Научно-технический альянс фирм: воплощение реализации принципа «открытых инноваций»
В начале 21 века в мировой экономической системе отмечаются перманентное нарастание масштабов экономической интеграции, интернационализации финансово-хозяйственной деятельности, появление и развитие новых возможностей передачи информации и коммуникации. Современная компания, наращивающая конкурентные преимущества, вынуждена действовать не только на рынках своих основных компетенций, но и активно выходить на инновационный рынок. Отмеченные проявления существенно повлияли на снижение эффективности инновационной деятельности, реализуемой в закрытых формах организации.
В этой связи на современном этапе одной из важных особенностей инновационного рынка является расширение многообразия межфирменных организационных форм инновационной деятельности. Для реализации масштабных технологических прорывов отмечается создание научно-технических стратегических альянсов, под которыми понимается долгосрочное институциональное соглашение формально независимых экономических агентов (бизнеса, государственных структур, учебных заведений) с целью временного объединения комплиментарных специфических факторов производства и решения инновационно-коммерческих задач глобального распространения новых технологий. Подчеркивается значимость гибких форм интеграции, актуализирующих открытость, ускоренную диффузию информации и технологий посредством объединения компетенций сообщества национальных лабораторий, университетов, действующих консорциумов, start-up компаний, потребителей, поставщиков.
Объективна традиционная дифференциация такого рода альянсов на научно-исследовательские, создаваемые для реализации определенного научного проекта, и научно-производственные, создаваемые для разработки и производства новой продукции. Вместе с тем классификационные признаки научно-технических альянсов предлагается дополнить характером реализуемой инновационной стратегии: инновационное заимствование, наукоемкие разработки «с нуля», генерация инноваций, совместная экспериментальная инновационная апробация, подготовка инновационных кадров, инвестирование инноваций, коммерциализация инноваций.
И в первом, и втором случаях, основанием является наличие устойчиво воспроизводимых взаимодействий экономических агентов, которые формируют дополнительную выгоду для каждого из участников. Приоритетным признается исполнение долгосрочного отношенческого контракта. Таким образом, научно-технический альянс – это воплощение принципа «открытых инноваций» и модульности технологий, проект открытого типа, использующий внешние источники инновационной активности для совместного развития и коммерциализации результатов проектной деятельности. «Открытые инновации – это парадигма, согласно которой считается, что компании могут и должны наряду с собственными использовать и внешние идеи, а также применять «внутренние» и «внешние» способы выходов на рынок со своими более совершенными технологиями» [5].
Компании, цель которых связана с максимизацией финансового результата за счет поддержания высокого уровня конкурентоспособности, должны стремиться к сотрудничеству с сообществом, составляющим инновационную экосистему. При этом объективно эффективное использование и развитие потенциала собственных сетей передачи информации и инноваций мирового уровня.
Научно-технические альянсы, будучи нацеленными на воспроизводство «открытых инноваций», на порядок повышают требования к качеству национальных и мировых правовых, политических, социальных, экономических, научных, институтов как пространства, в рамках которого происходит генерация, ведение и применение инновационного продукта.
Кроме того, открытые инновации, воспроизводимые в научно-технических альянсах, оказывают прогрессивное воздействие на четыре основы экономики знаний, сформулированные Мировым банком: инфраструктуру информации и связи; образование и обучение в сфере науки и технологии; экономические стимулы и политику; инновационные системы исследования и разработки.
Наконец, модель открытых инноваций, реализуемая в рамках научно-технических альянсов, в определенной степени сглаживает негативные тренды рынка инноваций, в частности, существенное увеличение стоимости НИОКР, сокращение жизненного цикла продуктов, мобильность человеческого фактора, повышенные требования к бизнесу в отношении инновационной активности.
