Актуальность темы исследования определяется особой ролью земли как фактора производства в воспроизводственном процессе в современной рыночной экономике. Это обусловлено тем, что земля - основа государственности и национального самоопределения, главное богатство страны, фундамент всех экономических преобразований.
Осуществление на земле хозяйственной деятельности во все времена представляло собой один из наиболее актуальных вопросов общества. Причем его острота не может сниматься особым вниманием к развитию индустрии в целом.
Это во многом объясняет тот интерес, с которым мы наблюдаем за происходящими в нашей стране в течение уже нескольких лет изменениями в сфере земельных отношений.
В результате земельной реформы и реорганизации сельскохозяйственных предприятий созданы новые формы хозяйствования; произошли структурные изменения в формах собственности, землевладения и землепользования; ликвидирована государственная монополия собственности на землю; постепенно создается принципиально новая совокупность производственных отношений, первооснова которых - экономические интересы, тесно связанные с правом собственности на землю.
Все эти процессы в России протекают скоропостижно, имеют слабо развитую теоретическую базу, низкую результативность правовых и экономических методов управления, порождают множество проблем. Острота этих проблем хорошо осознается и в органах государственной власти, и в соответствующих научно-исследовательских учреждениях. Спектр вопросов широк, но наиболее насущными, на наш взгляд, являются объективный анализ механизма монополизации землепользования и его воздействия на образование и присвоение доходов.
В ходе исследования нами были сделаны следующие выводы:
До сих пор спорными остаются вопросы, связанные с определением сущности, а значит и всей содержащейся в данной сущности исследовательской программы собственности.
Требуются дополнительные исследовательские усилия при изучении отношений собственности именно на землю. Поскольку земля в отличие от других факторов производства обладает рядом специфических присущих только ей черт.
Отсутствуют четкие представления о разграничении таких экономических категорий как «собственность», «монополия», «экономическая власть».
Слабо изучен вопрос иерархии монополий на фактор производства в земледелии, в связи с чем до сих пор проблема квазимонопольных земельных отношений не стала предметом специального рассмотрения.
Еще не преодолен поверхностный анализ абсолютной земельной ренты.
Из всего сказанного становится вполне очевидным, что вышеуказанные проблемы требуют дальнейших более глубоких исследований теоретического характера. И это связано не только, и не столько с академической стороной дела, сколько с практической. Так, например, нечеткое понимание механизма образования, распределения и присвоения рентных доходов может привести к значительным потерям государственного бюджета в связи со значительным занижением налоговой базы земельного налога, или подорвать итак шаткое финансовое состояние сельхозпредприятий при значительном завышении налоговой базы.
В рамках нашего исследования нами был затронут и ряд проблем, решение которых касается не столько теоретической их проработки, сколь условий практического воплощения:
во-первых, это проблема превращения формальных собственников земельных долей в реальных, которая встает при рассмотрении современной структуры монополизации землепользования в России;
во-вторых, проблема развития земельного рынка в нашей стране.
Остановимся на каждой из этих проблем поподробнее.
В рамках совместно-долевой собственности сосредоточены наибольшие площади сельскохозяйственных угодий, что делает проблему совместно-долевой собственности более весомой. Ибо на современном этапе собственники земельных долей не обладают экономической монополией собственности на землю, не способны контролировать объект собственности. Они лишь выступают формальными владельцами земли. Причем такая ситуация касается интересов не только земельных собственников, но и основных производителей сельскохозяйственной продукции - крупные хозяйственные структуры. Ведь преобразование колхозов и совхозов и создание на их основе крупных хозяйственных структур происходит на основе объединения паев, в том числе и земельных. Однако, принципы объединения паев, регламентация их использования, экономическая реализация далеки от совершенства.
Государство попыталось решить эту проблему принятием Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в котором прописана процедура «превращения» формального собственника земельной доли в реального. Это возможно только путем определения границ земельной доли на местности или хотя бы границ земельного участка, находящегося в общей собственности.
В принципе, ничего сложного и непонятного в этой норме закона нет, однако осуществить это на практике не возможно. Причин здесь несколько. Но важнейшей, на наш взгляд, является высокая стоимость процедуры выдела и оформления земельного участка.
Разработчики Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», прописав процедуру «превращения» формального собственника земельной доли в реального, не учли возможность воплощения этой процедуры в жизнь. Отсутствие соответствующих экономических условий на данном этапе не позволит изменить сложившуюся структуру соотношения между формальными и реальными собственниками земельных долей, решить проблему неопределенности размеров будущих землепользований сельхозпредприятий.
Экономические условия и предпосылки того или иного явления всегда являются первичными в отношении его юридического оформления. Именно эта простая истина и дает ответ на вопрос о медленном развитии земельного рынка в России.
На современном этапе проблема состоит не только, и не столько в том, нужен ли нам земельный рынок (а он нам нужен), сколько в том, в какой мере существующие земельные отношения и в целом состояние отечественного аграрного сектора позволяют раскрыться экономическим функциям земельного рынка.
На современном этапе в отечественном сельском хозяйстве наблюдается системный производственно-финансовый кризис, который обусловил устойчивую тенденцию падения рентабельности сельскохозяйственного производства. В контексте рассматриваемой проблемы этот факт можно интерпретировать как отсутствие у земель сельскохозяйственного назначения не только содержательных, но и формальных признаков товара, соответственно как отсутствие у потенциальных покупателей какой-либо мотивации к приобретению и последующему производительному их использованию.
Мы уверены, что решающей предпосылкой формирования полноценного рынка земли является именно рентабельная работа сельскохозяйственных предприятий. В этом случае сельскохозяйственные угодья получат адекватную экономическую оценку, заработают такие «тонкие» механизмы, как институт банкротства и ипотека, появятся стимулы перераспределения земель в пользу наиболее эффективно хозяйствующих субъектов.
К сожалению, опираясь на выше изложенные факты, приходится констатировать, что в сложившихся обстоятельствах развертывание рынка сельскохозяйственных угодий во многом носит формальный характер, так как для его реального осуществления требуется предварительное решение глубинных, концептуальных проблем рыночных преобразований в аграрном секторе российской экономики.
Мы считаем, что решить выше указанные проблемы можно только эволюционным путем, за счет постепенного формирования необходимых экономических условий, когда, например, параллельно с развитием той или иной формы землевладения и землепользования создаются соответствующие ей финансовая, материально-техническая и организационная базы. Именно это условие позволит «наполнить» земельную собственность адекватным рыночным содержанием, когда собственник земли не просто будет обладать монополией собственности на землю, но и экономически реализовывать ее.