В настоящее время информационные технологии широко применяются во всех сферах деятельности, в том числе в транспортно-логистических компаниях. На современном этапе информатизации рынка транспортно-логистических услуг вопросы оптимального выбора и использования информационно-экономических ресурсов, по нашему мнению, недооценены и мало изучены. В связи с чем изучение этапов формирования и развития единого транспортно-логистического информационного пространства на рынке транспортно-логистических услуг представляется наиболее актуальным.
В транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года [11] отмечается необходимость создания единой информационной среды транспортного комплекса и аналитических информационных систем для поддержки управления развитием и регулирования процессов функционирования транспортного комплекса. Единая информационная среда транспортного комплекса является частью инфраструктуры транспортной отрасли и подразделяется на следующие уровни (рис. 1).
Рис. 1. Единая информационная среда транспортного комплекса РФ
Предполагается, что единая информационная среда технологического и пользовательского уровней должна обеспечить эффективное информационное взаимодействие участников транспортно-логистического процесса, а также доступ к необходимой нормативно-справочной информации и услугам.
Среди наиболее значимых информационных данных, подлежащих обмену, отметим следующие:
– основные социально-экономические характеристики субъектов РФ (грузооборот в общем и по регионам, численность жителей и т.д.);
– законодательное обеспечение в области создания единой транспортно-логистической информационной системы;
– информация о складских площадях и транспортно-логистических центрах в регионах (класс складских площадей, наличие свободной складской площади и т.д.);
– мониторинг текущего состояния автомобильных и железных дорог общего пользования, реальный дорожный трафик и перспективы развития новых автомобильных и железных дорог;
– актуальная информация об активности компаний и логистических посредников и др.
Развитие информационных технологий в различных сферах экономики, а в частности на рынке транспортно-логистических услуг, формирует, с точки зрения авторов, необходимые предпосылки создания единого транспортно-логистического информационного пространства. Считаем, в настоящее время для повышения эффективности уровня конкурентоспособности компаний транспортно-логистических услуг необходимо создание региональных единых транспортно-логистических информационных систем, а также формирование единого транспортно-логистического информационного пространства РФ.
Под созданием региональных единых транспортно-логистических информационных систем (РЕТЛИС) следует понимать формирование электронно-информационного ресурса, в котором будет отражаться совокупность объектов и субъектов транспортно-логистической инфраструктуры вместе с материальными, информационными и финансовыми потоками (а также используемые для оказания услуг системы управления), выполняющие функции транспортировки, распределения и хранения товаров, а также правового и информационного сопровождения товарных потоков в регионе [1, 10, 12].
В свою очередь под формированием единого транспортно-логистического информационного пространства (ЕТЛИП) России, по мнению авторов, следует понимать совокупность взаимосвязанных РЕТЛИС, а также различных государственных органов, объединенных единой целью максимально эффективного управления сложной разнородной транспортно-логистической инфраструктурой, всей транспортной отрасли на уровне государства, на основе использования современных информационных технологий.
Таким образом, ввиду отсутствия межведомственного электронно-информационного взаимодействия в России, по мнению авторов, необходимо создание единого транспортно-логистического информационного пространства (рис. 2).
Рис. 2. Модель построения единого транспортно-логистического информационного пространства Российской Федерации
Согласно данным рис. 2, формирование единого транспортно-логистического информационного пространства позволит стандартизировать весь процесс деятельности, а также повысит уровень эффективности управления транспортной отраслью в России.
Считаем, что главными преимуществами от формирования ЕТЛИП могут быть:
– возможность получения актуальных статистических данных о грузообороте в стране;
– координация маршрутов следования в реальном времени;
– возможность формирования единой транспортно-логистической информационной среды коллективного доступа;
– повышение уровня эффективности и стандартизации работы таможенных служб;
– централизация управления перевозочным процессом;
– прозрачность и открытость ведения транспортно-логистической деятельности на территории РФ и др.
В свою очередь, к основным преимуществам от создания ЕТЛИП для участников транспортно-логистического рынка можно отнести:
– полноту и своевременность получения информации;
– прозрачность и открытость ведения транспортно-логистической деятельности;
– прослеживаемость нахождения заказа в пути в реальном времени;
– быстрый и эффективный поиск нужной компании, услуг и др.
Немаловажным фактором будет являться необходимость формирования единого транспортно-логистического информационного пространства с учетом кроссплатформенности. Кроссплатформенность позволит преодолеть аппаратно-программные барьеры взаимодействия единых логистических информационных систем и участников транспортно-логистического рынка на любом иерархическом уровне [5].
Вместе с тем основным барьером на пути создания единого транспортно-логистического информационного пространства Российской Федерации на государственном уровне является информационный разрыв между регионами, что вызвано большой протяженностью территорий, обособленными информационными коммуникациями и низкой плотностью населения. Преодолением данного барьера, по мнению авторов, будет являться необходимость дальнейшего развития транспортной и информационной инфраструктуры в регионах.
Следующим шагом в повышении уровня эффективности российской транспортной отрасли является необходимость создания интеллектуальной транспортной системы (ИТС России) для успешной интеграции в международное транспортно-логистическое пространство.
Интеллектуальная транспортная система (Intelligent Transport System) – это системная интеграция современных информационно-коммуникационных и телематических технологий транспортно-логистической отрасли (включая инфраструктуру, единое транспортно-логистическое информационное пространство, участников рынка и др.), ориентированная на повышение эффективности и безопасности транспортно-логистического процесса [4].
Рассмотрим модель интеллектуальной транспортной системы России (рис. 3).
