Введение
В настоящее время инновации являются важнейшим элементом мирового экономического развития. Без осуществления инноваций и стимулирования инновационной деятельности предприятий ни одна страна не может претендовать на ведущие позиции в мировой экономике. Инновационная деятельность и государственная инновационная политика являются предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых.
Одними из первых вопросы сущности инноваций и инновационной деятельности затронули в своих работах Й. Шумпетер [1, с. 132–133] и К. Эрроу [2], рассматривавшие инновации как процесс и как продукт. Акцент на изменении бизнес-процессов в ходе внедрения инноваций делали Н. Надаль, А. Катариа, М. Дхингра [3], И.И. Смотрицкая, И.С. Черных [4]. Экономисты М. Кочча и В. Вольф определили инновацию как трехэтапный процесс (идея, изобретение, распространение), рассматривая преимущественно результаты внедрения инноваций [5; 6].
Производство инновационных продуктов и услуг невозможно без активного участия государства в этом процессе, так как требует больших финансовых вложений, особенно на стадии исследований, и несет серьезные экономические риски. Проблемы, связанные с государственной поддержкой инновационной деятельности, являются предметом активного обсуждения в научном сообществе. Наиболее часто ученые затрагивают проблемы развития инновационной инфраструктуры и финансовой поддержки инновационной деятельности, включая налоговое стимулирование. Так, первая группа вопросов рассматривается в работах Р.В. Комисарук [7] и С.А. Баева [8]. Вторая группа вопросов затрагивается в работах Л.А. Стрельниковой [9], Е.А. Евдокимовой, А.Ю. Фомина, М.С. Юматова [10], М.Н. Михайлюка [11]. Не остается без внимания и анализ зарубежного опыта и возможностей его адаптации к российским условиям. Среди авторов, исследующих данное направление, можно отметить В.П. Клавдиенко [12], Д.В. Приходько, П.С. Чуракову [13], Е.Б. Рогатных и П.Д. Звезднова [14]. Тем не менее с учетом текущей экономической ситуации особенно актуальным является выделение направлений использования в России эффективного опыта одного из мировых лидеров инновационного развития – Китая, страны, которая также сталкивается с санкционным режимом и ориентирована на достижение технологического суверенитета.
Цель исследования – анализ особенностей инновационного развития Китая и России, систем государственной поддержки инновационной деятельности и формулирования направлений использования опыта Китая в данной сфере для усиления инновационной направленности российской экономики.
Материалы и методы исследования
При написании работы были использованы материалы Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, Института экономики роста им. П.А. Столыпина, Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), Росконгресса, отечественных экономистов, изучающих вопросы государственной поддержки инновационной деятельности в РФ и зарубежных странах. При работе над статьей были использованы такие научные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, компаративный анализ и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Китай – одна из ведущих стран по уровню инновационного развития, он стабильно входит в топ-12 рейтинга Глобального инновационного индекса (2021 и 2023 гг. – 12-е место, 2022 и 2024 гг. – 11-е место)[1], [2]. Китай имеет высокие оценки по таким позициям, как:
– результаты в области знаний и технологий (2023 г. – 6-е место, 2024 г. – 3-е место);
– инфраструктура (2024 г. – 5-е место, +22 позиции по сравнению с 2023 г.);
– результаты креативной деятельности (2023–2024 гг. – 14-е место);
– уровень развития рынка (2023 г. – 13 место, 2024 г. – 16-е место).
Наиболее низкая оценка – по развитию институтов (2023 г. – 43-е место, 2024 г. – 44-е место).
Если анализировать оценочные позиции более подробно, можно выделить сильные и слабые стороны КНР. Так, сильными сторонами Китая являются: большой внутренний рынок; опыт в производстве креативных товаров высокого качества, пользующихся спросом за рубежом; рост производительности труда; высокий уровень подготовки выпускников школ, что способствует улучшению качества человеческого капитала; развитие изобретательской деятельности; высокий уровень внутренних инвестиций и накопления капитала; наличие крупных научно-технических кластеров. К слабым сторонам относятся прежде всего экологические проблемы и высокая энергоемкость производства; недостаточный уровень академической мобильности и расходов на образование; пробелы в нормативной базе. Тем не менее сильных сторон значительно больше, что и определяет высокий уровень инновационного развития Китая.
В последние годы особое значение для инновационного развития приобретают научно-технические кластеры.
