Согласно данным ВОЗ (2007), хламидийная инфекция урогенитального тракта является одним из самых распространенных заболеваний, передаваемых половым путем. Ежегодно в мире регистрируются около 100 миллионов новых случаев хламидийной инфекции [7]. Известно, что от 5 до 15 % молодых сексуально активных людей поражены хламидийной инфекцией[10]. Широкое распространение хламидийной инфекции связано прежде всего с бессимптомным течением заболевания и способностью возбудителя обмениваться ключевыми участками генома в тех случаях, когда происходит одновременное заражение двумя и более штаммами этого микроорганизма. Такой генетический феномен приводит к формированию более жизнеспособных штаммов, затрудняет их диагностику и повышает антибиотикорезистентность возбудителя [8]. Урогенитальная хламидийная инфекция (УГХ) является одной из главных предотвратимых причин бесплодия, особенно среди женщин. У 40 % пациенток с нелеченым хламидиозом развиваются клинически выраженные воспалительные заболевания органов малого таза. Постинфекционная патология маточных труб является причиной 30–40 % случаев женского бесплодия [3, 11]. Кроме того, у женщин, перенесших воспалительные заболевания органов таза, в 6–10 раз выше шанс внематочной (трубной) беременности.
Возбудителем урогенитального хламидиоза является Chlamydia trachomatis серотипов D, E, F, G, H, I, J, K, который имеет многоэтапный жизненный цикл развития с несколькими формами существования, различающимися по морфологическим и биологическим свойствам. Важной особенностью данного микроорганизма является его одновременное существование в нескольких формах, некоторые из которых не реагируют на антибактериальную терапию (внеклеточное элементарное, персистентное, внутриклеточное элементарное и критическое тельце).
Важной особенностью инфекций, передающихся преимущественно половым путем является сочетание нескольких возбудителей у одного пациента. Так, хламидийная моноинфекция наблюдается только у 2–20 % пациентов, сочетание с возбудителем трихомониаза – в 39,5 %, гонореи – в 23,5 %, микоплазменной инфекции – в 12 % случаев [5]. Нередко наблюдается симбиоз 3 и более возбудителей инфекций урогенитального тракта. Особое значение для развития воспалительных заболеваний урогенитального тракта женщин имеет взаимодействие хламидий с защитными системами макроорганизма и другими микроорганизмами-ассоциантами половых путей [8].
При урогенитальном хламидиозе у женщин развиваются изменения иммунной и редокс-систем(«redox – oxidation-reduction system» – окислительно-восстановительная система), сопровождающиеся повреждением клеточных мембран. На фоне постоянной эндогенной интоксикации отмечается дисбаланс окислительно-антиоксидантной системы, приводящий к повышению липопероксидации в тканях. Изменения в системе перекисного окисления липидов и антиоксидантной защиты, клеточного, гуморального и цитокинового звеньев иммунной системы, а также системы фагоцитоза являются важными механизмами нарушения процесса элиминации возбудителя и хронизации воспаления. В настоящее время известна этиологическая значимость хламидий в патологии урогенитального тракта женщин, однако их влияние на процессы перекисного окисления липидов и антиоксидантной защиты в условиях микробных сообществ остается практически неизученным.
Цель работы: изучить биохимические показатели окислительно-восстановительной системы у женщин с урогенитальным хламидиозом для оценки риска развития, тяжести течения и прогноза урогенитального хламидиоза.
Для реализацииэтой цели были сформулированы следующие задачи:
1. Провести изучение основных показателей перекисного окисления липидов и антиоксидантной защиты у пациенток с урогенитальным хламидиозом.
2. Оценить динамику изменений данных показателей у больных урогенитальным хламидиозом.
