В территориальном развитии производительных сил национального хозяйственного комплекса можно выделить определенные этапы и формы его организации. Так, в России следует отметить появление и развитие столыпинских хуторов в конце ХIХ ‒ начале ХХ веков, в 20-х годах ХХ века реализация плана ГОЭЛРО, разработанного под руководством Кржижановского Г.М., в средине 50-х годов того же века появились Совнархозы, экономические районы. К этому же периоду относится возникновение и формирование в нашей стране территориально-производственных комплексов (ТПК). Были и другие формы пространственной организации производительных сил, но их простое перечисление не носит принципиального значения. Главное ‒ это то, что они в той или иной степени отражали потребности своего времени.
Настоящий период развития характеризуется таким планетарным явлением, как глобализация. Этот процесс породил осознанное или не совсем копирование наиболее удачных форм организации и использования имеющегося потенциала. Сюда можно отнести создание особых экономических зон, налоговых гаваней, оффшорных зон и прочее. Особое место в этом списке занимают кластеры. Опыт Силиконовой долины не дает покоя предпринимателям и хозяйственникам всего мира. Понятие «кластер» ассоциируется с мировым успехом и благополучием. Создает иллюзию экономического изобилия по мере формирования такой структуры функционирования производительных сил. Не могло это не коснуться и нашей российской действительности. Ведь было бы здорово, переименовав «милицию» в «полицию», «план» в «стратегию» или «дорожную карту», «любые намечаемые изменения» в «проект», «любое образование» в «кластер», тем самым добиться желаемых результатов. И если в период своего возникновения понятие «кластер» было сугубо узкопрофессиональным, то впоследствии оно стало модным и получило самое широкое использование. Его стали употреблять на всех уровнях управления, в средствах массовой информации и т.д., договорились и дописались до того, что появились «семейные кластеры», «инновационные кластеры», «социальные кластеры» и множество других подобных нелепых «уточнений».
Такое всеобщее внимание к данной категории, возможно, явилось одной из причин отсутствия на территории современной России этой на самом деле прогрессивной, адекватной времени формы организации факторов производства. Кластер вошел в наш повседневный обиход, прошел этап популяризации, и наступило, как нам представляется, время для исследования его специалистами в области регионального развития, стратегического планирования на макро- и мезоуровнях, координации отраслевого и социально-экономического регулирования.
Как и любое новое явление, кластер не появился из ниоткуда. Это очередной этап развития территориальной организации производства. Ближе всего к кластеру стоит территориально-производственный комплекс. Однако между ними имеются не только сходства, но и различия. Поскольку наиболее сильной стороной российской школы региональной экономики были исследования, обеспечивающие планирование размещения производительных сил и разработку методов территориального развития, то для того чтобы использовать сорокалетний опыт формирования и развития ТПК с целью перенесения его на кластер, необходимо определиться, что между ними общего, а что разъединяет. Проводимые исследования были направлены на разработку региональных программ, крупных инвестиционных проектов, создание методических основ системы территориального планирования и управления (в особенности новых форм территориальной организации хозяйства). В стране были созданы специализированные научные коллективы, входившие в систему Госплана СССР и Академии наук СССР, а также высших учебных заведений. Головной научной организацией по региональным исследованиям с 1930 г. стал Совет по изучению производительных сил (СОПС).
Крупнейшими их научными результатами, не уступающими мировому уровню, были исследования, связанные с разработкой и применением методов прогнозирования и планирования. Объемные работы проводились по моделированию развития и размещения отраслей и многоотраслевых комплексов, построению региональных межотраслевых балансов, моделям регионального развития и формирования территориально-производственных комплексов, различным типам межрегиональных моделей, методологии разработки региональных программ и схем развития и размещения производительных сил.
Из широкого круга проводимых исследований, нас, прежде всего, интересует территориально-производственный комплекс, под которым будем понимать программно-целевой комплекс – совокупность производственных объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на относительно ограниченной и неразобщенной территории, связанных между собой использованием природных ресурсов, системой расселения, единой инфраструктурой [3, c. 6]. Комплекс формируется в целях решения крупной народнохозяйственной проблемы на основе дальнейшего углубления территориального разделения труда, специализации и интеграции. Помимо основной цели – максимально эффективного выпуска определенной для него конечной продукции, комплекс непосредственно участвует в обеспечении роста благосостояния населения на его территории.