Рис. 1. Динамика инвестиций в НИОКР в США, ЕС и КНР в 2020–2024 гг., млрд долл. Источник: составлено авторами на основе данных ОECD, WIPO, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Впервые в 2023 г. Китай стал страной, в которой больше всего кластеров (24) вошли в топ-100, обогнав США. Причем в числе пяти крупнейших кластеров мира – три представителя Китая – Шэньчжэнь – Гонконг – Гуанчжоу, Пекин и Шанхай – Сучжоу. Общая стоимость компаний-«единорогов» из Китая составляла 736 млрд долл. на конец 2023 г.; это второе место после США.
Основой достижений Китая в научно-технической сфере являются значительные расходы в данной области – как на исследования и разработки, так и на поддержку научных кадров. Ученые из Китая занимают лидирующие позиции по публикациям в области естественных наук, искусственного интеллекта, вычислений и связи[3]. Основа научных исследований закладывается в высшем образовании, в процессе подготовки кадров. В число ведущих университетов мира входят 3 университета из КНР: Пекинский университет (12-е место в 2023 г.), Университет Цинхуа (14-е место), Фуданьский университет (34-е место).
За всеми перечисленными достижениями стоят колоссальные инвестиции в исследования и разработки, которые ежегодно увеличиваются. Причем темпы роста таких инвестиций являются самыми высокими в мире. Так, за 1996–2020 гг. они составили 3299 % (для сравнения, в США – 227 %). В последние несколько лет темпы роста инвестиций также довольно значительны. В среднем за 2018–2023 гг. они были на уровне 6,4 %. Расходы на НИОКР по итогам 2023 г. составили около 2,58 % ВВП страны. В 2024 г. они увеличились на 8,2 % и достигли 496 млрд долл. (2,68 % ВВП). Примерно половину от этой суммы составляют инвестиции в фундаментальные исследования (2023 г. – 219,2 млрд долл. (+9,3 %), 2024 г. – 242,2 млрд долл. (+10,5 %). КНР занимает 2-е место в мире по объему инвестиций в НИОКР, следом за США. Динамика инвестиций в НИОКР представлена на рис. 1.
При этом государственные инвестиции в НИОКР в США меньше, чем в КНР. Однако и китайские компании активно вкладывают средства в научные исследования. Среди крупнейших корпоративных инвесторов в этой области – Huawei Investment & Holding, Alibaba Group Holding, Tencent, China State Construction Engineering. При этом Huawei Investment & Holding занимает 4-е место в мире по инвестициям в НИОКР среди корпораций.
Вложения в НИОКР дают отдачу в виде различных объектов интеллектуальной собственности. По данным WIPO, в 2023 г. Китаем было подано 69,6 тыс. заявок в соответствии с Договором о патентной кооперации, по сравнению с 55,7 тыс. у США. По этому показателю, а также по среднегодовым темпам прироста с 2023 г. (23,4 %) Китай является мировым лидером. Причем в тройке лидеров по количеству патентов в области генеративного искусственного интеллекта – компании Tencent Holdings, Ping An Insurance Group и Baidu.
Очевидно, что все эти достижения были бы невозможными без поддержки со стороны государства. Инновационная направленность китайской экономики декларируется на самом высоком уровне. Так, третий пленум ЦК КПК 20-го созыва определил основные цели, которых стране предстоит достичь к 2029 г. Из большого числа обозначенных планов председатель КНР Си Цзиньпин выделил две основные задачи, включая значительное повышение уровня национального технологического суверенитета и инновационного потенциала.
Систему государственной поддержки инноваций можно разделить на несколько взаимосвязанных элементов (рис. 2).
В последние годы Китай усилил поддержку представителей высокотехнологичного малого и среднего бизнеса (использование коэффициента 2 для уменьшения налогооблагаемой базы за счет расходов на НИОКР, увеличение государственных закупок высокотехнологичных товаров). В целом по экономике используются налоговые льготы, связанные с приобретением оборудования для НИОКР, ускоренная амортизация для такого оборудования, сниженная ставка налога на прибыль для высокотехнологичных предприятий [14].
Среди монетарных мер поддержки можно отметить предоставление льготных кредитов ключевым высокотехнологичным и венчурным проектам и их государственное финансирование.
Государство оказывает финансовую поддержку процесса трансфера разработанных технологий в производство с помощью бюджетных ассигнований, субсидирования процентных ставок по кредитам, вложений в уставный капитал. Этим занимаются специальные государственные фонды (Правительственный фонд технологических инновационных проектов, Национальный фонд передачи и коммерциализации технологий). Кроме того, в этой сфере активно работают Национальный центр и университетские центры трансфера технологий, региональные индустриальные парки, зоны развития высоких технологий и другие организации.
