Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ОСОБЕННОСТИ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПОСТПРАНДИАЛЬНОГО ГЕМОДИНАМИЧЕСКОГО ОТВЕТА У БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ

Дробот Е.В.
Методом тетраполярной реографии исследовали региональный печёночный кровоток и кровоток брюшной области в контрольной группе 40 человек и 195 больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки. В результате исследования установлены критерии адекватного и патологического постпрандиального гемодинамического ответа. У больных язвенной болезнью выявлено нарушение динамики печёночного кровотока и кровотока брюшной области в постпрандиальном периоде. Представлены данные о целесообразности использования препаратов даларгин и мизопростол с целью коррекции патологического постпрандиального гемодинамического ответа у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки.
гемодинамика
постпрандиальный период
язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки
мизопростол
даларгин.

В настоящее время гемодинамические реакции, связанные с пищеварением, привлекают внимание клиницистов и физиологов в основном в связи с проблемой постпрандиальной гипотензии [2]. Однако, изменениям гемодинамики в постпрандиальном периоде при других заболеваниях и в том числе при язвенной болезни (ЯБ), уделяется не достаточно внимания. Данная проблема актуальна в связи с тем, что у больных ЯБ имеет место расстройство системной и органной гемодинамики [1, 3, 4], что отрицательно сказывается на выполнении любой физиологической нагрузки, в том числе и на пищеварении. В связи с этим целесообразно исследование постпрандиальных гемодинамических реакций у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки (ЯБДК), а также анализ возможности фармакологической коррекции патологических постпрандиальных гемодинамических реакций.

Цель работы - изучить показатели регионарной гемодинамики в базальном и постпрандиальном периоде в контрольной группе (КГ) и у больных ЯБДК. Оценить влияние ряда фармакологических препаратов на гемодинамику постпрандиального периода.

Материал и методы исследования

Обследовано 245 больных ЯБДК в возрасте от 18 до 59 лет средний возраст 37,2 ± 0,5 года. Контрольную группу составили 40 практически здоровых людей в возрасте от 18 до 44 лет, их средний возраст - 24,4 ± 0,9 года. Всем испытуемым методом тетраполярной реографии исследовали внутрипеченочный кровоток (Q) и удельный объем кровотока брюшной области (УОКбр). Гемодинамические показатели оценивали утром, натощак, а также через 15, 60, 120 минут после приема смешанной пищи (590,1 ккал). С интервалом в один день пациентам прием пищи предваряли введением лекарственных препаратов: за 15 минут до еды внутримышечно вводили 1мг даларгина, или пациенты принимали per os 200 мкг мизопростола.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования установлено, что уже через 15 минут после приема пищи в КГ Q увеличивается в среднем на 33,0 ± 2,1 % (здесь и далее р < 0,05), но максимальный рост анализируемого показателя (в среднем на 45,3 ± 2,2 %) зарегистрирован через 60 минут после еды. К концу второго часа не выявлено достоверных отличий от базальной величины.

Что же касается УОК бр, то через 15 минут после еды показатель увеличивается в среднем на 15,3 ± 0,8 %, через 60 минут на 28,2 ± 1,3 %, а по истечении двух часов достигает исходных величин. Анализ индивидуальных значений показал, что к 60 минуте постпрандиального периода Q и УОКбр имеют тенденцию к росту у всех испытуемых. При этом в пределах колебаний двух квадратических отклонений находятся 95 и 96 % значений соответственно. А величины коэффициента вариации С = 30 % и С = 26,3 % указывают на среднюю вариабельность анализируемых рядов для Q и УОКбр.

Поскольку в ответ на прием смешанной пищи Q и УОКбр закономерно возрастают и достигают максимальных значений через 60 минут у всех испытуемых КГ, а диапазон индивидуальных значений их динамики, выраженной в процентном отношении, соответствует нормальному распределению, такую реакцию расценивают, как адекватный постпрандиальный гемодинамический ответ (АПГО). При этом, используя двухсигмальную зону колебаний, с учетом округления, границы нормы роста Q в постпрандиальном периоде составили 18-73 % и УОКбр 17-40 %. Следовательно, патологическим постпрандиальным гемодинамическим ответом (ППГО), считается в случае снижения величин анализируемых показателей в постпрандиальном периоде, или же при росте их, но ниже установленных нормативов.

Прием смешанной пищи больными ЯБДК сопровождается увеличением Q через 60 минут после еды в среднем на 16,3 ± 1,2 %, что в 2,6 раза ниже, чем в КГ, а УОКбр снижается в этот период в среднем на 24,1 ± 1,1 %, что рассматривается как ППГО. По истечении двух часов анализируемые показатели приближаются к базальным величинам.

