Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

THE CONNECTION BETWEEN PARENT-CHILD ATTITUDES AND PRE-SCHOOL CHILDREN΄S ANXIETY

Popova T.A. 1 Suleymanova S. 1
1 Perm State Humanities and Educationl University, Perm
The article presents the analysis of pre-school children anxiety and emotional sphere. The results describe gender differences in anxiety indexes and personality attitudes as well as styles of parents’ relations. It is discovered in groups of children with high and low anxiety indexes there are different styles of parents’ attitudes. Parents of children with high anxiety show their authority, demand for children obedience and consider them helpless, unsuccessful and dependant. The anxiety of pre-school children goes with negative emotions, feelings of self defectiveness, feelings of unprotection, extra hostility. Gender differences are the following: boys are characterized by higher anxiety and self defectiveness in comparison with girls. The hypothesis of connection between children anxiety and styles of parents’ attitudes is confirmed.
children anxiety
parent-child attitudes
styles of parents’ attitudes
gender differences
emotional sphere
1. Astapov V.M. Trevozhnost u detey. SPb, Piter, 2004.
2. Varga A.Y. Vvedenie v semeynuyu sistemnuyu terapiyu. Isdatelstvo Kogito-Tsentr, 2009.
3. Sakharov A.I. Dnevnye I nochnye strakhi u detey. SPb, 2000.
4. Karabanova O.A. Psikhologiya semeynykh otnosheniy I osnovy semeynogo konsultirovaniya..M., Gardariki, 2004.
5. Lisina M.I. Puti vliyaniya semi I detskogo uchrezhdeniya na stanovlenie lichnosti doshkolnika // Psikhologicheskie osnovy formirovaniya lichnosti v usloviyakh obschestvennogo vospitaniya. M., 2005.
6. Makchanzeva L.V. Diagnostika I profilaktika trevozhnosti u doshkolnikov. Avtoreferat diss.. d.psikhol.nauk. M., 2000.
7. Prikhozhan A.M. Psikhologiya trevozhnosti: doshkolnyy I shkolnyy vosrast. SPb, Piter, 2009. 2-е isd. (Seriya «Detskomu psikhologu»).
8. Spivakovskaya A.S. Psikhoterapiya: igra, detstvo, semya. Isd.-EKSMO– Press, 2000.
9. Freud A. Norma i patologiya detskogo rasvitiya // Freud A., Freud S. Detskaya seksualnost I psikhoanalis detskikh nevrosov. SPb, 1997.
10. Eydemiller E.G., Yustitskis V. Psikhologia I psikhoterapiya semi. SPb, Piter, 2000.

Изучение проблемы детской тревожности и ее взаимосвязи с родительскими отношениями необходимо для понимания механизмов эмоционально-личностного развития, оценки закономерностей и возрастных особенностей, профилактики и коррекции эмоциональных состояний ребенка-дошкольника. Именно тревожность, как отмечают многочисленные исследователи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и проблем развития (В.М. Астапов, [1], Л.В. Макшанцева [6] А.М. Прихожан [7], З. Фрейд, А. Фрейд,[9] и др).

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходится в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику. Мы придерживаемся определения А.М. Прихожан, которая характеризует тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [7].

Большинство исследователей [1, 3, 5, 9] анализирует родительское отношение с точки зрения проблем обеспечения условий для развития ребенка. Отечественными психологами подчеркивается решающая роль родительского отношения в развитии ребенка (А.И. Захаров [3], А.Я. Варга [2], О.А. Карабанова [4], М.И. Лисина [5], А.С. Спиваковская [8], Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис [10] и др.)

Детско-родительские отношения могут быть основным фактором, обуславливающим возникновение тревожности у детей. Важнейшей характеристикой детско-родительских отношений является стиль, то есть типичный для родителей характер взаимодействия с детьми.

Мы предположили, что в старшем дошкольном возрасте:

1) существует связь между стилем родительского отношения, тревожностью и эмоционально-личностными установками дошкольника;

2) показатели тревожности, эмоционально-личностных установок дошкольников на себя и семейную ситуацию, стилей родительского отношения различны по гендеру.

Для верификации данных гипотез были сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать проявления тревожности и эмоционально-личностные установки дошкольников на себя и семейную ситуацию.

2. Выявить стили детско-родительских отношений.

3. Изучить характер взаимосвязей между стилями родительского отношения, показателями тревожности и эмоционально-личностных установок дошкольников.