Рис. 2. Система государственной поддержки инновационной деятельности в КНР Источник: составлено авторами по результатам данного исследования
Таблица 1
Основные показатели инновационной деятельности в РФ в 2022–2023 гг.
Показатель |
2022 |
2023 |
Абс. изменение 2023 к 2022 |
Уровень инновационной активности организаций, % |
11,0 |
11,3 |
0,3 |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, % |
22,8 |
22,7 |
-0,1 |
Интенсивность затрат на инновационную деятельность, % |
2,1 |
2,5 |
0,4 |
Затраты на инновационную деятельность, млн руб. |
2662571,1 |
3519543,3 |
856972,2 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. |
6377248,5 |
8323885,5 |
1946637 |
Структура инновационных товаров, работ, услуг, % |
|||
Новые для мирового рынка |
2,2 |
1,0 |
-1,2 |
Новые для рынка сбыта организации |
29,6 |
31,2 |
1,6 |
Новые для организации, но не новые для рынка |
68,3 |
67,8 |
-0,5 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, выполненных по государственным контрактам, % |
11,1 |
15,2 |
4,1 |
Экспорт инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. |
908542,0 |
756296,4 |
-152245,6 |
Удельный вес экспорта инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта, % |
4,2 |
3,5 |
-0,7 |
Источник: составлено авторами на основании [16; 17].
Китай поощряет иностранные инвестиции в высокотехнологичную промышленность. Льготные условия для работы иностранных инвесторов предлагают специальные экономические зоны. С января по ноябрь 2023 г. объем таких инвестиций достиг 55,3 млрд долл., что составляет 37,2 % от общего объема иностранных инвестиций в страну.
Все эти меры логично укладываются в важнейшие стратегические документы, в том числе в план 14-й пятилетки [15].
В отличие от Китая, международные оценки уровня инновационного развития России пока невысоки. В рейтинге Глобального инновационного индекса Россия опустилась с 47-го места в 2021 г. до 59-го места в 2023 и 2024 гг. Самая высокая оценка у РФ по группе показателей «Человеческий капитал и исследования» (39-е место в 2023–2024 гг.), самая низкая – по группе показателей «Институты» (126-е место). При этом оценки, соответствующие топ-10, у РФ только по трем показателям, а по десяти показателям она занимает места во второй сотне. Для сравнения, у КНР 6 первых, 6 вторых и 2 третьих места, и только по трем показателям Китай имеет оценки ниже сотого места.
Однако в российской научной среде существует мнение, что данные Глобального инновационного индекса не совсем объективны, так как по 27 % индикаторов для РФ они не обновляются с 2021 г., либо по ним отсутствует информация. По отечественным оценкам, большое число показателей, характеризующих инновационную деятельность, имеют положительную динамику. Об этом свидетельствуют данные Росстата и Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (табл. 1).
Как видно из табл. 1, значения целого ряда показателей, характеризующих инновационную деятельность, улучшились. Так, выросли уровень инновационной активности организаций – на 0,3 п.п., интенсивность затрат на инновации – на 0,4 п.п., их общая величина – на 32,2 %, объем инновационных товаров, работ, услуг – на 30,5 %.
Однако структура таких товаров демонстрирует, что инновации российских организаций, как правило, являются таковыми только для самих разработчиков. Даже для российского рынка 2/3 разработок не являются действительно новыми, а для мирового рынка их число ничтожно мало. Это негативно отражается и на внешнеэкономических показателях. Падают экспорт инновационных товаров и их доля в общем объеме экспорта (на 16,8 % и 0,7 п.п. в 2023 г. соответственно).
Несмотря на рост объемов финансирования, свидетельствующий о поддержке науки в стране как со стороны государства, так и бизнеса, Россия по-прежнему тратит на науку менее 1 % ВВП, что значительно меньше развитых и многих развивающихся стран (для сравнения, в США – 3,6 %, в Германии – 3,1 %, в КНР – 2,65 %).
