Первый случай заражения новым коронавирусом в Российской Федерации был зарегистрирован 1 марта 2020 г. С целью сдерживания заражения правительство РФ ввело режим самоизоляции и ограничило авиасообщение с некоторыми странами (Китаем, Великобританией, Соединёнными Штатами Америки и Объединёнными Арабскими Эмиратами) и т.д. Впоследствии в России временно закрылись почти все предприятия, кроме продуктовых магазинов, аптек и предприятий, имеющих ключевое значение. Ученые как за рубежом, так и в России до сих пор пытаются оценить экономические и социальные последствия, связанные с пандемией. Ущерб, нанесенный национальной и мировой экономике, оказался столь значительным, что превзошел по своим масштабам и размаху финансовый кризис 2008–2009 гг. Наиболее пострадали от распространения коронавируса COVID-19 малые и средние предприятия. Это связано с тем, что у них значительно меньше резервов денежных средств, за счет которых можно было «пережить» убытки, самоизоляцию и продолжить работу. Учитывая роль малого и среднего бизнеса в ВВП России, Правительством РФ был принят ряд мер государственной поддержки. Этот документ призван внести вклад в дискуссию в академических кругах, оценив эффективность принятых мер по числу малых и средних предприятий в России до пандемии и на текущий момент, а также по данным опроса, проведенного среди представителей малого и среднего бизнеса г. Краснодара. Основной целью данной статьи является изучение влияния пандемии, эффективности мер государственной поддержки и разработка новых мер по минимизации негативного воздействия COVID-19 на работу малого и среднего бизнеса.
Материалы и методы исследования
Несмотря на то, что пандемия COVID-19 возникла чуть больше года назад, исследованию ее влияния на работу малого и среднего бизнеса сегодня уже посвящено огромное количество трудов зарубежных и отечественных ученых. Так, Мохсин Шафи, Джунжун Лю и Венджу Рен исследовали воздействие пандемии COVID-19 на микро-, малые и средние предприятия, работающие в Пакистане [1]. Икмал Адян, Дженеба Думбия, Нил Грегори, Александрос Рагусси, Арти Редди и Джонатан Тиммис посвятили свою работу изучению работы малых и средних предприятий из 13 стран в условиях пандемии: воздействию COVID-19, реакции предпринимателей и изучению роли государства в финансировании их развития в условиях пандемии [2]. В нашей стране изучению влияния пандемии COVID-19 на работу малого и среднего бизнеса посвящены труды следующих отечественных авторов: В.С. Агеева, А.П. Егоршина, П.В. Жердевой, А.О. Зайцевой, Н.А. Иванцева, В.В. Касюры, Ю.В. Красюк, А.А. Курочкиной, А.Ю. Мудревской, Е.А. Самсонова, Л.В. Шарониной и др.
Научная гипотеза исследования заключалась в предположении, что малые предприятия больше подвержены уменьшению объема продаж и прочим рискам, связанным с пандемией COVID-19, чем средние предприятия.
На первом этапе, используя метод теоретического анализа, авторы раскрыли проблемы и меры государственной поддержки малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19.
На втором этапе при помощи методов группировки, сравнения и математического анализа авторы анализировали число микро-, малых и средних предприятий России (в частности Южного федерального округа) до начала пандемии и на данный момент.
На третьем этапе, используя методы экспертного опроса, авторы доказывают, что малые предприятия больше подвержены уменьшению объема продаж и прочим рискам, связанным с пандемией COVID-19, чем средние предприятия, поэтому им требуется больше государственной поддержки, чем среднему бизнесу.
Целью исследования является изучение влияния пандемии и разработка мер по минимизации негативного воздействия COVID-19 на работу малого и среднего бизнеса.
