Ростов-на-Дону был и остается культурной столицей Юга России. В эпоху «серебряного века», когда русская культура переживала духовный подъём, музыкальная жизнь в Ростове развивалась действительно по-столичному: зарождались различные музыкальные общества, организовывались музыкальные классы, возникла первая консерватория, созданная Матвеем Леонтьевичем Пресманом[1] и т.п. Этим и иным событиям, освещающим музыкальную жизнь города в тот плодотворный период, посвящено немало работ, например, «Создатель первой консерватории в Ростове» Римской З.Н., «Дела Артамонова» Бугаевой М.А., «1919 год: Ростов художественный» А.Н. Еремеевой и других. В данной статье хотелось бы остановиться на наименее исследованной странице музыкальной истории Ростова-на-Дону, уделив особое внимание музыкальным союзам, активно действовавшим в нашем регионе в непростой для России период с 1906 по 1920 гг.
Известно, что в 1896 году в городе возникает отделение Императорского Русского музыкального общества, которое было призвано объединить музыкальных деятелей Ростова, а также повысить культурный уровень населения. Общество несколько раз в год давало симфонические и иные концерты. Такие отделения в крупных городах просуществовали вплоть до начала ХХ века. Однако наряду с ИРМО в 1906 г. ростовской музыкальной элитой разрабатывается проект новой общественной организации под названием «Союз музыкальных деятелей в Ростове-на-Дону». Инициатором проекта, письменно изложившим его на бумаге, был Моисей Аронович Трибух – человек, роль которого, по нашему мнению, недооценена в контексте развития музыкальной жизни региона. Будучи артистом императорских театров, Моисей Аронович в 1898 году заканчивает «Музыкальные классы» при Ростовском отделении ИРМО, а затем продолжает музыкальное образование в Петербургской консерватории. Вероятно, к 1906 году музыкант возвращается в Ростов. В государственном архиве Ростовской области сохранились пожелтевшие от времени страницы, на которых от руки была описана концепция союза. Остановимся на этом подробнее.
Итак, целями Союза музыкальных деятелей, основанного на началах самоуправления и взаимопомощи, были:
- объединение музыкантов на почве профессиональных и духовных интересов;
- упорядочение условий их профессионального труда;
- регулирование их взаимоотношений, как профессиональных, так и личных;
- улучшение общественного положения оркестрантов;
- подъём материального благосостояния и всякого рода нравственная и материальная помощь, оказываемая не только членам общества, но и их семьям.
В документе также значится, что общество должно было устраивать собрания музыкальных деятелей, обсуждать доклады по делам Союза и по вопросам, затрагивающим профессиональные интересы музыкантов. Оно также могло входить с ходатайствами в административные и общественные учреждения по делам и нуждам Союза и его членов, по вопросам профессиональной деятельности и положения музыкальных деятелей вообще (например, о воспрещении военным оркестрам играть в частных антрепризах и о воспрещении въезда в Россию иностранных оркестров). Также общество имело свой суд и осуществляло материальную поддержку, организуя для этих целей кассы (пенсионные, сберегательные, ссудные, похоронные, страховые), пособия вдовам и сиротам, приюты для престарелых членов и их детей, санатории и иные. В функции организации вменялось основание музыкальных и общеобразовательных курсов для детей членов Союза, а музыканты, в свою очередь, должны были устраивать спектакли, концерты, балы в пользу организации, а также семейные вечера.
Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что Союз музыкальных деятелей в некотором роде был прообразом модели профсоюза, поскольку одной из главных целей его была защита профессиональных интересов музыкантов. Интересен пункт о составе общества, его положения гласят: «Членами Союза могут стать лица обоего пола, принадлежащие к профессиональным музыкальным деятелям, как то: оркестровые, музыканты-дирижёры, аккомпаниаторы и педагоги. К вступлению в общество не допускались лица моложе 16 лет, а также состоящие на действительной военной службе и ограниченные в правах по суду»[2]. Однако в том же документе, в графе «примечания» указывается, что членами Союза могут быть все желающие, оказавшие ему значительную материальную поддержку.