4. Исследовать гендерные различия показателей тревожности, детско-родительских отношений и эмоционально-личностных установок

Для решения данных задач использовался следующий диагностический инструментарий: методика исследования тревожности «Выбери нужное лицо» В. Амена, М. Дорки, Р. Теммла; методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для изучения эмоционально-личностных установок (незащищенности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности); методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса, С. Кауфмана, Г. Хоментаускаса для исследования восприятия ребенком своего места в семье, отношений ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам; опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина для исследования стилей родительского отношения к ребенку («принятие-отвержение». «кооперация», «симбиоз», «маленький неудачник», «авторитарная гиперсоциализация»).

В данном исследовании приняли участие 100 испытуемых (50 дошкольников 6–7 лет (27 девочек и 23 мальчика) и их родители (50 чел). Эмпирические данные были обработаны методами математической статистики (t-критерий Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона) по программе Statistica-7.

Основные результаты исследования

В результате кластерного анализа «k-средних арифметических» по индексу тревожности было выявлено два кластера, которые объединили дошкольников с разным уровнем тревожности («высокотревожные» (17 чел.) и «низкотревожные» (33 чел.). Сравнение средних значений изучаемых показателей по t-критерию Стьюдента в выборках высокотревожных и низкотревожных детей выявило значимые различия в стилях детско-родительских отношений и эмоционально-личностных установках дошкольников на себя и свою семью (табл. 1).

Таблица 1

Значимые различия по t-критерию Стьюдента между показателями в выборках дошкольников с низким и высоким уровнем тревожности

Методика

Показатели

Низкотревожные

(N = 33)

Высокотревожные

(N = 17)

Значения t-критерия

р

Уровень значимости

«Дом. Дерево. Человек»

(ДДЧ)

Незащищенность

2,24

4,88

-3,33

0,0017

**

Тревожность

4,06

8,29

-3,37

0,0015

**

Недоверие к себе

1,55

3,41

-3,26

0,0020

**

Враждебность

1,27

3,29

-2,37

0,0219

*

Депрессивность

0,00

0,24

-2,43

0,0190

*

Кинетический рисунок семьи

(КРС)

Благоприятная семейная ситуация

13,03

10,29

3,21

0,0023

**

Тревожность в семейной ситуации

7,39

14,24

-4,90

0,0000

***

Чувство неполноценности в семейной ситуации

5,61

12,12

-4,45

0,0001

***

Методика определения родительского отношения Варга–Столина

Авторитарная гиперсоциализация

2,55

3,76

-3,81

0,0004

***

«Маленький неудачник»

0,67

2,24

-4,61

0,0000

***

Обнаружено, что родители высокотревожных детей более авторитарны, чаще требуют дисциплины, послушания (стиль «авторитарная гиперсоциализация») и относятся к своему ребенку как к неуспешному, несамостоятельному, неспособному (стиль «маленький неудачник»).

Восприятие детьми семейной ситуации также различно: показатели неблагополучия, тревожности и чувства неполноценности в семейной ситуации выше в группе высокотревожных детей. Дошкольники с высоким уровнем тревожности острее ощущают собственную беспомощность и незащищенность, чаще пребывают в подавленном настроении, в большей мере не доверяют себе, чаще проявляют враждебность. Дети с низким уровнем тревожности в большей мере воспринимают семейную ситуацию как благоприятную.

На основании корреляционного анализа Пирсона мы получили следующие результаты. В группах низкотревожных и высокотревожных дошкольников выявлены различия в характере коррелятов показателей тревожности, стилей родительского отношения и эмоционально-личностных установок. В выборке высокотревожных детей обнаружены статистически значимые корреляции показателей тревожности, стиля «маленький неудачник» и чувства неполноценности. Чем выше эмоциональное отвержение родителями своего ребенка, чем более они воспринимают его как неудачливого, неуспешного, беспомощного, тем более остро он переживает чувство собственной неполноценности, тем выше его тревожность. В данной выборке обнаружены также отрицательные связи показателей тревожности с родительским стилем «кооперация», то есть чем меньше родители стремятся понять и принять ребенка, тем выше уровень его тревожности.

В группе с низким уровнем тревожности обнаружен иной характер корреляций: низкая тревожность связана у дошкольников с отсутствием или малой выраженностью авторитарности и излишней требовательности, строгости в отношении к ребенку, а также эмоционального слияния родителя с ребенком. Чем менее родители воспринимают своего ребенка как неудачника, тем меньшую тревогу он испытывает.

