Выявление антител к вирусу гепатита С (анти-ВГС) в крови пациентов методом иммуноферметного анализа (ИФА), которое является первым шагом лабораторной диагностики ВГС-инфекции, наиболее эффективно при обследовании людей без иммунодефицитного состояния в фазу развернутой продукции антител. На раннем этапе заражения ВГС и после выздоровления [8], а также при патологических и физиологических, в частности, возрастных, иммунодефицитных состояниях результаты исследования анти-ВГС в ИФА могут быть позитивными, но с низкой оптической плотностью, или противоречивыми [6]. В то же время вследствие широкого распространения и социальной значимости ВГС-инфекции необходимость в правильной интерпретации результатов исследования возникает уже на этапе первичного скрининга. Развитие гепатита С сопровождается определенными биохимическими изменениями сыворотки крови, в частности, увеличением концентрации аланинаминотрансферазы и α-фетопротеина (АФП) [3, 9]. Некоторые из биохимических маркеров повреждения печени могут быть обнаружены в сыворотке крови с неопределенным результатом исследования анти-ВГС в иммуноблоте [5]. В РФ в качестве подтверждающих тест-систем используются не только иммуноблоты, но и тест-системы для ИФА (ИФТС) в планшетном формате с раздельным определением антител к ряду антигенов ВГС. Относительно биохимической характеристики сыворотки крови с неопределенным результатом исследования анти-ВГС в планшетных ИФТС в литературе имеются единичные данные [5].
Целью представленной работы было определение концентрации α-фетопротеина в сыворотке крови пациентов пожилого возраста с различным, в том числе неопределенным, результатом исследования анти-ВГС в подтверждающих тест-системах планшетного формата с раздельным определением антител к антигенам ВГС.
Материалы и методы
Результаты были получены при исследовании 82 образцов сыворотки крови пожилых людей, направленных на определение наличия в них маркеров вирусных гепатитов.
Определение анти-ВГС проводилось с помощью лицензированных ИФТС по двухэтапной схеме [4]. На первом этапе (при скрининге) была использована ИФТС «ВекторБест-анти-ВГС» (ЗАО «ВекторБест», г.Новосибирск) с комплексной сорбцией антигенов ВГС. На втором этапе (при подтверждении) были использованы две ИФТС с раздельной сорбцией Core и NS антигенов: «РекомбиБест анти-ВГС-подтверждающий тест» (ЗАО «ВекторБест», г. Новосибирск) и «ДС-ИФА-Анти-HCV-спектр GM», комплект 4 (ООО НПО «Диагностические системы», г. Н.-Новгород).
Позитивные образцы с низкой оптической плотностью в скрининге и в подтверждающей ИФТС согласно ранее разработанному алгоритму [7] были дополнительно исследованы в двух ИФТС с раздельной сорбцией четырех антигенов ВГС (Core, NS3, NS4 и NS5): «ДС-ИФА-Анти-HCV-спектр
GM», комплект 2, и ВекторБест-анти-ВГС-подтверждающий тест» (ЗАО «ВекторБест»), а также в линейном иммуноферментном анализе (ЛИА) «INNO-LIA HCV Ab III update» («Innogenetics», Бельгия). Определение авидности антител проводили с использованием ИФТС «ДС-ИФА-АНТИ-HCV-АВИДНОСТЬ», серия 3 (ООО НПО «Диагностические системы»). Для определения концентрации АФП был использован набор реагентов «АФП-ИФА-Бест-400-стрип» (ЗАО «Вектор-Бест»).
Значение коэффициента позитивности (КП) рассчитывали по отношению величины ОП контрольного образца к ОПкр. Статистическую обработку результатов проводили с помощью двух компьютерных программ: «Excel» и «Биостатистика» [1].
Полученные результаты
После исследования в образцах сыворотки крови наличия анти-ВГС были выделены следующие группы:
1) при отсутствии анти-ВГС в скрининговой тест-системе образцы были признаны не содержащими анти-ВГС (группа Анти-ВГС-);
2) при выявлении в первичной скрининговой и в подтверждающей тест-системе анти-ВГС с высокой оптической плотностью (ОП не менее 2,0, КП не менее 8) образцы были признаны анти-ВГС-содержащими (группа Анти-ВГС+).