Задачи исследования:
1) раскрыть проблемы и меры государственной поддержки малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19;
2) сравнить число микро-, малых и средних предприятий России (в частности, Южного федерального округа) до начала пандемии и на данный момент;
3) проверить опрос представителей малого и среднего бизнеса г. Краснодара.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе исследования раскроем проблемы и меры государственной поддержки малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19. Как справедливо отмечает Н.А. Иванцев, малое и среднее предпринимательство играет особую роль в развитии конкуренции и оздоровлении экономики. Государство всегда стремилось поддерживать этот сектор, в условиях же неустойчивого макроэкономического положения на фоне пандемии значимость такой поддержки только возрастает [3]. По определению П.В. Жердевой и В.В. Викулиной пандемия COVID-19 – это пандемия коронавирусной инфекции, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2 [4]. В результате ее возникновения многие государства и, в частности, Россия объявили о необходимости запрета на работу большинства предприятий и организаций сферы малого и среднего бизнеса. В силу своих особенностей малые и средние предприятия особенно уязвимы перед многоплановым негативным воздействием пандемии COVID-19 на экономику[5]. В результате малый бизнес переживает крайне тяжелые времена, так как у большинства предпринимателей практически отсутствуют резервы для покрытия убытков, которые образовались во время простоя [6]. Между тем в период самоизоляции у большинства малых и средних предприятий было зафиксировано падение потребительского спроса практически до нуля [7]. Подтверждают это и зарубежные ученые. Так, исследование Икмала Адяна, Дженеба Думбия, Нила Грегори, Александроса Рагусси, Арти Редди и Джонатана Тиммиса показало, что фирмы любого размера серьезно страдают во многих аспектах; однако размер фирмы имеет значение для интенсивности различных каналов передачи информации и реакции фирм [2]. Продажи малых и средних предприятий сокращаются в большей степени, а их денежные средства истощаются быстрее, чем у крупных фирм в том же секторе и в той же стране. Среди них более быстрорастущие компании испытывают шок спроса несколько менее серьезно, но они больше подвержены сбоям в международной торговле, предложении и финансовым потрясениям. Чтобы пережить пандемию, большинство небольших зарубежных фирм не обращаются к банкам за кредитами; им нужны гранты. Хотя финансирования развития недостаточно для заполнения дефицита финансирования, институты финансирования развития имеют значение в мобилизации инвестиций. Сегодня малым и средним предприятиям требуются быстрые усилия по налаживанию партнерских отношений и сбору информации в тех местах, где в прошлом финансирование развития было ограниченным. В то же время вследствие пандемии некоторые малые и средние предприятия смогли «вывести» магазины в интернет, поскольку у людей появилась привычка покупать онлайн. Очень популярным среди населения стало пользование услугами курьеров, а спрос на доставку с интернет-магазинов, увеличился в 4 раза [8].
Пандемия новой коронавирусной инфекции является самым серьезным глобальным кризисом современности. Экономический ущерб, причиненный пандемией COVID-19, уже превышает ущерб, причиненный глобальным финансовым кризисом 2008 г. в течение трех лет, что, по мнению А.А. Курочкиной, И.А. Кузнецовой, А.А. Сумкиной, свидетельствует о том, что последствия будут долгосрочными [9].
В настоящее время вклад малого и среднего бизнеса в суммарный ВВП России составляет порядка 21 %, в то время как в развитых странах мира он достигает более 60 %. Число предприятий малого бизнеса равно около 70 % от всей численности предприятий по стране [10]. Поскольку кризис имеет глобальный характер, каждая страна разработала и реализовала свои антикризисные программы в поддержку малого и среднего бизнеса [11]. В Российской Федерации для малых и средних предприятий были перенесены сроки начала проведения налоговых проверок, принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, проверок соблюдения валютного законодательства, вынесения решений по результатам налоговых проверок, перенесены сроки представления налоговых деклараций и расчетов и т.д. [12]. Еще один вид помощи малому бизнесу во время карантина связан со страховыми взносами за сотрудников. На часть зарплаты, превышающей МРОТ, страховые взносы составили не 30 %, а 15 % [13]. Также были введены отсрочки по уплате налогов.
На помощь со стороны государства в 2020 г. могли рассчитывать: микропредприятия с численностью сотрудников до 15 чел. и выручкой до 120 млн руб. в год; представители малого бизнеса с численностью до 100 чел. и доходом до 800 млн руб. в год. При этом они обязательно должны были быть зарегистрированы в Едином реестре субъектов МСП на 01.03.2020 г. Для наиболее пострадавших отраслей введены особые меры поддержки: компенсация 100 % кредита на развитие, если предприятие сохранит 90 % сотрудников и более по сравнению с 1 июня 2020 г., и 50 %, если сохранит 80 % сотрудников. К таким отраслям относятся: розничная торговля непродовольственными товарами; турфирмы; гостиницы; организаторы праздников; производство изделий народных художественных промыслов; вендинговые автоматы; авиа- и автоперевозчики, обслуживание воздушного и космического транспорта; СМИ и издательства; кинопрокатчики и кинотеатры; зоопарки; музеи и т.д. [10]. Как видим, многие меры действовали лишь на отрасли, наиболее пострадавшие от пандемии. По мнению Правительства РФ, к таким отраслям не относится розничная торговля продуктами питания. Между тем многие предприниматели из этой отрасли потерпели серьезные убытки, так как в период самоизоляции люди предпочитали не выходить из дома даже за продуктами, заказывая их в интернете с доставкой на дом. Но это обстоятельство не было учтено Правительством РФ.