Выявляются следующие преимущества и перспективы научно-технических стратегических альянсов:
• содержательно интегрируя элементы рыночных механизмов и принципы построения иерархических структур, стратегические альянсы усиливают роль институционального механизма, направленного на адаптацию рыночного поведения к режиму партнерства, обеспечение непротиворечивого взаимодействия и обмена рыночной, технологической и прочей информацией, формирование характеристики инновационной открытости компаний;
• в этой связи способствуют формированию особой формы капитала – сетевого капитала, который предполагает воспроизводство комплиментарности и специфичности объединенных в альянсе факторов производства, идей, технологий, формирование на этой основе особого инновационного продукта сетевого взаимодействия. В этой связи российский экономист Какатунова Т.В. вводит понятие «инновационного планктона», из разных составляющих которого путем комбинации можно получать совершенно другие инновации процессного или продуктового характера [2];
• отмечается снижение влияния ограниченной рациональности и оппортунизма внутри альянса по причине действия репутационного механизма, осознания возможности воспроизводства сетевого капитала только в организационном пространстве альянса. В успешных альянсах участники вовлекаются в перманентную последовательность итеративных и интерактивных циклов взаимодействия, которая способствует повышению уровня доверия и гибкости в отношениях, а также к большей готовности осуществлять специфические инвестиции. При этом циклы взаимодействия характеризуются кумулятивным эффектом; в результате влияние первоначальных условий на функционирование альянса становится менее заметным. Следовательно, стартовые условия должны быть, с одной стороны, достаточно гибкими, чтобы облегчить возможность их изменения; с другой стороны, комплиментарными, в достаточной степени структурировать межфирменные взаимоотношения, чтобы последние не стали хаотичными и неэффективными.
Длительное взаимодействие участников сети опосредует формирование социального капитала в виде накопленных обязательств, воспроизводство доверия и деловой репутации. Развитие межфирменных сетей позволяет также формировать структуры представительства коллективных интересов. В итоге контрактные отношения между участниками рынка дополняются социальными отношениями и отчасти замещаются ими, что не только не мешает, но, напротив, стимулирует получение взаимной выгоды от рыночного обмена. Таким образом, возможно наблюдать последовательную трансформацию классического (неоклассического) контракта в отношенческий контракт;
• укрепляют конкурентные позиции участников в окружающей рыночной среде, усиливают адаптивный потенциал их экономической организации к внешним и внутренним изменениям;
• информационные системы и эволюционирующие социальные связи научно-технических альянсов опосредуют развитие новых форм организации (квазиинтеграционных); служат основой кластеров инновационной активности, формирования и выбора рациональных перспективных траекторий развития региона; преобразуют национальную инновационную систему. В данном случае речь заходит о практической реализации цепочки модели ТАМО, где инновационная траектория представлена следующими звеньями (событиями): «новые технологии (Т) – новые товары и услуги (А) – выход на новые рынки (М) –появление и расширение новых организационных форм (О)» [6];
• оптимизируют инвестиционный риск за счет меньших инвестиций в реализацию цепочек создания стоимости, за счет вложений в конкретные проекты, а не совокупные дорогостоящие активы в случае жестких форм интеграции бизнеса (слияний, поглощений). Таким образом, в рамках научно-технического альянса формируется оптимальная экономическая модель генерации денежных потоков и извлечения прибыли, соответствующая капиталоемкости инновационного продукта;
• способствуют развитию стратегического сетевого аутсорсинга, основанного на распределении между участниками альянса звеньев в общей цепочке создания инновационного продукта; укреплению ключевых навыков и компетенций, конкурентоспособности партнеров [4].
Более того, полагаясь на исследование принципов «открытых инноваций» и природы научно-технического альянса, следует отметить реализацию его организацией как содержания управленческих технологий аутсорсинга, так и инсорсинга (идей, человеческого, финансового, венчурного капитала). Инсорсинг в данном контексте означает эндогенное совместное расширяющееся использование участниками преимуществ инновационного продукта альянса, в том числе его коммерциализацию.