Следующие две группы были выделены при дальнейшем исследовании позитивных образцов с низкой ОП в ИФТС для первичного скрининга (ОП менее 1,4, КП менее 5), а именно:
3) при выявлении анти-ВГС с низкой ОП и соответственно с низким КП в двух подтверждающих ИФТС разных производителей и определения низкой или высокой авидности анти-ВГС образцы признавались анти-ВГС-низкопозитивными (группа Анти-ВГС низк+);
4) при выявлении анти-ВГС только в одной из двух подтверждающих ТС либо при выявлении анти-ВГС в двух подтверждающих ТС разных производителей, но при отсутствии положительного результата в ЛИА и при определении авидности анти-ВГС, результат исследования анти-ВГС рассматривался как неопределенный в ИФТС, но отрицательный в ЛИА (группа Анти-ВГС но/-).
Группу Анти-ВГС- составили 16 образцов сыворотки крови пациентов (средний возраст 74,5 ± 7,45 лет), у которых отсутствовали указания на факторы высокого риска инфицирования ВГС. В группе анти-ВГС средняя величина концентрации АФП составляла 8,25 МЕ/мл (от 3,741 до 29,71 МЕ/мл, σ = 6,266 МЕ/мл).
Группу Анти-ВГС+ составили 30 образцов (средний возраст пациентов 73,6 ± 5,5 лет). Образец №8 был получен от пациента с заболеванием печени, образец №22 - от пациента с наркоманией. В 28 из 30 образцов в подтверждающей ТС были обнаружены анти-Core и анти-NS ВГС с ОП в первичной и подтверждающей ИФТС не менее 2, КП не менее 8. В образце №18 определялись только анти-Core с ОП 2,0 и КП 8,0, в образце №7 определялись только анти-NS с ОП 2,7 и КП 10,8. Во всех образцах данной группы анти-ВГС были высокоавидными. Средняя концентрация АФП в группе Анти-ВГС+ составляла 14,725 МЕ/мл (интервал от 3,804 до 111,815 МЕ/мл, σ = 22,02 МЕ/мл).
В группу Анти-ВГСнизк+ (11 образцов, средний возраст пациентов 71,5 ± 6,4 года) образцы были отобраны согласно ранее разработанному алгоритму: либо при обнаружении только анти-Core с КП менее 2; либо при обнаружении только анти-NS ВГС (табл. 1). Средняя величина КП анти-NS в каждой ИФТС не превышала 5, однако КП анти-NS в разных ИФТС могли отличаться (образец №2). В 8 из 11 образцов авидность анти-ВГС была высокой, в трех - низкой. В 6 из 11 образцов были обнаружены только высоко- или низкоавидные анти-NS4 ВГС. Указаний на наличие факторов высокого риска инфицирования ВГС не было ни у одного пациента. Среднее значение концентрации АФП в группе анти-ВГСнизк+ было равно 7,045 МЕ/мл (от 4,06 до 24,06 МЕ/мл; σ = 5,773 МЕ/мл).
Результаты исследования 25 образцов (средний возраст пациентов 75,4 ± 7,0 лет) в ИФТС планшетного формата были противоречивыми (табл. 2). Из 25 образцов в двух (№3 и №18) были обнаружены высокоавидные анти-ВГС, в шести образцах (№№ 1, 2, 6, 9, 16, 19) авидность анти-ВГС была низкой. Все вышеперечисленные образцы в ИФТС другого производителя и в ЛИА были определены как анти-ВГС-негативные (группа Анти-ВГСно/-). Средняя величина концентрации АФП в образцах Анти-ВГСно/- была равна 11,187 МЕ/мл (от 2,941 до 83,16 МЕ/мл, σ = 16,642 МЕ/мл).
При сравнении сывороточной концентрации АФП по критерию Манна-Уитни было обнаружено, что группа образцов, не содержащих анти-ВГС, не отличается ни от одной из исследованных групп. Различия по концентрации АФП были обнаружены:
1) между группами Анти-ВГС+ и Анти-ВГСнизк+ (p = 0,024);
2) между группами Анти-ВГС+ и Анти-ВГСно/- (p = 0,045).