На втором этапе сравним число микро-, малых и средних предприятий России до начала пандемии и на данный момент времени. Поскольку данные Федеральной службы государственной статистики за 2020 г. на момент написания данной статьи не обработаны и не опубликованы, авторы воспользовались сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако статистика численности предприятий, содержащихся в данном реестре, доступна по состоянию на 10 число каждого месяца. Поскольку пандемия в России была объявлена 31.01.2020 г., мы сравним численность микро-, малых и средних предприятий России на 10.01.2020 г. и на 10.03.2021 г. (наиболее свежая дата на момент написания статьи). Для сравнения воспользуемся данными таблицы.
Сравнение численности микро-, малых и средних предприятий России до начала пандемии и на момент написания статьи (10.03.2021 г.)
Показатель |
До пандемии |
На текущий момент |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Российская Федерация |
||||
Численность всех юридических лиц, в том числе: |
2528711 |
2387972 |
-140739 |
94,43 |
– микро; |
2314128 |
2181026 |
-133102 |
94,25 |
– малых; |
197842 |
189554 |
-8288 |
95,81 |
– средних |
16741 |
17392 |
651 |
103,89 |
Численность ИП, в том числе тех, чей бизнес является: |
3388195 |
3343598 |
-44597 |
98,68 |
– микро; |
3361628 |
3317043 |
-44585 |
98,67 |
– малым; |
26263 |
26248 |
-15 |
99,94 |
– средним |
304 |
307 |
3 |
100,99 |
Итого |
5916906 |
5731570 |
-185336 |
96,87 |
Южный федеральный округ |
||||
Численность всех юридических лиц, в том числе: |
196194 |
187202 |
-8992 |
95,42 |
– микро; |
179332 |
170842 |
-8490 |
95,27 |
– малых; |
15562 |
14980 |
-582 |
96,26 |
– средних |
1300 |
1380 |
80 |
106,15 |
Численность ИП, в том числе тех, чей бизнес является: |
498298 |
479748 |
-18550 |
96,28 |
– микро; |
494818 |
476240 |
-18578 |
96,25 |
– малым; |
3450 |
3478 |
28 |
100,81 |
– средним |
30 |
30 |
0 |
100,00 |
Итого |
694492 |
666950 |
-27542 |
96,03 |
По данным таблицы мы видим, что за время пандемии численность микропредприятий в России сократилась на 133102, или на 5,75 %, малых предприятий – на 8288, или на 4,19 %, а средних предприятий – увеличилась на 631, или на 3,89 % (рост числа таких предприятий связан с действенностью мер поддержки). Наглядно численность микро-, малых и средних предприятий в Российской Федерации до пандемии и на текущий момент изображена на рис. 1.
Аналогичную динамику имеет и численность ИП в России (рис. 2).
В Южном федеральном округе численность микропредприятий сократилась на 8490, малых – на 582, а средних – на 80.
На заключительном этапе мы проведем опрос представителей малого и среднего бизнеса г. Краснодара, касающийся влияния на их работу пандемии коронавируса и эффективности мер государственной поддержки. В опросе приняли участие 220 руководителей и ИП (из них 107 микропредприятий, 98 малых предприятий и 15 средних). Результаты опроса приведены на рис. 3.
Рис. 3. Данные опроса МСП г. Краснодара (составлен авторами)
По данным рис. 3 видно, что чем меньше бизнес, тем значительнее на результатах его функционирования сказалась пандемия и тем критичнее относятся руководители и индивидуальные предприниматели к мерам государственной поддержки, которое разработало правительство РФ для борьбы с экономическими последствиями пандемии. Например, у 67,29 % опрошенных руководителей микропредприятий и ИП из-за коронавируса упали продажи, а среди средних предприятий – только у 33,33 %. Из числа микрофирм и ИП менее чем на 20 % снизились продажи у 43,06 %; у малых предприятий – 53,13 %; у средних предприятий – 80 %. При этом более чем на 60 % упала выручка у 15,28 % микропредприятий и ИП, у 9,38 % средних предприятий и ИП. У средних предприятий падение выручки свыше 60 % не зафиксировано.
