Исследование теорий нравственности неизбежно встречает трудность, на которую указывал Д.Дьюи: «Все существующие виды противопоставления разума и действительности неизбежно выражаются в ней». Между мотивом и поступком определяется направление действия, которое в оценках норм может быть оценено как нравственное и безнравственное. Д.Дьюи называл это состояние внутренней рекогносцировкой части целостной деятельности в ее развертывании во времени. Он не относил этот процесс к психическим или физическим, а к тем, в которых сливаются внутреннее и внешнее, противопоставление долга и интереса, интеллекта, внешних императивов особенностей психики. Фундаментальная теория не может быть руководством к действию педагога. Она только вычленяет явления, встречающиеся в педагогическом опыте, не постигаемые чувственно-предметным познанием.
Главной проблемой для К.Д.Ушинского была проблема метода исследования. Для этого требовалась дифференциация феноменов по основанию, которое исключало бы их соотнесение с высшими животными, и феномены принадлежали бы только человеку. Таких феноменов К.Д.Ушинским было определено два: чувство нравственного и чувство прекрасного. Определив источник нравственности в духе, поставив задачу изучить сущность человеческого духа, К.Д.Ушинский должен был обратиться к истории философской мысли, которая в течение тысячелетий искала ответ на вопрос о его происхождении и значении. Гегелевский метод помог ему определить гипотезу, состоящую в том, что работа духа - это работа над противоречиями, появляющимися отнюдь не из опыта и наблюдения, поскольку он предполагает обращение к метафизике, то есть к оперированию отвлеченными категориями. Отличие объективного и субъективного, по К.Д.Ушинскому, заключается в следующем: олицетворение наших чувств в понятиях - «объективирование того, что мы чувствуем субъективно».
Создать теорию нравственного воспитания означало выделить эту структуру, определить ее функцию, дать ее дефиниции. В качестве рабочей гипотезы К.Д.Ушинский выдвинул положение о том, что в природе человека существует возможность прижизненного, онтогенетического генерирования нравственного чувства. Эта возможность заключается в способности человека, данной ему природой, к рассмотрению себя самого в качестве объекта собственного наблюдения, то есть в обладании способностью к самосознанию; поэтому ключевым понятием в теории нравственного воспитания К.Д.Ушинского является понятие самосознания. Способность сознания к рефлексии была обозначена еще И.Кантом, но педагогика того времени не воспользовалась его методологией и не указала генезис нравственности в субъективном сознании. В задачу К.Д.Ушинского входило соотнести понятие духа и понятие самосознания, проанализировать природу нравственности с педагогических позиций, рассмотреть самосознание в генезисе, исследовать акт зарождения нравственной установки, проследить развитие духа в онтогенезе.
По К.Д.Ушинскому, своеобразие рассудка человека заключается в том, что им руководят не потребности тела, а потребности самосознания. Они первичны по отношению к рассудку, поэтому не рассудок формулирует нравственный закон, а самостоятельные законы духа, которые К.Д.Ушинский отождествляет с самосознанием, диктуют законы развития человеческого рассудка и разума. Рассудочный процесс в человеке отличается не только средствами своего развития, но и вопросами, которые он решает. В его теории дух перестает быть метафизическим абстрактом и приобретает качество особой субстанции, входящей в структуру личности. От рождения человеку дан не сам дух, но способность к его генерированию; дух является прижизненно формируемым индивидуальным качеством каждого человека; именно дух придает личности ее индивидуальность. Самосознание, то есть человеческий дух, выполняет в жизнедеятельности человека свои собственные функции. Дух не произволен ни из рассудка, ни из разума; он представляет собой продукт особой деятельности человека в комплексном процессе бытийного, эмоционального, эстетического, языкового, художественного освоения мира. Каждый из этих процессов изолированно не генерирует целостное нравственное чувство, не создает условий для цепей актов сравнения в поле человеческой свободы.
