Активно происходящие экономические преобразования в современном мировом хозяйстве одновременно с кризисными явлениями и процессами стагнации ставят вопрос определения направления вектора развития экономик стран мира. В российской экономике с углублением мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. наблюдается усиление кризисных явлений, которые, в первую очередь, обусловлены изменениями социально-экономической системы страны.
Многие международные организации рассчитывают специальные индексы и публикуют ежегодные доклады, отражающие качественные характеристики различных стран мира. Так, согласно докладу ПРООН по итогам 2014 г. Россия занимает 57 место с индексом 0,778, попадая в группу стран с высоким уровнем индекса человеческого развития (в 2010 г. Россия занимала 65 место).
Согласно докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2015 г.», опубликованному в декабре 2014 г., Россия улучшила свои позиции сразу на 30 пунктов и поднялась с 92 на 62 место в рейтинге [5]. В стране были улучшены условия ведения бизнеса по 3 из 10 показателей, анализируемых в данном исследовании. Одним из «лучших» критериев, по которым в стране наметились позитивные сдвиги, стало исполнение контрактов, по которому стране присвоено 14 место в мире. Основные показатели по Российской Федерации следующие: по показателю простоты регистрации бизнеса – 34 место в мире; по показателю простоты регистрации прав собственности – 12 место; по уровню кредитования – 61 место; по уровню защиты инвесторов – 100 место; по уровню налогообложения – 49 место; по показателю легкости ведения международной торговли – 155 место; по показателю простоты ликвидации предприятий – 65 место; по показателю простоты подключения к системе электроснабжения – 143 место; по показателю простоты получения разрешений на строительство – 156 место [5].
Всемирный экономический форум, опубликовавший рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014–2015 гг., улучшил позиции России, подняв показатель с 64 до 53 места, что связано с улучшением основных макроэкономических факторов. «Сильными сторонами» российской экономики выделены доступность и распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры, достаточно большие объемы внутреннего рынка, даже с учетом прогнозов о рецессии / стагнации экономики. Однако есть и свои «минусы»: низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный пока инновационный потенциал, незначительно развитый финансовый рынок, низкий уровень конкурентоспособности товаров и услуг, коррупция.
Что касается коррупции, то согласно ежегодно публикуемому Индексу восприятия коррупции (Transparency International) в 2013 г. Россия получила 28 баллов, что соответствует 127 месту. Положение России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилось и достаточно отрицательно сказывается на перспективах экономического роста и улучшения инвестиционного климата. Среди основных причин неизменного положения России согласно исследуемому Индексу можно выделить: стагнацию коррупционных дел, низкий уровень развития международного антикоррупционного сотрудничества, давление на некоммерческие организации и СМИ, непрозрачность реализации крупных национальных и инфраструктурных [5].
В конце 2014 г. Правительство РФ обнародовало доклад «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016–2017 гг.», в котором отмечается, что макроэкономическая ситуация в 2014 г. характеризуется замедлением годовой динамики ВВП – в III квартале прирост ВВП относительно III квартала 2013 г. составил 0,7 %. За январь-сентябрь 2014 г. относительно января-сентября 2013 г. прирост ВВП составил 0,8 %.
Инфляция в стране сохраняется на достаточно высоком уровне, что связано, в первую очередь, с ослаблением курса рубля, ростом мировых цен на молоко и молочную продукцию, сахар, а также торговые ограничения на импорт свинины. Ослабление реального эффективного курса рубля оценивается за первые одиннадцать месяцев 2014 г. в 16,1 % [6].
Согласно прогнозам ведущего экономиста Всемирного банка по Российской Федерации Биргит Ханзл: «Мы прогнозируем, что темпы экономического роста в 2015 г. замедлятся и будут находиться около нулевой отметки, так как сохранится отрицательное воздействие санкций на инвестиции, и произойдет дальнейшее замедление потребления. В случае снижения геополитической напряженности и улучшение внешней конъюнктуры для России, в 2016 году подобный положительный эффект позволит достичь темпов роста на уровне 0,5 %» [2].
Несмотря на неутешительный прогноз, а банк прогнозирует отсутствие темпов роста потребления, инвестиций, что связывают с ограничением к доступу на внешние рынки капитала и высокой стоимости заимствований, Российская Федерация тем не менее имеет достаточный резерв в федеральном бюджете, позволяющий сохранить стабильное положение в ближайшем будущем. В основу дальнейшего экономического роста могут лечь структурные реформы на среднесрочную перспективу, достаточный приток инвестиций и увеличение потребительского спроса.
Модернизация является одним из инструментов достижения желаемого динамичного развития национальной системы России в долгосрочной перспективе и обеспечения стабильного роста уровня благосостояния населения. Модернизация экономики России должна опираться на использование богатейшего опыта специалистов-практиков, ученых. Стремительно возрастающая роль новых технологий и инноваций, переход от экспортноориентированной модели экономики к модели экономики, основанной на знаниях, может стать гарантией успешной конкуренции и дальнейшего технологического прогресса страны. Условием дальнейшего успешного развития должно стать формирование новой инновационной экономики, в основе которой должны быть инвестиции и повышение престижа интеллектуального труда.
Перспективным направлением мировой специализации страны и ее адаптации к процессам глобализации является эффективное включение как «человеческого капитала», так и имеющихся интеллектуальных ресурсов России в современное транснациональное производство наукоемкой продукции, обеспечение развития фундаментальной науки, научно-исследовательских разработок, системы образования и подготовки высококвалифицированных научных кадров.