В то же время в выборке детей с низким уровнем тревожности получены корреляты показателей родительского стиля «авторитарная гиперсоциализация» и незащищенности, чувства неполноценности в семейной ситуации, враждебности в семье; симбиоза с показателями незащищенности, недоверия к себе, чувства неполноценности в семье; взаимосвязь шкалы «маленький неудачник» с показателем чувства неполноценности в семье и враждебности. Таким образом, проявление авторитарности и излишняя инфантилизация родителями своего ребенка, как и симбиотические отношения с ним, связаны с негативными эмоционально-личностными установками: враждебностью, переживанием ущербности, неполноценности, незащищенности. Справедливо и обратное: меньшее проявление родителями авторитарности, склонности к инфантилизации и симбиозу предполагает снижение негативных эмоциональных переживаний и установок ребенка на себя и семейную ситуацию.

Сравнение средних значений показателей тревожности и стилей детско-родительских отношений по t-критерию Стьюдента в выборках мальчиков и девочек позволило выявить гендерные различия по показателям тревожности и чувства неполноценности в семейной ситуации (табл. 2).

Таблица 2

Значимые различия по t-критерию Стьюдента между показателями тревожности и эмоционально-личностных установок в выборках мальчиков и девочек

Методика

Показатели

Девочки

(N = 27)

Мальчики

(N = 23)

Значения t-критерия

р

Уровень значимости

Кинетический рисунок семьи

Тревожность в семейной ситуации

8,26

11,43

-2,04

0,047

*

Чувство неполноценности в семейной ситуации

6,33

9,57

-2,04

0,047

*

Методика определения индекса тревожности Амена

Тревожность

22,93

30,87

-2,34

0,023

*

Мальчики по сравнению с девочками характеризуются более высокой тревожностью в целом, а также тревожностью в семейной ситуации. Мальчики больше, чем девочки, испытывают чувство неполноценности, которое связано с восприятием ими семейных отношений. Таким образом, мы можем говорить о различных эмоциональных установках мальчиков и девочек на себя, собственную семью и свое место в ней. В то же время нами не обнаружено различий в стилях родительского отношения к детям разного пола.

Сравнивая характер коррелятов между показателями стилей родительского отношения, тревожности и эмоционально-личностных установок в выборках мальчиков и девочек, мы обнаружили как сходство, так и различия.

В обеих детских выборках выявлены корреляции показателей тревожности и незащищенности, чувства неполноценности в семейной ситуации. Таким образом, обнаружена закономерная взаимосвязь показателей тревожности с эмоционально-личностными установками в дошкольном возрасте. При анализе взаимосвязей тревожности и стилей родительского отношения в выборках мальчиков и девочек выявлены положительные взаимосвязи показателей тревожности со стилями «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник». Это свидетельствует о том, что авторитарность родителей, требование беспрекословного послушания, строгая дисциплина повышают уровень тревожности детей.

В то же время, в выборке мальчиков были обнаружены следующие взаимосвязи показателей тревожности и стилей родительского отношения, которые отсутствуют в группе девочек: положительные корреляты показателей тревожности в семейной ситуации и стиля родительского отношения «маленький неудачник», отрицательная корреляция показателя тревожности со стилем «кооперация». Так, меньшая тревожность наблюдается у мальчиков, родители которых проявляют принятие, стремление понять ребенка, искренне заинтересованы в его делах и достижениях, оказывают помощь, если это необходимо. И наоборот, чем меньше проявляется взаимодействие родителей с ребенком по типу кооперации, тем выше уровень его тревожности. Повышает тревожность, связанную с семейной ситуацией, и отношение родителей к мальчику как неуспешному («маленький неудачник»).

В целом, обобщая результаты исследования, мы сформулировали основные выводы:

1. Существуют различия показателей стиля детско-родительских отношений и эмоционально-личностных установок в выборках дошкольников с высокой и низкой тревожностью.

2. Существует взаимосвязь показателей тревожности, эмоционально-личностных установок дошкольников на себя и семейную ситуацию и стилей родительского отношения.

3. Существуют гендерные различия в проявлениях тревожности и эмоционально-личностных установок дошкольников.

Статья подготовлена в рамках проекта № 032-Ф Программы стратегического развития ПГПУ.