Обсуждение и заключение
У пациентов пожилого возраста в г. Москве инфицирование вирусом гепатита С является наиболее частой причиной хронического гепатита (69,3% больных) [2]. При инфицировании ВГС в возрасте старше 50 лет цирроз печени формируется вдвое быстрее, чем у лиц, инфицированных до 50 лет. Осложнения ВГС-инфекции выявляются у пожилых в основном в далеко зашедших формах вследствие того, что длительная бессимптомная персистенция вируса и стертые клинические проявления заболевания приводят к позднему обращению больных к врачу [2]. Повышение специфичности лабораторной диагностики ВГС-инфекции как на раннем этапе инфицирования, так и при возрастной недостаточности иммунного ответа возможно при расширенных исследованиях анти-ВГС-позитивных образцов с низкой ОП в ИФА. Сравнивая результаты исследования проб пожилых людей с ранее полученными результатами исследования проб молодых мужчин [5], можно отметить следующее. Из общего количества образцов с неопределенными результатами исследования в ИФТС позитивными при дальнейшем исследовании признается не более 1/3 как в группе молодых мужчин, так и людей старше 65 лет. Различия между группами проявились, во-первых, в спектре выявляемых антител. В пробах, полученных от пожилых людей, в ИФТС с низкой ОП могли определяться анти-NS3, -NS4 и -NS5 раздельно и в различных сочетаниях; в ИБ/ЛИА наличие анти-ВГС в пробах данной подгруппы не подтверждалось. В пробах, полученных от молодых мужчин, практически во всех образцах с неопределенным результатом исследования анти-ВГС в ИФТС выявлялись только анти-NS4 ВГС; в дальнейших исследованиях в иммуноблоте наличие анти-ВГС не подтверждалось. Во-вторых, различие между группами выявилось по авидности антител: анти-NS4 у пожилых пациентов могли быть как высоко-, так и низкоавидными, а при обнаружении в пробе молодого пациента только анти-NS4 авидность антител не определялась. В-третьих, согласно нашим данным, изменение концентрации АФП в зависимости от результата тестирования анти-ВГС (позитивного, негативного и неопределенного) в группах проб молодых и пожилых пациентов было различным. Концентрация АФП в анти-ВГС-негативных образцах сыворотки крови молодых мужчин была ниже, чем в анти-ВГС-позитивных образцах и в образцах с неопределенными в ИФТС и неотрицательными в иммуноблоте результатами. В двух последних подгруппах концентрация АФП не различалась [5], что подтверждает вывод Rios [10] об эпидемиологической близости групп с анти-ВГС-позитивными и неопределенными результатами. В отличие от этого, группа образцов пожилых людей с отрицательными результатами тестирования анти-ВГС была крайне гетерогенной по концентрации АФП, по-видимому, вследствие разнообразных приобретенных заболеваний и наличия иных, кроме ВГС, гепатотоксических факторов, вследствие чего не отличалась ни от одной из исследованных групп по концентрации АФП. Отмеченное превышение сывороточной концентрации АФП в анти-ВГС-высокопозитивных образцах над концентрацией АФП в анти-ВГС-низкопозитивных образцах может быть обусловлено длительностью инфекционного процесса, в течение которого наиболее выраженное повышение уровня АФП наблюдается на стадии тяжелого фиброза с последующим снижением при трансформации в цирроз печени (частом осложнении хронического гепатита С у пожилых людей) [3]. Кроме того, в низкопозитивных на наличие анти-ВГС-образцах отсутствие подъема концентрации АФП может быть обусловлено начальным этапом инфекционного процесса (с анти-ВГС низкой авидности) либо выздоровлением (с остаточными анти-ВГС высокой авидности) с нормализацией биохимических показателей. Образцы с противоречивыми в ИФТС, но отрицательными в иммуноблоте и в тесте на авидность результатами, по-видимому, проявляли в ИФТС ложную позитивность.
Таблица 1
Концентрация α-фетопротеина в образцах сыворотки крови пожилых людей,
содержащих высоко- и низкоавидные анти-ВГС (соответственно ВА и НА)
с низким коэффициентом позитивности (значение КП указано).
ИФТС1 («РекомбиБест анти-ВГС-подтверждающий тест») и ИФТС2
(«ДС-ИФА-Анти-HCV-спектр GM» комплект 4) - подтверждающие тест-системы с раздельным определением анти-Core и анти-NS ВГС.
