Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Ганцева Н.Н.

Конец XVII - XVIII век явились для Франции периодом расцвета - в области политики, экономики, культуры и искусства. Начало этого периода по времени совпадает с периодом правления короля Людовика 14.

С начала XVII века богатство во Францию приходило из Испании. Став в 1615 году супругой Людовика XIII и королевой Франции, Анна Австрийская принесла с собой вкус к роскоши, чувство этикета и немного золота из Нового Света. Мало женщин имело больше влияния на моду своей эпохи, чем эта испанская принцесса, взошедшая на французский королевский престол. Испанские идеи преодолели вместе с ней Пиренеи. Все, что составляло предмет интереса женщин ее уровня: украшения, одежда и обстановка испытали влияние этой королевы, которой нравилось все, что напоминало об Испании.

Когда Людовик XIV в 1643 году стал королем Франции, ему было пять лет. Регентшей при короле была назначена его мать, Анна Австрийская. Пост первого министра получил фаворит королевы, кардинал Мазарини, который являлся фактическим правителем Франции вплоть до своей смерти в 1661 году. Основную задачу Мазарини, так же как до него Ришелье, видел в консолидации французского дворянства вокруг королевского трона, то есть в дальнейшем укреплении абсолютизма.

С 1661 года, после смерти Мазарини, начинается период единоличного правления Людовика XIV. В 1659 г. война с Испанией закончилась Пиренейским миром. Когда в марте 1661 г, умер Мазарини, ставший за годы своей диктатуры одним из богатейших людей Франции, в момент своего последнего вздоха произнеся: «И говорят, что нужно будет все это оставить!», двадцатидвух летний король Людовик XIV объявил, что отныне он сам будет своим премьер-министром. Людовик XIV любил управлять государством: он реформировал не только армию, но также всю государственную машину, систему правосудия, торговли. В течение 54 лет он лично занимался вопросами внешней и внутренней политики государства, опираясь на государственных секретарей, и особенно на генерального конт ролера финансов (долгое время им являлся Жан Батист Кольбер).

С точки зрения крайней централизации власти XVII век во Франции можно действительно называть «веком Людовика XIV», которого придворная историография нарекла «королем-солнцем». Его правление, характеризовавшееся неви данным блеском и роскошью, гром кими военными победами в начальный период и катастрофическими поражениями в конце, покровительством наукам и искусствам, осуществлялось за счет крайнего напряжения финансов и неоднократно приводило королевство в крайне опасное положение.

Правление «короля-солнца», как обычно называли Людовика XIV, является перио дом наивысшего расцвета абсолютизма. Последовательным выразителем экономической политики Франции этого периода явился первый министр Людовика XIV - Кольбер (1619-1683). Экономическая политика, сформулированная им, получила название кольбертизма.

Кольбер был сторонником меркантилизма. Он счи тал, что страна должна иметь активный торговый ба ланс, то есть вывоз должен превышать ввоз, с тем, что бы в государстве увеличивалось количество денег. Также Кольбер осуществлял протекционистскую политику. Для того, чтобы препятствовать проникновению иност ранных товаров во Францию, были установлены высо кие таможенные пошлины.

Кольбер понимал, что на европейском рынке некото рые французские товары оказывались неконкурентоспособными перед более дешевой и качественной продукци ей Англии и Голландии. Поэтому он считал необходи мым приобрести такие рынки, где французские товары имели бы обеспеченный сбыт. Этими рынками могли стать только колонии. Исходя из этого, Кольбер стре мился основывать торговые компании наподобие англий ской Ост-Индской компании. В тот период были созданы французская Ост-Индская, Вест-Индская, Левантий ская, Северная и другие компании. В пери од правления Людовика XIV Франция приобрела обширные владения в Новом Свете - Канаду, Луизиану, Гвиану, часть Вест-Индских островов и ряд территорий в Африке - Сенегамбию, Мадагаскар. Потребителями французских товаров были не только почти все европейские страны, но и американские колонии Франции (Канада, Луизиана) и восточные страны - Турция и Индия. В связи с расширением внешней торговли значительно развились французские пор ты: Бордо, Ля-Рошель, Нант, Марсель и др.

Именно Кольбера французские историки считают основоположником французской колониальной империи.

С целью увеличить количество товаров, предназна ченных на вывоз, Кольбер стал насаждать новые мануфактуры и поддерживать старые. Всего при его содействии было основано 45 мануфактур; вместе с прежними это составляло 113 мануфактур. Ранее суще ствовавшие мануфактуры стали получать ссуды и различные льготы, главной из которых были монополии - исключительное право отдельных предпринимателей за ниматься производством определенных товаров.

В интересах торговли и промышленности по инициа тиве Кольбера был уничтожен ряд внутренних таможен, много средств потрачено на улучшение шоссейных до рог и прорытие каналов - так был прорыт Лангедокский канал, соединивший Средиземное море с Атланти ческим океаном и начата постройка канала, ведущего от Сент-Омера (Артуа) к Кале. Одновременно прокла дывались новые дороги и расширялись старые.