В СССР были приняты и разработаны ТПК: Западно-Сибирского (северо-запад Сибири), Саянского, Канско-Ачинского и Южно-Якутского ТПК и сводные планы капитального строительства по зоне Курской магнитной аномалии, Тимано-Печерскому ТПК.
Что касается понятия «кластер», то под ним мы понимаем совокупность инновационно-активных, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости организаций. Признаками кластера являются: критическая масса организаций, высокая плотность связей между организациями, высокий уровень инновационной активности [8, c. 58].
Кластерная парадигма, по мнению европейских и российских исследователей, включает в себя следующие составляющие:
● производственную – кластер – прежде всего группа взаимосвязанных компаний, которые формируют производство полного цикла;
● пространственную – географическая близость производств, их пространственное размещение;
● инновационную – имеют положительное влияние на инновационные процессы, в кластере происходит информационный обмен;
● социальную – наличие доверия между участниками кластера, взаимодействие в социальных сетях.
К важнейшим характеристикам, обеспечивающим успешное развитие кластеров, относят системность кластера и динамизм. Подход к кластеру как к системе позволяет учитывать взаимозависимость всех его участников и развивать такие свойства кластерных сетей, как сотрудничество и доверие.
Кластеры признаются «ядрами» инновационного развития стран и регионов, обеспечивающими взаимосвязи новых рынков и знаний, необходимых для формирования новых секторов производства.
Как уже отмечалось выше, ни одного реально функционирующего кластера на территории России нет. Вместе с тем интерес к этой форме организации не пропадает, имеется множество публикаций, проектов, предложений, подходов к их образованию, порою диаметрально противоположных. Так, одни авторы считают, что с точки зрения структурного устройства и функционального назначения кластеры (в первую очередь – региональные) практически не отличаются от существовавших в СССР территориально-производственных комплексов [1, 9]. Другие [7] находят, что кластерная концепция имеет принципиальные отличия от советской системы территориального размещения производства и, соответственно, имеющийся опыт не может быть востребованным. Третьи [6] (чья позиция нам наиболее близка, задаются вопросом о том, в какой степени возможности научного и практического опыта по формированию производственных систем представляется целесообразным использовать при формировании и развитии кластеров.
В этой связи нам представляется целесообразным проанализировать имеющиеся сходства и различия территориально-производственных комплексов и кластеров с позиции их принципиальной несовместимости. Полученные результаты представлены в таблице.
Основные характеристики и их оценка ТПК и кластера
Признаки |
Содержание признака |
Оценка |
Форма собственности |
ТПК – государственная; Кластер – все виды собственности |
Принципиальное отличие |
Способы формирования |
ТПК – программно-целевой; Кластер – эволюционный, но может быть и программным |
Непринципиальное отличие |
Цель формирования |
ТПК – решение крупной народнохозяйственной проблемы; Кластер – обеспечение конкурентоспособности |
Принципиальное отличие |
Основа создания |
ТПК – природные полезные ископаемые; Кластер – налаженное, действующее производство |
Существенное отличие |
Этап жизненного цикла |
ТПК – стадия рождения; Кластер – стадия юности – зрелости |
Существенное отличие |
Капиталоемкость |
ТПК – высокая; Кластер – низкая |
Существенное отличие |
Генезис территориального образования |
ТПК – государственные интересы, централизованное управление; Кластер – воздействие рыночного механизма, возможно государственное участие |
Существенное отличие |
По территориальному признаку |
ТПК – применялись в основном для районов нового освоения с низкой плотностью населения и большей частью непростыми природными условиями; Кластер – образуются чаще в обжитых густонаселенных районах |
Существенное отличие |
Ответственность за экологию |
ТПК – государство; Кластер – муниципальные власти |
Непринципиальное отличие |
Структура и специализация |
ТПК – это межотраслевой комплекс, в котором главную роль играют отрасли базисной группы, определяющие основную специализацию и управляемые централизованно; Кластер – самоорганизующиеся отраслевые или межотраслевые системы, решения в которых принимаются самими участниками |
Непринципиальное отличие |
Социальный фактор |
ТПК – человек воспринимался как один из факторов развития хозяйства наряду с природными ресурсами и инфраструктурой; Кластер – сообщество высококвалифицированных рабочих и специалистов, обеспечивая соответствие другим факторам производства |
Непринципиальное отличие |
Инновационная востребованность |
ТПК – ориентирован на передовые достижения отечественной и мировой науки; Кластер – ориентирован на использование достижений в данной области мирового уровня |
Непринципиальное отличие |
Воспроизводственная ориентация |
ТПК – отрасли тяжелой индустрии (добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика, выплавка металлов, основная химия, машиностроение, лесная промышленность и др.). Кластер – важную, а, зачастую, ведущую роль приобретают обрабатывающие и сервисные предприятия |
Непринципиальное отличие |
Можно привести еще много признаков, по которым между ТПК и кластером существуют отличия разного порядка. Главное это то, что они есть. Но не менее важно и обстоятельство, что наряду с различиями наблюдается и определенное сходство, которым было бы неразумным пренебрегать. Имеется достаточно аргументов для того, чтобы учитывать научное и практическое наследие развития территориально-производственных комплексов при формировании кластеров. Поэтому, на наш взгляд, необходимо взвешенно и аргументированно проанализировать существующие возможности и ограничения использования механизмов и закономерностей развития территориально-производственных комплексов для планирования и формирования кластерных образований.