Далее установлено, что ППГО Q встречается у 124 больных ЯБДК (50,6 %), в том числе у 80 человек кровоток снижается в среднем на 24,9 ± 2,1 %, а у 44 увеличивается, но ниже установленной нами нормы. Для УОКбр ППГО зарегистрирован в 85,6 % (210 человек), при этом у 110 больных показатель снижается через час после еды в среднем на 26,6 %, у 82 значения УОКбр статистически достоверно не отличаются от базальных величин и у 18 больных отмечен рост показателя, но ниже норматива.

С целью изучения механизмов регуляции постпрандиального гемодинамического ответа и поиска путей коррекции постпрандиальных гемодинамических нарушений у ряда больных ЯБДК проведены фармакологические пробы.

Влияние мизопростола на постпрандиальную реакцию регионарного Q и УОКбр исследовано в КГ (12 человек) и у 34 больных ЯБДК, не имеющих сопутствующей патологии.

У 12 представителей КГ прием смешанной пищи сопровождается увеличением Q и УОКбр через час после еды в среднем на 27,5 ± 2,1 % и 27,6 ± 1,9 % соответственно, то есть наблюдается АПГО. Предпищевое введение мизопростола не оказывает негативного влияния на АПГО, при этом степень роста анализируемых показателей регионарной гемодинамики в постпрандиальном периоде несколько превышает таковую в исходном исследовании: так Q возрастает в среднем на 33,1 ± 2,5 %, УОКбр на 31,7 ± 2,3 % .

Анализ динамики кровотока у больных ЯБДК выявил следующее: через час после еды Q в среднем статистически достоверно не меняется. Однако анализ индивидуальных особенностей показал, что АПГО Q возникает у 9 человек (26,4 %) - кровоток увеличивается в среднем на 39,1 ± 2,1 %, ППГО зафиксирован в 73,5 % случаев (25 человек), в том числе у 17 - Q снижается на 30,9 %, а у 8 человек отмечен рост показателя, но ниже определенной нами нормы.

Достоверных изменений УОКбр через час после еды не выявлено. Анализ индивидуальных колебаний показателя свидетельствует, что ППГО возникает в 76,4 % (26 человек): у 23 кровоток снижается в среднем на 23,3 ± 1,9 %, у 2 человек не отличается от базальных значений и у 1 отмечен рост показателя ниже установленной нами нормы.

Прием пищи, предваренный введением мизопростола, уже через 15 минут сопровождается достоверным ростом Q в среднем на 21,4 ± 1,3 %, а максимальные изменения показателя зарегистрированы через час после еды - Q увеличивается в среднем на 32,1 ± 2,5 %, причём АПГО выявлен в 88,2 % случаев. При оценке индивидуальной динамики Q установлено, что после предпищевого приёма мизопростола из 25 больных с исходно ППГО у 21 человека (84 %) произошла коррекция: Q увеличился в среднем на 49,3 ± 3,1 %. И только у 4-х испытуемых постпрандиальный гемодинамический ответ остался нарушенным: у 3 человек Q снизился в среднем на 26,1 ± 1,1 % и у 1 отмечен незначительный его рост.

Через 15 минут после сочетанного приёма пищи и мизопростола происходит увеличение УОКбр в среднем на 23,6 ± 1,3 %. Однако максимальные сдвиги УОКбр зарегистрированы через час после еды: показатель увеличился в среднем на 40,1 ± 3,2 %. Коррекция постпрандиальных нарушений УОКбр произошла у 20 больных ЯБДК (76,9 %), у 6 пациентов динамика кровотока в постпрандиальном периоде осталась патологической. Таким образом, при воздействии только пищевой нагрузки у больных ЯБДК АПГО Q и УОКбр зарегистрирован в 26,4 и 23,5 % случаев соответственно, а после предпищевого приёма мизопростола в 88,2 и 82,3 % .

Эффект синтетического опиоидного гексапептида даларгина исследован в двух группах больных: 1-я группа - 10 человек КГ, 2-я группа - 20 человек, страдающие неосложненной формой ЯБДК без какой-либо сопутствующей патологии, и 3-я группа - 10 больных неосложненной формой ЯБДК с сопутствующим хроническим панкреатитом (ХП). В КГ через час после смешанной пищи Q возрастает в среднем на 33,6 ± 1,4 %, УОКбр на 37,6 ± 1,2 %. После введения даларгина увеличение в постпрандиальном периоде Q и УОКбр в среднем составляет на 40,7 ± 3,1 % и 39,5 ± 2,5 % соответственно.