ИФТС3 («ДС-ИФА-Анти-HCV-спектр GM» комплект 2) - подтверждающая тест-система с раздельным определением анти-Core, анти-NS3, анти-NS4, анти-NS5 ВГС
№ п/п |
Пол |
Возраст, полных лет |
ИФТС1 |
ИФТС2 |
ИФТС3 |
Авидность анти-ВГС |
АФП (МЕ/мл) |
||
анти- Core |
анти- Core |
анти-Core, |
анти-NS |
||||||
1 |
ж |
67 |
- |
3,83 |
1,92 |
4,95 |
анти-NS3, анти-NS4, анти-NS5 |
ВА |
4,062 |
2 |
ж |
60 |
- |
8,49 |
- |
1,64 |
анти- NS4 |
ВА |
4,525 |
3 |
м |
82 |
- |
4,97 |
- |
2,93 |
анти- NS4 |
ВА |
4,259 |
4 |
ж |
69 |
- |
5,43 |
- |
3,03 |
анти-NS3, |
НА |
5,139 |
5 |
ж |
71 |
- |
3,1 |
- |
1,16 |
анти-NS4 |
ВА |
6,58 |
6 |
м |
69 |
- |
2,39 |
- |
1,72 |
анти-NS4 |
НА |
4,458 |
7 |
м |
75 |
1,33 |
1,8 |
- |
2,27 |
анти-Core, анти-NS |
ВА |
7,802 |
8 |
ж |
69 |
- |
1,16 |
- |
3,09 |
анти-NS4 |
ВА |
4,458 |
9 |
ж |
82 |
- |
5,18 |
- |
3,05 |
анти-NS4 |
ВА |
6,805 |
10 |
ж |
67 |
- |
3,11 |
- |
1,15 |
анти-NS4 |
НА |
24,062 |
11 |
м |
76 |
2,41 |
- |
2,71 |
3,72 |
анти-Core, анти-NS |
ВА |
5,349 |
Среднее |
71,5 |
1,87 |
3,95 |
1,92 |
2,61 |
|
7,045 |
||
σ |
6,4 |
- |
2,15 |
- |
1,16 |
5,773 |
|||
Медиана |
69 |
- |
3,47 |
- |
2,93 |
5,139 |
|||
Min-max |
60-82 |
- |
1,16-8,49 |
- |
1,15-4,95 |
4,062-24,062 |
Таблица 2
Концентрация α-фетопротеина в образцах сыворотки крови пожилых людей
с неопределенным результатом исследования анти-ВГС в ИФТС и отрицательным
в ЛИА. *ИФТС1, ИФТС2, ИФТС3-см. в табл. 1. **Авидность: ВА - высокая,
НА - низкая, НО -не определяется
№ п/п |
Пол |
Возраст (лет) |
ИФТС1* |
ИФТС2* |
ИФТС3* |
Авидность анти-ВГС в образце** |
АФП (МЕ/мл) |
||
анти- Core |
анти-NS |
анти-Core |
анти-NS |
||||||
1 |
72 |
- |
- |
- |
1,54* |
Анти-NS3,4,5 |
НА |
3,933 |
|
2 |
ж |
85 |
- |
- |
2,45 |
3,08 |
Анти-Core, анти-NS3,4,5 |
НА |
21,211 |
3 |
ж |
84 |
- |
- |
- |
3,07 |
Анти-NS3,4,5 |
ВА |
4,127 |
4 |
ж |
79 |
- |
- |
- |
1,40 |
Анти-NS3,4,5 |
НО |
4,659 |
5 |
м |
70 |
1,34 |
8,47 |
- |
4,44 |
Анти-NS3,4,5 |
НО |
4,127 |
6 |
ж |
75 |
- |
- |
- |
2,89 |
Анти-NS4,5 |
НА |
6,58 |
7 |
ж |
74 |
- |
- |
- |
1,00 |
Анти-NS4,5 |
НО |
5,139 |
8 |
ж |
70 |
- |
- |
- |
1,19 |
Анти-NS3,4 |
НО |
2,941 |
9 |
ж |
82 |
- |
- |
- |
2,22 |
Анти-NS3,4,5 |
НА |
5,992 |
10 |
ж |
93 |
- |
2,36 |
- |
2,52 |
Анти-NS3,4,5 |
НО |
83,16 |
11 |
м |
67 |
- |
- |
- |
1,81 |
Анти-NS4 |
НО |
6,358 |
12 |
ж |
71 |
- |
- |
- |
1,48 |
Анти-NS3,4,5 |
НО |
7,184 |
13 |
м |
79 |
- |
1,67 |
- |
1,35 |
Анти-NS3,4,5 |
НО |
4,727 |
14 |
ж |
73 |
- |
1,39 |
- |
1,60 |
Анти-NS5 5 |
НО |
3,997 |
15 |
м |
81 |
- |
- |
- |
3,70 |
Анти-NS5 |
НО |
5,07 |
16 |
ж |
74 |
- |
- |
1,78 |
2,93 |
Анти-Core, анти-NS3,4,5 |
НА |
23,42 |
17 |
ж |
68 |
- |
1,61 |
- |
- |
Анти-NS3,4,5 |
НО |
4,795 |
18 |
ж |
77 |
- |
- |
- |
3,33 |
Анти-NS3,4,5 |
ВА |
7,031 |
19 |
ж |
69 |
- |
- |
- |
7,04 |
Анти-NS3,5 |
НА |
4,062 |
20 |
м |
79 |
- |
- |
1,49 |
3,05 |
- |
НО |
5,419 |
21 |
м |
84 |
- |
3,76 |
- |
1,66 |
- |
НО |
11,357 |
22 |
ж |
69 |
- |
2,68 |
6,00 |
2,23 |
- |
НО |
6,137 |
23 |
ж |
71 |
- |
8,91 |
- |
3,13 |
- |
НО |
4,795 |
24 |
ж |
62 |
- |
7,00 |
- |
1,45 |
- |
НО |
33,305 |
25 |
ж |
77 |
- |
- |
4,96 |
1,84 |
- |
НО |
10,159 |
Среднее |
75,4 |
1,34 |
4,21 |
3,34 |
2,5 |
|
11,187 |
||
σ |
7,0 |
- |
3,06 |
2,02 |
1,32 |
16,642 |
|||
Медиана |
74 |
- |
2,68 |
2,45 |
2,23 |
5,419 |
|||
Min-max |
62-93 |
- |
1,61-8,91 |
1,49-6,0 |
1-7,04 |
2,941-83,16 |