К.Д.Ушинский создавал свою теорию в период сильнейшего влияния нигилизма, немецкого позитивизма, в России были сильны позиции и авторитет немецкой педагогики, допустившей редукцию многих положений немецкой классической философии в период торжества логики детерминизма. Его основной научный оппонент Ф.-Э.Бенеке допускал серьезнейший методологический просчет: он отождествлял акт поведения и нравственность. Признав за основание нравственности мнение большинства, отмечал К.Д.Ушинский, он попал в затруднительное положение, потому что практика навела его на положение, когда мнение большинства прямо противоположно основам нравственности. Перед нами, заметим, еще один пример того, что теория без практики слепа, а практика без теории бесплодна и вредна. Научный подвиг К. Д.Ушинского состоит не только в изучении процесса генезиса нравственного чувства и выделении особой структуры личности - самосознания, но в научной независимости, самостоятельности. В лице К.Д.Ушинского отечественная наука имеет образец фундаментализма, присущего ей, но так редко встречаемого в гуманитарных знаниях.
Проблема метода актуальна и для П.Ф.Каптерева. Предмет его исследования - идеал. В построении теории нравственного воспитания П.Ф.Каптерев выделяет это системообразующее понятие и рассматривает его в онтогенезе, что и позволило нам рассмотреть его теорию с позиций современной методологии, перейти в изучении его наследия от нарративных форм к рассмотрению его текстов в парадигме теории систем и методов моделирования. Определение им идеала как образного и целого предполагает, что понятие идеала возводится им в степень основной категории для построения теории, является родовым понятием, а из контекста трудов становится очевидным: видовыми понятиями являются «педагогический идеал», «народный идеал», «общественный идеал», «личный идеал», «сословный идеал», «всенародный» или «общечеловеческий идеал».
П.Ф.Каптерев построил теоретическую, когнитивную модель формирования нравственного идеала. Этот метод применялся им в большинстве работ. Заслугой П.Ф.Каптерева было утверждение о том, что идеал подвижен: он постоянно трансформируется под влиянием среды. Выражаясь терминами современной педагогики, в которой широко применяются языковые метафоры, можно сказать, что в трудах П.Ф.Каптерева речь идет о метаболизме, то есть обмене человека со средой обитания.
Для адекватности своей модели он провел ис-торико-генетическое исследование понятия нравственности от примитивных представлений о плохом и хорошем до рассмотрения экономического фактора в формировании нравственных представлений и роли сообществ, государства, нации в формировании нравственного идеала. Если ключевым понятием его теории является идеал, то системообразующей связью выступает идея общественной сущности нравственности. Утверждение, что «нравственные чувствования суть чувствования общественные», является генерализующей линией его теории, а поэтому «контроль общества сила не гнетущая, а возвышающая дух, приобщающая педагогов к обществу». Непосредственным источником педагогического идеала П.Ф.Каптерев считает конкретную личность учителя, воспитателя, находящегося в постоянном многообразии связей, в результате чего в ней синтезируются личностный, сословный, общественный, народный, общечеловеческий, культурный цивили-зационный идеалы, «очищенные» от сословных и классовых примесей.
В его теории педагогический идеал по структуре представляется сложным образованием, где доминирующим является народный идеал, поскольку он селектирует элементы всех остальных. В структуре педагогического идеала П.Ф.Каптерев выделил три вида элементов: личные или субъективные, народные или национальные и всенародные или общечеловеческие. Субъективным элементом педагогического идеала он считал конкретного педагога, а объективным элементом - его общественное содержание. Педагогический идеал может видоизменяться, не теряя своей структуры и сущности, - воспитывать человека, способного жить и действовать в конкретное время в конкретном обществе. Педагогический идеал - одна из основных абстракций, при помощи которой создается вся когнитивная модель педагогического процесса. Он является стержневым понятием, системообразующим элементом теории, который наряду с народным идеалом образует неразрывную парную зависимость.