У больных ЯБДК (2 группы) Q через час после еды в среднем статистически достоверно не изменяется. Анализ динамики индивидуальных колебаний показал, что ППГО встречается в 60 % (12 человек), причем у 9 - кровоток снижается в среднем на 28,3 ± 1,1 %, у 3 - не отмечено статистически достоверных изменений Q. Регионарный УОКбр в рассматриваемой группе больных снижается через 60 минут после еды в среднем на 19,2 ± 0,9 %, причем ППГО выявлен в 75 % случаев (у 15 человек). Прием пищи, предваренный введением даларгина, характеризуется увеличением Q в среднем на 36,9 ± 2,1 % . При этом коррекция ППГО отмечена у 9 человек - 75 % (из 12 больных с исходно ППГО).

К этому же времени под влиянием даларгина УОКбр возрастает в среднем на 29,8 ± 2,1 %. Коррекция ППГО зарегистрирована у 12 больных ЯБДК - 80 % из 15 пациентов с ППГО в исходном исследовании.

Анализ постпрандиальной динамики регионарного кровотока у больных ЯБДК с сопутствующим ХП показал, что через час после еды в 80 % случаев (у 8 больных) развивается ППГО - Q снижается в среднем на 23,3 ± 1,6 % . К этому же времени УОКбр снижается в среднем на 20,8 ± 0,7 %, а ППГО выявлен у 9 человек (90 %).

Введение даларгина за 15 минут до еды в 3-й группе сопровождается увеличением Q в среднем на 33,1 ± 2,2 %, УОКбр на 28,7 ± 1,5 %. Прослеживая динамику индивидуальных показателей установлено, что коррекция ППГО Q отмечена у 7 больных (87,5 %) из 8 с исходно ППГО. Также произошла коррекция ППГО УОКбр у 7 испытуемых (77,7 %) из 9 с ППГО в опытном исследовании. Во 2-й группе, при воздействии только пищевого раздражителя, АПГО Q и УОКбр зафиксирован в 40 и 15 % случаев соответственно, а при предпищевом введении даларгина в 85 %. В 3-й группе приём пищи, предварённый введением даларгина, сопровождается формированием АПГО Q и УОКбр в 90 и 80 % случаев соответственно, против 20 и 10 % в исходном исследовании.

Таким образом, простагландиновые и опиоидные механизмы наряду с другими формируют гемодинамическое обеспечение постпрандиального периода. Синтетический аналог простагландинов мизопростол потенцирует положительный гемодинамический эффект пищи и корректирует патологическую постпрандиальную гемодинамическую реакцию регионарной гемодинамики у больных ЯБДК. Стимуляция опиоидных рецепторов аналогом лейцин-энкефалина даларгином способствует коррекции патологических постпрандиальных гемодинамических реакций в большинстве случаев как в группе больных с «чистой» дуоденальной язвой, так и у больных ЯБДК с сопутствующим ХП. Кроме того, даларгин предподчтительно применять у больных ЯБДК с сопутствующим ХП (учитывая панкреатотропность препарата) при коррекции постпрандиальных гемодинамических нарушений.

Выводы

1. У больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в постпрандиальном периоде развивается патологический постпрандиальный гемодинамический ответ регионарных внутрипечёночного кровотока и удельного обьёма кровотока брюшной области.

2. Мизопростол и даларгин в сопоставимой степени оказывают корректирующее влияние на патологический постпрандиальный гемодинамический ответ у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки. Следовательно, их целесообразно использовать при нарушении динамики регионарного кровотока у больных ЯБДК в постпрандиальном периоде.

Список литературы

  1. Исламова Е.А. Возрастные особенности язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2009. - Т.5, №4. - С. 569-571.
  2. Постпрандиальная гипотензия у больных с синдромом компрессии чревного ствола / Д.В. Масловцев, А.А. Врабий, А.М. Игнатов, Т.В. Тюрина // Вестник хирургии им. И.И. Грекова. - 2010. - №5. - С. 66-70.
  3. Оганезова И.А., Казакевич Е.В., Белобородова С.В. Психосоматические соотношения и вегетативная регуляция системной гемодинамики при язвенной болезни у жителей Европейского Севера // Клиническая медицина. - 2004. - № 1. - С. 45-47.
  4. Халимов Э.В., Сигал З.М. Нарушения гемодинамики и моторики при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки // Казанский медицинский журнал. - 2003. - Т. 84, № 4. - С. 251-255.

Рецензенты:

Лебедев В.В., д.м.н., профессор, главный внештатный инфекционист МЗ и СР в ЮФО, зав. кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии ФПК и ППС ГОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России, г. Краснодар;

Корочанская Н.В., д.м.н., руководитель гастроэнтерологического центра МУЗ Городская больница №2 «КМЛДО», профессор кафедры хирургии №1 ФПК и ППС ГОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России, г. Краснодар.

Работа поступила в редакцию 20.05.2011.


Библиографическая ссылка

Дробот Е.В. ОСОБЕННОСТИ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПОСТПРАНДИАЛЬНОГО ГЕМОДИНАМИЧЕСКОГО ОТВЕТА У БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 9-2. – С. 231-233;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=28129 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674