В заключение следует отметить, что, в отличие от молодых мужчин, в группе пожилых людей повышенная концентрация АФП не может служить дополнительным критерием, позволяющим рассматривать группу с неопределенными в ИФТС результатами как группу, эпидемиологически близкую к группе с анти-ВГС-позитивными результатами. Таким образом, в лабораторной диагностике гепатита С необходима комплексная оценка серологических и биохимических маркеров ВГС-инфекции с учетом возрастной категории пациента.
Список литературы
- Гланц С. Медико-биологическая статистика. - М.: Практика, 1999. - 321 с.
- Дьякова И.П. Особенности клинической картины и лечения HCV-инфекции у пожилых: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2005. - 26 с.
- Клиническое значение онкологических маркеров при хроническом гепатите С / Ю.В. Лобзин, К.В. Жданов, Д.А. Гусев, В.Л. Пастушенков, А.В. Шкуро // Медицинский академический журнал. - 2005. - №1. - С. 67-73.
- О применении в практике здравоохранения иммуноферментных тест-систем для выявления поверхностного антигена вируса гепатита В (HBsAg) и антител к вирусу гепатита С (анти-ВГС) в сыворотке крови человека. Приказ МЗ РФ № 322 от 21.10.2002.
- Потапова А.А. Концентрация альфа-фетопротеина в сыворотке крови с неопределенным результатом исследования антител к вирусу гепатита С в иммуноферментном анализе // Росс. иммунол. журнал. - 2010. - Т. 4, №13. - С. 173-181.
- Возрастной аспект лабораторной диагностики вирусного гепатита С / А.А. Потапова, П.Г. Богуш, Е.Б. Редченко, Э.Ю. Сариди, Е.Ю. Варламова. // Клиническая геронтология. - 2006. - Т. 12, №3. - С. 41-45.
- Потапова А. А., Редченко Е. Б., Науменко В.А. Алгоритм исследования «проблемных» образцов при массовом скрининге сыворотки крови на антитела к вирусу гепатита С // Мир вирусных гепатитов. - 2008. - №4. - С. 8-12.
- Alter M.J., Kuhnert W.L., Finelli L. Laboratory Testing and Result Reporting of Antibody to Hepatitis C Virus Guidelines for Laboratory Testing and Result Reporting of Antibody to Hepatitis C Virus // MMWR Recomm. Rep. -2003. - Vol. 52 (RR-3). - P. 1-13.
- Caspari G., Gerlich W.H., Beyer J., Schmitt H. Non-specific and specific anti-HCV results correlated to age, sex, transaminase, rhesus blood group and follow-up in blood donors // Arch. Virol. -1997. - Vol. 142, №3. -P. 473-489.
- Rios M., Diago M., Rivera P., Tuset C., Cors R. et al. Epidemiological, biological and histological characterization of patients with indeterminate third-generation recombinant immunoblot assay antibody results for hepatitis C virus // J.Viral. Hepat.. -2006. - Vol.13, №3. - P. 177-181.
Рецензенты:
Захарова Л.А., д.б.н., профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории гистогенеза Учреждения РАН Института биологии развития им. Н.К. Кольцова, Москва;
Козлов И.Г., д.м.н. профессор, зав. кафедрой фармакологии ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет Росздрава», Москва.
Библиографическая ссылка
Потапова А.А., Ковальчук Л.В. ПРОБЛЕМЫ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ У ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ: СЫВОРОТОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ α-ФЕТОПРОТЕИНА ПРИ НЕОПРЕДЕЛЕННОМ РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТИТЕЛ К ВИРУСУ ГЕПАТИТА С // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 5. – С. 141-147;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=21274 (дата обращения: 08.09.2024).