В когнитивных моделях допускается определенное упрощение, поскольку эти модели имеют дело не с явлениями, а понятиями и суждениями, с фрагментами, освобожденными от некоторых факторов. В силу этого может сложиться мнение, что теория П.Ф.Каптерева формализована. Однако его труды представлены во всей системной полноте, хотя часто и не отражают все многообразие реальной общественно-педагогической жизни. Его «Педагогический процесс» - продукт чистой науки, всегда и везде старающейся открыть закономерности, и педагогика предстает в этом труде именно как наука со всеми характерными для нее признаками: объективностью, историчностью, формализацией, практической направленностью, фундаментальностью, дающей возможность построения на этой основе других теорий.
В теориях К.Д. Ушинского и П.Ф. Каптерева присутствует явный мотив соотношения индивидуального, свободно формирующегося нравственного чувства и чувства «должного». СИ. Гессен считал, что всякое ортодоксальное идеальное приобретает феноменальное свойство превращаться в свою противоположность на практике, то есть содержит внутреннюю отрицательность.
Философская и педагогическая мысль всегда настаивала на том, что само понятие нравственности немыслимо вне понимания свободы личности. Свобода возникает как общественный и личностный феномен только тогда, когда человек самостоятельно определяет собственные критерии добра и зла. Нравственность, являясь социально обусловленным феноменом, всегда личностный элемент жизнедеятельности индивида. С.И.Гессен поставил перед собой задачу из философско-антропологических концепций свободы, представленных различными школами, сделать «один общий вывод». Философия поступка (объективированной нравственности) такова, что поступок может быть представлен в безнравственной форме, но быть нравственным по содержанию; он может быть нравственным с точки зрения индивидуальной нравственности и безнравственным с точки зрения общественных норм. Поэтому в проблеме нравственности всегда скрыта не одна, а несколько проблем: взаимопонимание человека и общества (социологическая проблема), соотношение части и целого (философская проблема), способы помощи человеку в определении критериев истинного человеческого поведения (педагогическая проблема). Способ помощи - это педагогическая практика. Теория же должна раскрыть закономерности возникновения и развития нравственного чувства в онтогенезе, в процессе жизни индивида. Эта задача была поставлена С.И.Гессеном в то историческое время, когда угроза тоталитарного мышления в Европе, советской России была уже очевидна, и гетерономность, увеличивая меру своего присутствия в воспитательном процессе, могла коренным образом изменить представление о нравственных нормах.
И в философском, и в социологическом, и в педагогическом поле исследования категории автономности и гетерономности являются ключевыми. Самозаконие и чужезаконность, то есть собственные и предлагаемые формы нравственного поведения, вовсе не означают истинности нравственных ценностей и установок. Нравственность, по С.И.Гессену, всегда процесс, но никогда не конечный итог. Переход от автономного существования личности к гетерономному содержит момент разрыва, принадлежащий самосознанию; в этот момент рождается нравственная установка, относящаяся к конкретному предмету осмысления.
СИ. Гессен, экстраполируя методы естественных наук в область педагогики, показал, что в процессе формирования нравственных установок на личность действуют различные по интенсивности и разнонаправленные силы. Ни абсолютизация автономии, ни абсолютизация гетерономии в процессах воспитания не имеет смысла, если в процессы воспитания не включаются рефлективные способности человека. Ступени нравственного воспитания представляют собой диалектику гетерономии и автономии. Между этими понятиями имеется не только чисто логическое, но и временное взаимоотношение: человек на первых стадиях своего существования неизбежно проходит стадию аномии (незнания норм), чужеза-кония или гетерономности и постепенно начинает ощущать себя собственным законодателем. Аномия - гетерономия - автономия дается СИ. Гессеном в сопоставлении с тремя понятиями: природа-право-нравственность. Природа не знает нравственного и безнравственного: ее закон - программа. И лишь человек, пройдя три состояния (аномия - гетерономия -автономия), способен к формированию собственной нравственной установки.
Проанализированные нами теории раскрывают понятие нравственности и механизмы ее формирования на фундаментальном, первопричинном уровне. Понятие нравственного, система и механизм нравственного воспитания, предложенные К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и СИ. Гессеном, являются основой для создания теорий среднего уровня, способных перевести теоретический смысл в практическую плоскость, в систему действия педагога.