GR-менеджмент представляет собой систему построения эффективного делового партнерства структур бизнеса с государственными органами власти. В России такое взаимодействие возможно на уровне федеральной власти и структур официального управления в отдельных субъектах РФ. Буквальный смысл английского словосочетания «Government Relations» означает связь или отношения с властными структурами. Широкое определение GR трактуется как взаимовыгодное взаимодействие бизнеса и власти с целью обеспечения, отстаивания и продвижения интересов бизнеса в системе органов государственной власти [8, c. 47]. При этом GR-деятельность пока не получила необходимого правового определения и закрепления, и в этом заключается проблема официального уточнения функций данной разновидности деятельности в системе предпринимаемых социально-экономических инноваций.
По мнению К.С. Мака, GR-менеджмент заключается в применении коммуникативных технологий индивидами или социальными институтами для влияния на правительственные решения местного, регионального, национального или интернационального уровней, или их комбинаций [11, c. 83]. У. Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт, Д. Уилкокс отмечают, что GR-менеджмент представляет собой деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами и государственной властью, включающую в себя сбор и обработку информации о деятельности правительства, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия политических и административных решений (лоббизм) [1, c. 362–363].
GR-департаменты в их современном понимании были впервые созданы в США для борьбы с новым социальным законодательством в 1970-х гг. [12, c. 59]. Эти департаменты были ориентированы на защиту автономии организации и впоследствии стали главным местом взаимоотношений с властью. В 1980–1990 гг. происходит становление GR как профессии и услуги, предоставляемой специализированными организациями. В России GR-департаменты в крупных компаниях появляются на рубеже 1990–2000-х гг. Сегодня особым вопросом является содержание перечня профессиональных компетенций, которыми должен обладать GR-менеджер. GR-менеджер представляет собой ответственное лицо, которое должно уметь строить доверительные и позитивные отношения между своим работодателем и представителями власти с помощью установления неформального диалога в целях устойчивого развития компании [7, c. 149].
Коммуникативная GR-стратегия отдельно взятой организации напрямую зависит от качественной оценки возможностей для диалога с органами власти в существующей ситуации, от четкого понимания текущей государственной повестки. Понимание государственной повестки GR-специалистами компании уже может продвинуть бизнес к установлению партнерства с конкретным органом власти [2, c. 35]. Взаимодействие с органами власти является важнейшим условием эффективного функционирования компаний, деятельность которых зависит от разрешительно-лицензионной деятельности государственных органов [5, c. 53]. GR-менеджмент отображается в использовании ряда специальных средств по выполнению возложенных обязанностей перед соответствующими компаниями. Такими средствами являются письменные обращения; активное использование возможностей СМИ; оказание со стороны частных организаций финансовой поддержки общественных ассоциаций и политических партий [3, c. 35]; оценка регулирующего воздействия; проведение социологических опросов; создание благоприятных условий для карьерного роста на государственной службе лояльно настроенных лиц, способных оказывать поддержку частным фирмам [9, c. 73].
Совместная деятельность государства, бизнеса и общества может быть успешной только в случае, если она строится на принципах взаимной ответственности за достижение общественно значимых результатов. Необходимо отметить, что доверие между партнерами, сокращение неопределенности, интенсификация процессов совместной деятельности обеспечивают эффективность взаимодействия государства и общества [4, c. 43]. Основной целью GR-менеджмента является повышение уровня публично-управленческой выгоды на основе укрепления партнерства со структурами власти. Эта цель и эффективность может быть обеспечена различными функциями мониторинга внешней среды компании.
GR-менеджеры как профессиональные управленцы и сотрудники по укреплению деловых связей компании на территории региона России по специфике своей деятельности условно могут быть подразделены на четыре группы:
1. Специалисты по ведению деловых переговоров с представителями властных структур. Цель их работы заключается в защите интересов своей компании в достижении компромиссов и разрешении спорных вопросов с властью. Важнейшим результатом деятельности таких специалистов выступает заключение различных соглашений по указанным вопросам.
2. Консультанты при руководителях компаний, которые сами в большинстве случаев вступают во взаимодействие с государственными служащими. При этом руководители нуждаются в специально разработанных рекомендациях по вопросам партнерства с властью. Советники по GR-менеджменту разрабатывают планы и экономически обоснованные программы сотрудничества с органами власти.