С этой целью следует обратиться к такому важному документу, как Методические указания к разработке планов экономического и социального развития РСФСР [4]. Тогда, следуя разработанной и довольно успешно апробированной на практике методологии, планированию кластера должна предшествовать предплановая разработка в виде Схемы развития и размещения производительных сил кластера. Эта Схема позволит учесть национальные задачи, согласовать основные направления развития производств в отраслевом разрезе с возможностями территории и определить роль кластера в процессе общественного воспроизводства страны в перспективе. В Схеме учитываются такие показатели, как численность населения и распределение трудовых ресурсов, темпы роста производства и рост объема инвестиций, качество жизни населения [2]. При этом следует использовать материалы районных планировок и отраслевые проекты.
Само же планирование кластера следует начинать с анализа развития предприятий, организаций, различных хозяйственных субъектов в пределах территории кластера.
Затем плановые органы кластера рассматривают перспективные объемы производства специализированных отраслей кластера, сопоставляя их с задачами развития других территориальных образований (района, субъекта Федерации, страны). Оцениваются масштабы производства отраслей специализации кластера с возможностями местной сырьевой базы. При этом обращается внимание на развитие предприятий, тесно связанных между собой в производственно-техническом отношении, путем разработки материальных балансов по продукции, проходящей обработку в пределах территории кластера.
Потом производится проверка обеспеченности производства топливо-энергетическими, трудовыми и водными ресурсами, а также определяется экологическая емкость путем сопоставления возможностей территории кластера и возможностей производства. Если удовлетворить потребности производства в тех или иных видах ресурсов за счет региона невозможно, то необходимо решить проблему переброски недостающих ресурсов, а экологическую нагрузку перераспределить на прилегающие территории. Параллельно уточняются объемы инвестиций, строительно-монтажных работ, которые сопоставляются с возможностями местной строительной базы или разрабатываются условия проведения торгов, в том числе и международных.
После определения производственной составляющей кластера, потребности в трудовых ресурсах наступает очередь социальной части основных показателей развития кластера. Здесь необходимо учесть весь комплекс услуг, обеспечивающий качество жизни населения.
Одновременно с определением показателей по развитию производственной и непроизводственной сферы разрабатывается логистика грузовых и пассажирских потоков.
Предлагаемый порядок действий, алгоритм при разработке плана развития кластера не является истиной в последней инстанции. Он может и должен подвергаться изменению, уточнению и прочим модификациям в зависимости от особенностей того или иного кластера и это естественный процесс [5]. Но его суть должна быть выдержана. Только в этом случае можно добиться соблюдения всей иерархии интересов: федерации, его субъекта, участников кластера. И это позволит процесс создания и дальнейшее развитие кластера «вписать» в единую систему хозяйственного планирования России.
Рецензенты:Роздольская И.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой маркетинга и менеджмента Белгородского университета кооперации, экономики и права, АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород;
Щетинина Е.Д., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой маркетинга, ФГОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», г. Белгород.
Работа поступила в редакцию 07.02.2014.
Библиографическая ссылка
Куприянов С.В., Стрябкова Е.А. МЕСТО КЛАСТЕРА В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-2. – С. 330-334;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33633 (дата обращения: 15.10.2024).