Вопрос дальнейшего вектора стратегического развития России особенно актуален в настоящее время. Всемирный банк рассматривает базовый сценарий развития экономики России, согласно которому в период 2015–2016 гг. будет наблюдаться стагнация, экономический рост в 2015 г. составит 0,3 %, но позднее банк понизил этот показатель до 0 %. Этому сценарию будут сопутствовать два альтернативных сценария: оптимистический сценарий с показателями экономического роста 0,9 % в 2015 г. и 1,3 % в 2016 г.; и пессимистический сценарий, с отрицательными показателями до минус 0,9 % в 2015 г. и 0,4 % в 2016 г. [4].
Согласно социально-экономическому прогнозу развития Правительства РФ на 2015–2017 гг. в период 2014–2015 гг. будут сохраняться высокие геополитические риски, в 2016–2017 гг. можно ожидать восстановление доступа компаний на мировые рынки капиталов.
Базовый сценарий развития направлен на сохранение инерционных трендов развития и предполагает ускорение экономического роста до 1,2 %, что будет опираться на рост инвестиционного спроса. Потребление (ввиду высокой инфляции, сдерживания роста заработной платы и высоких процентных ставок по кредитам), однако, будет замедляться, сдерживая тем самым рост экономики. В 2016–2017 гг. темпы прироста экономики могут составить 2,3–3 % (увеличение роста потребления).
Умеренно-оптимистичный сценарий развития связан с активной политикой, которая будет направлена на снижение геополитической напряженности и создание возможностей устойчивого роста. Предполагается повышение доверия частного бизнеса, финансирование новых инфраструктурных проектов, поддержание наиболее уязвимых секторов экономики, увеличению финансирования развития человеческого капитала, проведение более мягкой бюджетной политики. Сценарий предполагает к 2018 г. полностью прекратить отток капитала из страны, нарастить объемы экспорта и увеличить рост ВВП на 3,3 % в год в 2015 г. и на 3,3–4,3 % в 2016–2017 гг.
Что касается сферы внешнеэкономической политики, то при формировании стратегии внешнеэкономического развития России необходимо учитывать опережающий рост внешней торговли по сравнению с темпами роста национальной экономики, что, несомненно, актуально в условиях глобализации мировой экономики; сокращение доли топливно-сырьевых товаров при одновременном повышении доли готовых изделий в мировом товарообороте; неустойчивость мировых цен на энергоносители вследствие мирового финансово-экономического кризиса; высокий уровень монополизации ТНК; деятельность различного рода международных организаций, оказывающих свое воздействие на экономику страны, применение различного рода санкций со стороны иностранных государств по отношению к России.
Обозначим векторы развития внешнеэкономической стратегии России:
– улучшение качества жизни населения, демографической ситуации различными мерами социальной поддержки;
– устранение диспропорций в социально-экономическом развитии регионов страны и в уровне доходов населения;
– обеспечение национальной безопасности, в частности, недопущение терроризма и различного рода локальных конфликтов;
– активное развитие фондового рынка страны;
– создание оптимальных налоговых условий; повышение привлекательности российских банков в целях инвестирования, более доступные кредитные ресурсы;
– улучшение инвестиционного климата;
– поддержание малого и среднего бизнеса, а также тех отечественных компаний, которые выходят на мировой рынок;
– повышение роли домашних хозяйств;
– обеспечение в целом устойчивого роста российской экономики
– повышение производительности труда;
– наращивание торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ, дальнего зарубежья, Азии и Африки;
– укрепление позиций страны на мировой арене. Например, еще в 2012 г. Президентом был подписан Указ «О долгосрочной государственной экономической политике», где отмечена необходимость повышения позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 50 места в 2015 году и до 20 в 2018 г. [3, 7].
Кроме этого, в 2008 г. была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Первый этап реализации стратегии (2008–2012 гг.) был направлен на расширение тех глобальных конкурентных преимуществ, которые уже имеются у российской экономики в традиционных сферах, в частности: энергетика, транспорт, аграрный сектор [1]. Кроме этого, предполагалось к 2012 г. увеличить рост валового внутреннего продукта, производительность труда, реальных располагаемых доходов населения, притока инвестиций в основной капитал. Однако нельзя сказать, что все поставленные цели были выполнены. Военные действия на Украине, последовавшие санкции со стороны европейских государств по отношению к России внесли свои коррективы.
Период с 2013–2020 гг. можно считать вторым этапом в реализации Концепции. Приоритеты должны быть расставлены с учетом повышения конкурентоспособности экономики, качества жизни населения и улучшения социальной среды, необходим переход на био- и нанотехнологии, диверсификация экономики. К основным направляющим отраслям развития необходимо отнести промышленность, транспорт, аграрный сектор, строительство, где у нас имеются конкурентные преимущества. Такие отрасли как авиационная, ракетно-космическая, судостроение, радиоэлектроника, информационно-коммуникационные технологии – это те высокотехнологические отрасли, в которых Россия может иметь конкурентные приоритеты.
На 3 этапе – после 2020 г. – предполагается закрепление лидирующих позиций России в мировой экономике, становление инноваций как ведущего сектора экономического роста.
Однако не стоит забывать об имеющихся рисках развития. В случае длительного периода применения санкции существенно может снизиться бюджетная устойчивость и дальнейшие возможности для модернизации.
Текущее положение дел на мировой арене существенно скорректировало сроки перехода к инновационной социальноориентированной модели экономического развития. И задача государства – правильно оценить имеющуюся ситуацию и выделить дальнейшие приоритетные направления развития, сочетая высокие технологии с политикой масштабной модернизации реального сектора.
Рецензенты:
Горецкая Е.О., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и мировой экономики Краснодарского филиала, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Краснодар;
Лашко С.И., д.э.н., профессор кафедры международного бизнеса ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента», г. Краснодар.
Работа поступила в редакцию 31.12.2014.