3. Контролирующий сотрудник, который осуществляет контроль и наблюдение за порядком обоюдного выполнения компанией и государственными структурами принятых решений. Также определяется система расходов и доходов, связанных с реализацией данных решений. Этот специалист следит за предоставлением в госорганы различных сведений о компании.
4. Работники компании, лоббирующие корпоративные интересы по разным вопросам во взаимодействии с государственными должностными лицами.
По нашему мнению, необходимо выделить следующие важнейшие модели взаимодействия государственных региональных структур и бизнеса:
1. Кластерная модель – создание условий для объединения и концентрации ресурсов власти и частного сектора экономики на территории отдельных кластеров.
2. Корпоративная модель – объединение возможностей человеческого капитала различных корпораций, предпринимательских способностей представителей бизнеса и возможностей власти в решении актуальных социально-экономических проблем.
3. Сетевая модель – осуществление важнейших форм партнерства бизнеса и властных структур на основе функционирования электронных виртуальных сетей.
4. Плюралистическая модель – наличие тесных коммуникаций между множеством конкурирующих предпринимательских групп при условии равноправного сотрудничества с государственными органами и отсутствии давления на эти органы со стороны независимых экономических групп.
5. Неокорпоратистская модель – функционирование институциональных форм взаимодействия государства и бизнеса. Компании, представляющие основные экономические интересы, имеют возможность принимать участие в разработке и контроле исполнения политических решений.
Использование механизма GR-менеджмента создает условия для повышения эффективности деятельности организации, ликвидации административных барьеров на пути развития бизнеса, способствует укреплению рыночных институтов и институтов гражданского общества [10, c. 145]. В последнее время GR-менеджмент становится все более актуальной сферой деятельности. Его роль как для государства, так и для крупных компаний, компаний малого и среднего бизнеса выходит на первый план [6, c. 102]. Соответственно, возникает необходимость налаживать взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти и бизнеса, совершенствовать механизмы их взаимодействия в целях успешного социально-экономического развития как организаций, задействованных в процессе взаимодействия, так и государства в целом. Для дальнейшего развития GR-менеджмента в России как основной формы и технологии выстраивания цивилизованных практик взаимодействия бизнеса и власти, на наш взгляд, необходимы в первую очередь:
1. Создание правовой базы сотрудничества организаций с органами власти; перемещение центра GR-стратегии к регламентам четкого закрепления прав собственности, либерализация контроля за бизнесом; развитие института оценки регулирующего воздействия.
2. Повышение эффективности деятельности госсектора, создание благоприятной среды для конкурентоспособности российских предприятий; нивелирование избыточных административных и иных барьеров, бюрократических процедур, заорганизованности, препятствующих свободному развитию конкурентных отношений; обязательное включение крупнейших бизнес-объединений в процесс согласования решений правительства.
3. Активная организация GR-форумов (экономических форумов) с целью эффективного установления действенных взаимосвязей (двусторонней GR-коммуникации) между бизнес-структурами и государственной властью для развития государственно-частного партнерства.
4. Включение категории «GR-специалист» в перечень официально существующих профессий; формирование соответствующих квалификационных характеристик (перечня базовых знаний, умений и навыков) и внесение их в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих; разработка в ведущих университетах страны полноценных образовательных программы в области GR; качественная профессиональная подготовка специалистов в области GR с учетом ведущих мировых наработок.
5. Систематизация имеющихся российских и зарубежных GR-практик, обобщение и распространение позитивного опыта организаций, реализующих GR-коммуникацию; продолжение освоения цивилизованных GR-технологий в развитии взаимоотношений бизнеса и государства для повышения их прозрачности, открытости, легальности, подконтрольности обществу.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Волгоградской области в рамках научного проекта № 16-12-34014 «Механизмы повышения результативности и эффективности публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города в системе показателей комфортности и энергоэффективности жизнедеятельности населения».
Библиографическая ссылка
Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С. GR-МЕНЕДЖМЕНТ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 9-3. – С. 597-600;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40790 (дата обращения: 03.12.2024).