Было обследовано 296 женщин, больных урогенитальным хламидиозом, в возрасте от 19 до 58 лет при среднем показателе 29,6 ± 1,2 года, находившихся на лечении в Областном клиническом кожно-венерологическом диспансере г. Ульяновска в период 2010–2012 гг. Все обследуемые были разделены на 4 возрастные группы: 1 группа (до 25 лет), 2 группа (25–35 лет), 3 группа (36–45 лет), 4 группа (46–55 лет), 5 группа (56 и более лет). У всех пациенток, вошедших в дизайн исследования, было проведено определение основных показателей системы перекисного окисления липидов эритроцитов и плазмы крови – малонового диальдегида (МДА) и супероксиддисмутазы, а также ферментативной подсистемы антиоксидантной защиты: каталазы и глутатионредуктазы. МДА определяли в тесте с тиобарбитуровой кислотой (ТБК) (Андреева Л.И., Кожемякин Л.А.). Активность супероксиддисмутазы определяли в модификации Г.Ю. Мальцева, А.В. Васильева; показатели активности каталазы по методу Карпищенко А.И.; глутатионредуктазы ‒ по Асатиани B.C.
Установлено, что у пациенток с УГХ происходило повышение активности ферментов системы ПОЛ, что свидетельствует об активации процессов свободнорадикального окисления, выраженность которых зависела от присутствия Enterococcus faecalis на слизистой половых путей. Исследованиями выявлено, что у больных урогенитальным хламидиозом показатели МДА статистически значимо увеличивались по сравнению со здоровыми женщинами как в эритроцитах, так и в плазме крови. Так, у женщин с УГХ наблюдалось значительное повышение уровня малонового диальдегида как в эритроцитах, так и в плазме крови, при сочетании с энтерококками (1318,9 ± 120,4 и 8,41 ± 0,54 мкмоль/л соответственно; p < 0,05), по сравнению с женщинами, у которых диагностирован хламидиоз в виде моноинфекции (1051,6 ± 98,6 и 8,27 ± 0,42 мкмоль/л соответственно; p < 0,05). При УГХ, протекавшем в виде моноинфекции, у пациенток наблюдалось некоторое снижение уровня МДА, более выраженное в эритроцитах периферической крови – 1051,6 ± 98,6 мкмоль/л (в контроле – 831,5 ± 87,3 мкмоль/л; p > 0,05). В то же время в плазме крови этот показатель оставался на высоком уровне (8,27 ± 0,42 мкмоль/л; p < 0,05), сохраняя статистически значимую разницу по сравнению с данными здоровых женщин из группы сравнения – 6,13 ± 0,28 мкмоль/л.
Также нами определялись показатели супероксиддисмутазы (СОД) – одного из основных ферментов внутриклеточной антирадикальной защиты, который обезвреживает супероксидные анион-радикалы. В ходе исследования выявлено значительное снижения активности СОД в плазме крови у женщин с урогенитальным хламидиозом, протекавшим как в сочетании с энтерококками, так и в виде моноинфекции – 1,39 ± 0,14 усл.ед/мг белка и 1,41 ± 0,16 усл.ед/мг белка соответственно, в контроле – 1,89 ± 0,23 усл.ед/мг белка (p < 0,05). Также отмечено незначительное снижение активности супероксиддисмутазы эритроцитов периферической крови при хламидиозе, протекавшем в виде моноинфекции – 34,43 ± 3,65 усл.ед/мг белка, в контроле – 41,37 ± 4,19 усл.ед/мг белка (р > 0,05). Только при сочетании УГХ с энтерококками отмечалось статистически значимое снижение активности СОД эритроцитов – 32,82 ± 3,24 усл.ед/мг белка по сравнению с показателями здоровых женщин группы сравнения.
Активность каталазы, которая катализирует окислительно-восстановительные реакции, используют в качестве показателя антирадикальной защиты и резистентности организма. В ходе исследований нами установлено значительное повышение уровня каталазы в плазме крови у женщин с урогенитальным хламидиозом, протекавшим как в сочетании с энтерококками, так и в виде моноинфекции – 0,186 ± 0,12 и 0,173 ± 0,10 ммоль/с·л соответственно, в контроле – 0,024 ± 0,005 ммоль/с·л (p < 0,05). Вместе с этим отмечено незначительное повышение уровня каталазы эритроцитов периферической крови при хламидиозе, протекавшем в виде моноинфекции – 69,52 ± 6,83 ммоль/с·л, в контроле – 57,32 ± 2,31 ммоль/с·л (р > 0,05). Только при сочетании УГХ с энтерококками отмечалось статистически значимое повышение каталазы эритроцитов по сравнению с показателями здоровых женщин группы сравнения.