Французская промышленность XVII века была пред ставлена главным образом мануфактурами, наряду с которыми во Франции того времени еще сохраня лись и средневековые цехи. Основными продуктами французской промышленно сти того времени были: ткани - шелковые, шерстяные и льняные; многочисленные галантерейные изделия - кружева, ленты, чулки, перчатки и т. д.; предметы рос коши, имевшие широкую известность за пределами Франции, - ювелирные изделия, фарфор, ковры, гото вое платье, обувь, вязаные изделия, дорогая мебель и некоторые галантерейные товары, а также художест венные изделия из дерева и кости, тончайшие по ма стерству миниатюры и т. п.

Крупнейшими централизованными мануфактурам были королевские и «привилегированные» - так назы вались не казенные, а частные мануфактуры, получав шие привилегии от короля. При Людовике XIVособенно славились королевские мануфактуры Гобеленов и Савонри, производившие ковры и отделочные ткани высокого качества.

В 60-х годах XVII столетия международное положе ние Франции было также благоприятным. Испанские и австрийские Габсбурги, исконные враги Франции, были ослаб лены в результате Тридцатилетней войны. В Англии в 1660 году произошла реставрация Стюартов, и Карл II английский, крайне непопулярный у английской бур жуазии, искал помощи и поддержки против своих под данных у французского короля. В целях укрепления дружбы с французским королем Карл II даже продал Фран ции Дюнкерк (в 1662 году). Таким образом, во второй половине XVII века у Франции не оставалось серьезных соперников, и она фактически была гегемоном в Европе.

Центром дворянского государства при Людовике XIV стал королевский двор. Чтобы придать блеск «фа саду» абсолютной монархии, французский король ре шил построить такой дворец, который являлся бы сим­волом могущества королевской Франции. К тому же, по мнению короля, дворец должен был оградить мо нарха от каких бы то ни было покушений. Таким образцом архитектурного искусства стал дворец в Версале, близ Парижа, а роскошь его апартаментам должны были придать мастера декоративно-прикладного искусства, значительная доля среди которых принадлежала мастерам мебельного дела.

В эпоху Людовика XIV в Париже в XVIII веке две профессии совмещались в одной, то есть мебельщики делились на столяров и краснодеревщиков: столяры по красному дереву или краснодеревщики, часто иностранцы, отделились от столяров, в основном французов, производящих мебель для сидения и оптовую мебель. Различие, которое мы проводим между изготовителями мебели, установилось в 18 веке в слове краснодеревщик между краснодеревщиками в прямом смысле слова и столярами, с другой стороны и привело в конце 18 века к реорганизации всей Общины столяров (Указ 1776 года). Основа этому разделению была заложена при Генрихе IV, который оставил о себе представление, как о симпатичном и близком к народу монархе, но он также являлся просвещенным меценатом. Генрих IV покровительствовал искусствам и мануфактурам, в противовес зависимости страны в этом вопросе от иностранцев. Производство художественной мебели находилось среди них: именно Генрих IV позвал в Париж иностранных мастеров и первых "ebeynier" - краснодеревцев Мишеля Кампа, Пьера Буля, Жана Масэ, Лорана Стабре, устроив мастерские на первом этаже Лувра, положив начало политике художественного национализма, которую позже будет пропагандировать Кольбер. Известно, что под названием «мастерские Лувра» имеется в виду первый этаж и двор Большой галереи Лувра. Людовик XIV, проводя ту же политику, что и Генрих IV, при которой разум должен был поставить в один ряд экономику и искусство, естественно интересовались мастерскими нижней галереи Лувра. Добиться права проживания в Лувре, было для художников и еще больше для мастеров не только возможностью получить род официального посвящения и одобрения вместе со спокойной безмятежностью жилищ и мастерских, но в то же время быть одобренными Королем и получить королевскую поддержку в противовес парижским корпорациям.

Французская мебель XVII - XVIII века в понимании «мебель королевского двора» представляет собой ярчайшую страницу в истории не только французского, но и всего европейского искусства. Интерес к французской мебели этого периода постоянно не угасает и становится все более многозначным. Многие коллекционеры и любители исторической мебели порою открывают мебельные предметы, великолепие которых удивляет и поражает, вместе с тем свидетельствуя о происхождении из апартаментов французских королей.

XVIII век явился для Франции расцветом мебельного искусства. После многих веков господства итальянцев, Франция в XVIII веке породила новые направления в развитии этого вида искусства и обстановки, которые, как всегда, привели к поиску новых изящных форм и отвергли предыдущие. Париж, являющийся во Франции культурным и художественным центром, провозгласил конец большой мебельной эпохи и открыл путь всем последующим стилям с короткой и интенсивной жизнью, ставшими классическими в искусстве художественной мебели и в последствии, вплоть до настоящего XXI века копирующимися всей Европой.

Французская мебель XVII века определила стиль и направление развития мебельного искусства всей Европы. Франция создала пять стилей мебели, соответствующих имени правителей королевской семьи или типу правительства: стиль Людовика XIV, стиль Регенства, стиль Людовика XV, стиль Людовика XVI, стиль Директории. Далее этот звездный ряд продолжил стиль ампир.