Таблица 2
Мероприятия по усилению инновационного развития РФ с использованием опыта КНР
Компонент инновационной системы КНР |
Мероприятия для РФ |
Используемый опыт КНР |
Развитие инновационных супермаркетов |
Выбор направлений инновационных разработок, которые уже конкурентоспособны на мировом рынке или являются приоритетами государственной технологической политики; создание на их основе международной платформы открытых инноваций |
Платформы, созданные в особых экономических зонах и на уровне крупных компаний (Huawei, Haier, Tencent, Xiaomi и др.) |
Производство высокотехнологической продукции традиционных отраслей |
План «Сделано в Китае –2025» |
|
Выбор лидеров, ответственных за направление, формирование платформы открытых инноваций |
Программа «Маленькие гиганты» |
|
Государственная поддержка создания и функционирования открытых платформ, ориентированных на международное сотрудничество |
Налоговые льготы для компаний, создающих платформы открытых инноваций |
|
Обеспечение доступа к глобальной экспертизе |
Инвестиции в образование и подготовку кадров; привлечение иностранных и находящихся за рубежом российских исследователей |
Программы «Тысяча талантов», «Цимин» |
Стимулирование трансфера технологий |
Финансовая поддержка закупки необходимых зарубежных патентов и лицензий |
Льготный режим налогообложения на приобретение передового оборудования и технологий |
Особые условия для работы совместных предприятий с иностранным участием, если в рамках их работы предполагается трансфер технологий |
Каталог отраслей, поощряющих иностранные инвестиции, зоны развития высоких технологий |
Источник: составлено авторами на основе полученных в ходе исследования данных.
Существующая система государственной поддержки инновационной деятельности в РФ включает как финансовые, так и нефинансовые формы. По сути, они совпадают с мерами, применяемыми в КНР. В обеих странах используются фискальная и монетарная системы поддержки, государственные программы развития, государственные закупки, реализуется политика в сфере развития образования и инновационной инфраструктуры, стимулирование внешнеэкономической деятельности. В целом превалируют меры финансовой поддержки (участие в уставных капиталах технологичных компаний, предоставление займов, гарантий и поручительств, выдача грантов и др.).
Чаще всего российские компании используют финансовую поддержку со стороны региональных и местных властей – 25,7 %, закупки НИОКР / инновационной продукции – 24,8 %; субсидии на разработку и внедрение технологий, инновационной продукции – 18,9 %; услуги промышленных кластеров и индустриальных парков – 18,8 % [16]. Однако не все меры достаточно эффективны. Существует целый ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:
– поддержка чаще касается зрелых предприятий и инновационных проектов поздних уровней готовности технологий;
– у инвесторов нет интереса к финансированию стартапов, в том числе на совместной с государством основе;
– компании, осуществляющие инновации, испытывают недостаток финансовых ресурсов (на фоне трудностей с получением банковских кредитов) и квалифицированных кадров;
– объемы государственной поддержки инновационной активности по отраслям распределены неравномерно, не всегда четко определены приоритеты;
– инновационные институты в целом недостаточно развиты.
Если ориентироваться на опыт Китая, то необходимо первоочередное внимание уделить тем сферам, где у России уже имеются достижения и наработки, а также сферам, обладающим высоким рыночным потенциалом. За основу можно взять основные компоненты инновационной системы КНР: развитие инновационных супермаркетов, обеспечение доступа к глобальной и внутренней экспертизе инноваций, стимулирование трансфера технологий. Такой подход согласуется с мнением исследователей Института экономики роста им. П.А. Столыпина[4]. Мероприятия по усилению инновационного развития РФ на основе компонентов инновационной системы КНР систематизированы в табл. 2.
В качестве дополнительных мер можно предусмотреть: создание стратегических инвестиционных фондов, расширение программ поддержки высокотехнологичных компаний, развитие регионов с низким инновационным индексом, участие в программах открытых инноваций, научных проектах в КНР.
Заключение
Являясь стратегическими партнерами, Россия и Китай значительно отличаются по уровню инновационного развития. Несмотря на схожесть используемых методов государственной поддержки инновационной деятельности, Китай значительно впереди как по ее объемам, так и по эффективности. Поэтому представляется целесообразным использование китайского опыта в данной сфере. По мнению авторов, акцент следует сделать на создании, при государственном участии, платформ открытых инноваций международного уровня, расширении финансовой поддержки малых и средних инновационных предприятий, в том числе в целях увеличения трансфера технологий, повышении качества человеческого капитала, развитии рынка венчурного капитала. Используя опыт КНР и наращивая государственные расходы на НИОКР, можно значительно улучшить инновационные показатели РФ.
Библиографическая ссылка
Левченко Т.А., Цзян Яхань ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ И РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. 2025. № 6. С. 50-56;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=43854 (дата обращения: 05.07.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/fr.43854