Перекисное окисление липидов клеточных мембран является разрушительным процессом, которому противостоят ферменты антиоксидантной защиты, в частности, глутатионредуктаза. Всем обследованным пациенткам проводили определение уровня активности глутатионредуктазы эритроцитов и плазмы крови. Установлено, что активность глутатионредуктазы эритроцитов была достоверно понижена по сравнению со значениями здоровых лиц: максимально – при сочетании УГХ с энтерококками 7,24 ± 1,59 мкмоль/с·л (p < 0,05), минимально – при изолированном поражении урогенитального тракта хламидиями 7,87 ± 1,62 мкмоль/с·л (в группе здоровых женщин – 13,10 ± 1,41 мкмоль/с·л; p < 0,05). Показатели антиоксидантного фермента глутатионредуктазы в плазме крови также имели тенденцию к снижению, наиболее выраженную 1,20 ± 0,19 мкмоль/с·л (p < 0,05) у больных с сочетанием хламидий и энтерококков, в контроле – 1,38 ± 0,16 мкмоль/с·л.
Повышение уровня ПОЛ и снижение АОС патогенетически связаны с развитием процессов деструкции рецепторного аппарата клеточных мембран. Клеточные рецепторы представляют собой регуляторные белки (R-белки). Выявление R-белка служит показателем распада на мембране всех видов рецепторов, приводящего к сокращению контакта с повреждающими агентами. Вследствие этого развиваются нарушения метаболизма окружающих здоровых клеток. В исследованиях нами проводилось определение количества R-белков в плазме крови больных урогенитальным хламидиозом при сочетании с энтерококками и в виде моноинфекции. Проведенные исследования выявили повышение уровня R-белков у больных УГХ, однако эти изменения у больных с инвазией энтерококками носили более выраженный характер. Так, показатель R-белков у больных УГХ в сочетании с энтерококками составил 4,97 ± 0,22 lg (p < 0,05), у здоровых – 3,49 ± 0, g. При отсутствии энтерококков в урогенитальном тракте содержание R-белков снижалось до 4,01 ± 0,16 lg, сохраняя высокие значения (р < 0,05) по сравнению со здоровыми женщинами.
Таким образом, в ходе нашего исследования установлено, что у женщин с урогенитальным хламидиозом на фоне высокого уровня продуктов перекисного окисления липидов (МДА) наблюдается дефицит фермента супероксиддисмутазы, который является одним из ключевых ферментов, регулирующих свободнорадикальные процессы в тканях. Накопление МДА в эритроцитах и плазме крови является информативным показателем, характерным для развития тканевой гипоксии. Повышение активности фермента каталазы у обследованных нами женщин с УГХ можно рассматривать как приспособительную реакцию организма при эндогенной интоксикации, развивающейся при урогенитальной инфекции и использовать в качестве показателя антирадикальной защиты и резистентности организма. Установленное нами снижение активности глутатионредуктазы в эритроцитах и плазме крови у женщин с урогенитальным хламидиозом свидетельствует о возникновении тканевой гипоксии и является одной из причин усиления процесса свободнорадикального окисления.
Выводы
В механизмах развития урогенитального хламидиоза у женщин важную роль играет нарушение биологического баланса в редокс-системе, в основе которого лежит гиперактивация процессов свободнорадикального окисления и снижение антиоксидантной активности. Выявленные изменения системы ПОЛ-АОС поддерживают хроническое течение урогенитальных инфекций и участвуют в патогенезе их обострений. В связи с этим определение биохимических показателей системы «оксиданты-антиоксиданты» целесообразно использовать для оценки риска развития, тяжести течения и прогноза урогенитального хламидиоза.
Рецензенты:
Кан Н.И., д.м.н., профессор, зав. кафедрой последипломного образования и семейной медицины, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск;
Слесарев С.М., д.б.н., профессор, зав. кафедрой биологии, экологии и природопользования, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
Работа поступила в редакцию 17.12.2013.
Библиографическая ссылка
Егорова Ю.В., Нестеров А.С. ОЦЕНКА БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ЖЕНЩИН С УРОГЕНИТАЛЬНЫМ ХЛАМИДИОЗОМ // Фундаментальные исследования. 2013. № 12-3. С. 471-474;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33431 (дата обращения: 18.05.2025).