Считают, что их бизнес «спасли» меры государственной поддержки во время пандемии COVID-19, 1,87 % опрошенных микропредприятий, 5,10 % малых предприятий и 46,67 % средних предприятий. Учитывая данные опроса и снижение численности во время пандемии микро- и малых предприятий в Российской Федерации и Южном федеральном округе в частности, можно сделать вывод, что Правительству РФ следует уделять больше внимания мерам государственной поддержки микро- и малого бизнеса.
В случае распространения новых штаммов коронавируса и ухудшения эпидемиологической обстановки необходимо усовершенствовать меры государственной поддержки микро- и малых предприятий. В качестве таких мер поддержки автором предлагается: снизить размер патентов на 30 % для малых предприятий и на 40 % для микропредприятий; выдавать субсидии на обучение рабочей силы (для открывающихся в период пандемии малых и микропредприятий); снизить ставку налога по УСН с объектом налогообложения доходы до 5 % (вместо 6 %), а с объектом налогообложения доходы за минусом расходов до 13 % (вместо 15 %); предоставлять скидки на аренду помещений (если арендодателем является государство); значительно увеличить долю закупок у МСП; упростить процессы закупок для микро- и малых предприятий; уменьшить ограничения на импорт; оказывать информационную поддержку лицам, собирающимся зарегистрировать бизнес во время пандемии и т.д.
Заключение
В результате решения первой задачи установлено, что пандемия коронавируса вызвала глобальный кризис, который, в отличие от большинства других кризисов в мировой истории, влечет за собой шоки как предложения, так и спроса. Малые и средние предприятия в России столкнулись со значительными убытками, вызванными периодом самоизоляции, падением спроса вследствие сокращения доходов россиян, затратами на осуществление мер профилактики случаев заболевания коронавирусом на рабочем месте, трудностями со сдачей отчетности, выплатой налогов и многими другими проблемами. Часть из этих проблем была решения мерами государственной поддержки малых и средних предприятий – представителей наиболее пострадавших отраслей. Для наиболее пострадавших отраслей введены особые меры поддержки: компенсация 100 % кредита на развитие, если предприятие сохранит 90 % сотрудников и более по сравнению с 1 июня 2020 г., и 50 %, если сохранит 80 % сотрудников.
В результате решения второй задачи было установлено, что за время пандемии (по состоянию на 10.03.2021 г.) численность микропредприятий в России сократилась на 133102, или на 5,75 %, малых предприятий – на 8288, или на 4,19 %, а средних предприятий – увеличилось на 631, или на 3,89 % (рост числа таких предприятий связан с действенностью мер поддержки). В Южном федеральном округе численность микропредприятий сократилась на 8490, малых – на 582, а средних – на 80.
В результате решения третьей задачи мы доказали, что чем меньше бизнес, тем значительнее на результатах его функционирования сказалась пандемия и тем критичнее относятся руководители и индивидуальные предприниматели к мерам государственной поддержки, которое разработало правительство РФ для борьбы с экономическими последствиями пандемии. Считают, что их бизнес «спасли» меры государственной поддержки во время пандемии COVID-19 1,87 % опрошенных микропредприятий, 5,10 % малых предприятий и 46,67 % средних предприятий. Поэтому необходимо усовершенствовать меры государственной поддержки микро- и малых предприятий в случае распространения новых штаммов коронавируса и ухудшения эпидемиологической обстановки. В качестве таких мер поддержки автором предлагается: снизить размер патентов на 30 % для малых предприятий и на 40 % для микропредприятий; выдавать субсидии на обучение рабочей силы (для открывающихся в период пандемии малых и микропредприятий); снизить ставку налога по УСН с объектом налогообложения доходы до 5 % (вместо 6 %), а с объектом налогообложения доходы за минусом расходов до 13 % (вместо 15 %); предоставлять скидки на аренду помещений (если арендодателем является государство); значительно увеличить долю закупок у МСП; упростить процессы закупок для микро- и малых предприятий; уменьшить ограничения на импорт; оказывать информационную поддержку лицам, собирающимся зарегистрировать бизнес во время пандемии, и т.д.
Библиографическая ссылка
Солонина С.В., Брысина Д.А. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАБОТУ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 3. – С. 108-114;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42989 (дата обращения: 23.11.2024).