Рис. 3. Модель интеллектуальной транспортной системы России
Исходя из данных рис. 3, можно отметить, что межгосударственные транспортно-логистические системы включены в представленную модель ИТС в рамках интеграции систем Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Большинство стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и США используют интеллектуальные транспортные системы с целью эффективного управления транспортной отраслью в стране, а также для повышения эффективности и прозрачности ведения международной транспортно-логистической деятельности [9].
В целях формирования ИТС в России необходимо обратиться к опыту зарубежных стран, таких как Япония, США, Китай и государства Евросоюза. Развитие ИТС началось в начале 70-х годов в Японии [8]. Экономический рост в Японии вызвал увеличение объема грузо- и пассажиропотоков, что привело к появлению крупных заторов на дорогах, снижению внешней торговли, авариям, порче перевозимых грузов, ухудшению экологической обстановки и др., вследствие чего возникла необходимость в повышении эффективности транспортной отрасли. В 1973 году Япония начала исследования в области интеллектуальной транспортной системы и реализации комплексной системы управления автомобильным транспортом. В рамках данной программы в 2003 году была определена система трех целей:
– зона нулевых потерь на дорогах;
– зона нулевых задержек на дорогах;
– зона нулевых неудобств на дорогах.
В настоящее время использование ИТС позволило значительно повысить уровень эффективности транспортной отрасли Японии [6, 2].
Формирование ИТС в США и Европе началось в 1991 году. В США развитие ИТС базируется на национальных программах, реализуемых Министерством транспорта. В 2002 году введена программа «Национальная ИТС: Видение на 10 лет», в которую входит взаимодействие на региональном, штатном и национальном уровнях, а также учреждена «Национальная расчетная палата ИТС» для обмена информацией и формирования транспортно-логистической политики [6].
В Европе развитие ИТС началось с объединения усилий государств и частного сектора, что привело к созданию в 1991 году некоммерческой организации – общества «ERTICO». Цели «ERTICO» состоят в содействии координированию усилий по развитию ИТС в Европе. В 2003 году Европейский Союз принял политический документ «Европа в движении. Устойчивая мобильность для нашего континента», в котором отмечается, что в долгосрочной перспективе весь транспорт должен иметь столь же развитое оборудование связи навигации и управления, что и самолеты. В рамках развития ИТС в Европе в 2009 году комиссия ЕС начала процесс фундаментального пересмотра политики трансевропейской транспортной сети для формирования единой мультимодальной сети [3].
В Китае Министерство коммуникаций приступило к развитию ИТС в 1997 году. Развитие ИТС в Китае осуществляется на плановой основе под полным контролем государства. В 2003 году создан «Китайский Национальный технический комитет по стандартизации ИТС». В 2007 году государством принята «Стратегия развития ИТС Китая». Созданы институциональные основы для поэтапного и планомерного развития ИТС. Программы развития ИТС отражаются в пятилетних планах развития экономики КНР [6].
Таким образом, опыт применения ИТС в зарубежных странах показывает, что уровень эффективности транспортно-логистической деятельности повышается, реализуются программы развития экономики, а также формируется единое прозрачное международное транспортно-логистическое пространство для ведения транспортно-логистической деятельности.
Считаем, что ключевым фактором, сдерживающим развитие российской экономики и ее интегрирование в международное транспортно-логистическое пространство, является неэффективная транспортно-логистическая система. Значительное количество зарубежных грузоотправителей отмечают транзитный потенциал Российской Федерации, но в настоящее время не многие доверяют доставку груза через территорию России из-за низкого уровня развития транспортно-логистических услуг, риска несвоевременной поставки или потери груза.
Вместе с тем территория Российской Федерации соединяет Европу и Азию, следовательно, обладает стратегически важным преимуществом, но из-за слабо развитой транспортно-логистической инфраструктуры, отсутствия ИТС, единого транспортно-логистического информационного пространства, грузопотоки идут в основном в обход российских границ, создавая и преодолевая длинные, не оптимальные с точки зрения расстояния маршруты до конечного пункта. Российская экономика теряет достаточно крупные суммы денежных средств от неиспользуемого транзитного потенциала [7, 13].
По мнению авторов, необходимо использовать географическое преимущество, развивая логистический потенциал регионов. Необходимо качественное переориентирование мировых грузопотоков, за счет создания интеллектуальной транспортной системы, повышения качества транспортно-логистических услуг, формирования единого транспортно-логистического информационного пространства, транспортно-логистических центров на пути международных транспортных коридоров (МТК) в регионах, а также развитие инфраструктуры для формирования новых МТК на территории РФ.
Исходя из сказанного, формирование ИТС позволит России эффективно интегрироваться в международное транспортно-логистическое пространство (рис. 4).
Рис. 4. Интеграция России в международное транспортно-логистическое пространство
Таким образом, формирование единого транспортно-логистического информационного пространства необходимо в первую очередь в целях осуществления государственного регулирования, управления и реализации транзитного потенциала страны, а также для участников рынка в целях повышения эффективности ведения транспортно-логистической деятельности, получения/предоставления услуг, оперативного обмена информацией и др. Все это, на наш взгляд, будет способствовать тому, что рынок транспортно-логистических услуг РФ станет более прозрачным, прогнозируемым и привлекательным на внутреннем и мировом рынке.
Рецензенты:
Савельева И.П., д.э.н., доцент, зав. кафедрой «Маркетинг и менеджмент», ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск;
Окольнишникова И.Ю., д.э.н., профессор, директор, Институт экономики, торговли и технологий, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск.