит от имени магов. У греческих философов маги воспринимались также как астрологи-звездочеты, к которым причисляли самого Заратуштру. Отсюда и известная греческая форма имени древнеиранского пророка как «Зороастр» [4].

Можно говорить о некотором смягчении древнего обычая жертвоприношения: у магов человек умирает естественной, а не насильственной смертью. Этот обычай был позже взят на вооружение и зороастризмом, и Авеста предписывает указанный способ погребения. Интересно, если «колыбелью» зороастризма, как считает подавляющее большинство исследователей, является Средняя Азия, то как там осуществляли обряд погребения до знакомства с западномидийской традицией? В исследовательской литературе нет ответа на этот вопрос. Зато очевидно другое: есть все основания считать, что магизм, т.е. религия магов, религия ахеменидов, не упоминавшая имени Заратуштры, и зороастризм, возникший в Средней Азии, имели единый источник – культ Мазды, бытовавший в Мидии и Урарту. По свидетельству совершившего поход в эти края в 714 г. до н.э. ассирийского царя Саргона II, здесь почитался бог «Бага Мазда».

Таким образом, внедренные магами в талышское этническое сознание зороастрийские культурные традиции не вытеснили ранние верования, напротив, последние вошли в зороастрийский пласт этнического сознания, завершив, таким образом, процесс этногенеза талышского народа. И для того чтобы в условиях территориальной разобщенности талыши сохранили свою самобытность, необходимы дальнейшие серьезные исследования в этой области. Интеллектуальный потенциал современной талышской интеллигенции и российских ученых-востоковедов позволяет надеяться на успешное решение столь важной научной задачи.

Рецензенты:

Панюков А.И., д.ф.н., заведующий кафедрой аграрного туризма, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва;

Ромашкин К.И., д.ф.н, профессор, заведующий кафедрой философии, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва.

Работа поступила в редакцию 19.02.2015.


Библиографическая ссылка

Мамедов А.А., Оришев А.Б. ЭТНОГЕНЕЗ ТАЛЫШСКОГО НАРОДА // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-4. – С. 856-859;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36949 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674