Исключительный художественный характер мебели французского королевского двора определяется несколькими моментами: необыкновенно гармоничной по своему художественному решению форме, изобилием и драгоценностью пород отделочных материалов и высочайшим качеством выполнения работ, соответствующих этим материалам

Развитие производства роскошной мебели повлекло за собой изменение в общине столяров высочайшего класса. В 1751 г. это производство столь возросло, что возникла необходимость разделения этой ассоциации. Определенная часть столяров в течение многих лет принадлежала к тем краснодеревщикам, которые выполняли работы исключительного художественного и профессионального качества, но вместе с тем не были выделены в отдельный цех этой корпорации. По мнению своего Совета, король одобрил необходимость выделения этой части мастеров наивысшего класса в отдельную достойную профессиональному уровню общину. Указ от 18 июля 1645 года утратил свою силу в результате принятия королевского Указа 1776 года (по совету министра Тюрго), который разделил французскую промышленность на 44 общины, возглавляемых 6 традиционными корпорациями ремесленников. 32 корпорация состояла из столяров-краснодеревщиков, токарей и Вступительный взнос в новую корпорацию составлял 500 ливров; окончательный взнос для известных мастеров - мастеров с репутацией - был определен в сумме 166 с небольшим франков, составляющей практически четверть основной назначенной суммы, в чем выразилось признание прав мастеров высочайшего класса.

Внутренние правила этой корпорации упрощали процедуру вступления в ее ряды мастеров, расширяя границы и создавая исключительную профессиональную защиту ее членам за пределами корпорации.

Руководство профессионального союза избирало среди многочисленных предложений наиболее интересные для корпорации работы. Здание профсоюзного комитета краснодеревщиков, как и прежде, располагалось на rue Mortellerie; именно здесь проходили собрания по выборам представителей профессиональных интересов.

Особенно важным событием для развития мебельного искусства Франции имело принятие пункта 36 Положения 3 1751 года, согласно которому каждый мастер краснодеревщик должен был иметь свое собственное клеймо; корпорация также должна была иметь свое собственное клеймо. Отпечаток клейма должен был располагаться на поверхности мебельного предмета в виде штампа, и мастера, входившие в корпорацию, не могли выпускать ни одного своего немаркированного предмета, не содержащего либо авторского клейма, либо подписи, вплоть до конфискации и штрафа в 20 ливров. Это предложение мастеров краснодеревщиков в конце правления Людовика XV позволило установить более строгие правила в Положении 1776 года (уже при правлении Людовика XVI): фактически большинством членов корпорации было предложено ввести авторское право на все выпускаемые предметы художественной мебели. Корпорация в тоже время опубликовала ежегодный список членов корпорации. Когда все тома были опубликованы, они представляли собой полную историю развития краснодеревного искусства Франции, начиная со средних веков и до середины XVIII века.

Феномен королевской мебели Франции второй половины 18 века может быть существенно дополнен реформой учета этих прекрасных произведений. В данном случае речь идет об уникальном в истории мебельного искусства создании органа, получившим название при Королевском Дворе, как Гарде-Мебле (хранилище, склад мебели). Можно сказать, что эта организация явилась, по существу одним из первых примеров атрибуции предметов мебели, как объектов высокохудожественного искусства. Благодаря строгим записям, которые велись относительно каждого предмета мебели, поступающего в апартаменты Королевского Двора, мы можем сегодня восполнить, либо воссоздать многие недостающие страницы истории не только французского, но и мирового мебельного искусства.

Реорганизация, произведенная Людовиком 14 и Кольбером в Гарде-Мебле при Дворе в 1663 году, отразилась в описи Журналь де Гарде-Мебле, где вся новая мебель была зарегистрирована. Эта опись состоит из 3600 листов в 18 томах, расположенных следующим образом:

1. 1666-1672       7. 1724-1729       13.1754-1758

2. 1672-1685       8. 1730-1734       14.1759-1763

3. 1685-1695       9. 1735-1739       15.1764-1769

4. 1696-1704       10.1740-1745      16.1769-1778

5. 1705-1715       11.1746-1750      17.1778-1783

6. 1716-1723       12.1750-1753      18.1784

На протяжении почти 120 лет мебель королевских замков датировалась, описывалась, нумеровалась и указывались имена основных исполнителей и декораторов, тем не менее пробелы являются многочисленными и имеют следующие причины: вырванные и утерянные записи (не хватает 7%, в заключительном оглавлении Журнала зафиксированы почти все эти недостатки), мебель, поставленная другими службами (Менюс-Плезир, Гарде-Мебле Королевы, личной службой Принца), а также нерасшифрованные записи, могущие быть раскрытыми, либо уточненными, благодаря наличию инвентаризационных ведомостей и проведению плановых инвентаризаций (как было сделано, например, с комодами Комнаты Людовика 14 в Большом Трианоне).

Таким образом, начиная с Людовика 14 и до Революции, мебель королевских замков Франции может быть идеально изучена, обследована с точки зрения эволюции и развития, благодаря этим документам.