Грамотное сочетание технологий инсорсинга и аутсорсинга выступает залогом успеха научно-технического альянса, ориентированного на реализацию модульного подхода к развитию технологий, процессу инноваций и созданию ценности. Участниками такого рода альянсов могут выступать: компании – модульные лидеры, технологические лидеры, компании – «центры систем и сетей» [3]. В результате инновационный цикл разворачивается не дискретно по отдельным компаниям, а в рамках инновационных взаимосвязей организации альянса.
При этом неотъемлемым элементом и ступенью последующего развития выступает развитая инфраструктурная компонента альянса. В качестве составляющих инновационной инфраструктуры отмечаются: инновационные посредники; организации, оказывающие финансовую поддержку инновационной деятельности; информационные, консультационные, образовательные центры и т.п.
Вместе с тем объективным условием реализации преимуществ альянсового взаимодействия является адаптивная гибкая региональная инфраструктура, обеспечивающая доступ субъектов инновационной деятельности к различным материальным и информационным ресурсам региона на основе использования разнообразных новых компонентов «электронной экономики» (виртуальных технопарков, сообществ, инкубаторов, сертификационных и консультационно-информационных центров, тематических порталов и баз данных, систем э-бизнеса) [2].
Учитывая состояние российской экономической системы, необходимо использовать такую тактику создания инновационной экономики, которая позволила бы с минимальными расходами и в короткие сроки создавать инновационные продукты, способные активно завоевывать международные рынки.
Осознавая значимость «открытых инноваций» и стратегического альянсового партнерства как инструментария их воспроизводства, в 2012 г. в рамках форума «Открытые инновации» представителями мировой и российской индустрии высоких технологий, государственных структур, ключевых экономических ведомств, научных кругов и экспертного сообщества в области инновационного развития подписан ряд знаковых соглашений:
• между Казанским национальным исследовательским технологическим университетом и ОАО «Аэрофлот» (совместная разработка «противообледенительной» жидкости нового поколения);
• между компанией ОАО «Ангстрем» и международной корпорацией IBM (лицензирование производства микросхем с топологическими нормами 90 нм);
• между компаниями «Мегафон» и Ericsson (развитие рынка межмашинных коммуникаций);
• между компанией Huawei и холдингом РТИ (организация Международного консорциума для координации действий по подготовке и реализации государственных программ развития города Москвы: «Безопасный город», «Интеллектуальная транспортная система», «Информационный город») [4].
Доказательством перспектив институционализации межфирменных отношений, их кластеризации выступили:
• организация Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров (научно-техническое партнерство Ассоциации инновационных регионов России, фармацевтического и биомедицинского кластера г. Санкт-Петербурга, Калужского фармацевтического кластера, биофармкластера «Северный» (Московская область);
• создание Российского союза инновационных территориальных кластеров по направлению «Информационные технологии и электроника» (участники: инновационные территориальные кластеры «Зеленоград», «Дубна», «Информационные технологии и электроника Новосибирской области» и «Информационные технологии и электроника Томской области»).
Таким образом, в условиях высоких отраслевых темпов, быстрых технологических и рыночных изменений для успешного развития компаниям необходимо оперативно обновлять бизнес-модель во избежание стратегического распада. Для повышения конкурентоспособности российской экономики на основе инноваций в предпринимательской, производственной, научной, образовательной деятельности значимо совершенствование существующих в настоящем методических подходов к формированию и управлению инновационной системой, в том числе адаптивным гибким формам интеграции (научно-техническим альянсам).
Рецензенты:
Тажибов Т.Г., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и финансы» Волгоградского филиала, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Волгоград;
Жилина В.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой ««Менеджмент» ФГОБУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград.
Работа поступила в редакцию 07.05.2013.
Библиографическая ссылка
Езангина И.А. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС: ВОПЛОЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА«ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ» // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-4. С. 945-948;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31668 (дата обращения: 02.04.2025).