Вступительный членский взнос составлял один рубль, ежегодный – четыре рубля. Взнос выплачивался 1 января,1 апреля, 1 июля и 1 октября. Учитывая то, что средняя месячная зарплата по России на момент основания союза (1906 г.) была равна 33,04 рубля[3], то членский взнос был вполне лоялен. Союз планировался как долгосрочный, на что указывает факт из устава (параграф 10):
«Члены, платившие в течение 20-ти лет ежегодные членские взносы и достигшие 55 лет, освобождаются от дальнейших платежей»[4].
Судьба столь масштабного проекта окутана тайной. Известно, что в декабре 1907 года Ростовское-на-Дону особое городское по делам об обществах присутствие направляет официальное письмо учредителю Ростово-Нахичеванского Н/Д Союза оркестровых деятелей М.А. Трибуху, в котором извещает его о том, что предложенный им проект устава будет слушаться в помещении Градоначальства 15 декабря в 12 часов дня. К слову, такие Губернские по делам об обществах присутствия были созданы в 1906 году на основе «Временных правил об обществах и союзах» (от 7 марта 1906 года) и располагались в каждом крупном городе, но просуществовали они недолго, вплоть до Февральской революции и были упразднены в 1917 году.
Присутствие было периодически действующей комиссией, регистрацию в которой должны были пройти все общества и союзы[5]. По сути, комиссия занималась учётом профессиональных объединений, возникающих на городском уровне. Согласно Именному высочайшему указу правительствующему сенату от 4 марта 1906 г. «О временных правилах, об обществах и союзах» лица, которые хотят создать союз должны предоставить проект и письменное заявление губернатору, который в случае возникновения препятствий к образованию союза передает дело на рассмотрение Присутствию. Если в течение двух недель к учредителю союза или общества не приходит письменный отказ с объяснением причин, то союз можно было считать открытым[6]. Было ли рассмотрено дело о Союзе оркестровых деятелей в положительную или же в отрицательную сторону? Обнаруженные в Ростовском областном архиве списки членов Ростово-Нахичеванского Н/Д Союза оркестровых деятелей, составленные на 1908/09 гг., то есть на два года вперед после рассмотрения проекта, свидетельствуют о том, что общество всё-таки состоялось, на это указывает также то, что почти всем перечисленным в списках были выданы членские билеты.
Весьма интересен качественный состав Союза. В табл. 1 отображается распределение членов союза по специальностям.
Таблица 1
Состав союза
Инструмент |
Количество человек |
Скрипка |
23 |
Труба |
9 |
Тромбон |
7 |
Альт |
7 |
Дирижер |
7 |
Флейта |
6 |
Кларнет |
5 |
Валторна |
5 |
Виолончель |
4 |
М.барабан |
4 |
Контрабас |
3 |
Гобой |
3 |
Фагот |
2 |
Б.барабан |
2 |
Литавры |
2 |
Также интересен список почетных членов общества, в нём значатся такие крупные музыкальные деятели, как Матвей Афанасьевич Пресман, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, Алексей Константинович Глазунов, Борис Моисеевич Соколовский-Чигиринский, Валериан Гаэтанович Молла.
Всего же в списках значилось 98 человек.
Общественная польза от деятельности провинциальных Союзов оркестрантов и музыкальных деятелей была столь очевидной, что после Февральской революции создаётся Всероссийское общество оркестрантов.
В годы гражданской войны, когда работники искусств – музыканты, художники, артисты и др. представители художественной интеллигенции ‒ переживали значительные трудности, практически повсеместно в различных городах России создаются профсоюзы, призванные оказать поддержку данным слоям населения. Уже в 1917 году один из почётных членов Ростовского общества оркестровых деятелей Валериан Молла создает в Таганроге профсоюз Союза оркестрантов. В 1918 году подобные отделения возникают в Ставрополе, Челябинске, Витебске, Краснодаре, а также в Ростове.
30 июня 1918 года по определению Ростовского-на-Дону Окружного суда объединение под названием «Ростово-Нахичеванский-на-Дону Союз оркестрантов (оркестровых музыкантов) вносится в первую часть реестра Обществ и Союзов.
Рис. 1. Обложка устава
Теперь общества подлежали регистрации уже не в Присутствиях, а в окружных судах. Вышеназванный Союз на новом витке развития изменяет своё название, а также обретает четкий и лаконичный устав.
Опираясь на фактологическую базу Государственного архива Ростовской области и проанализировав оба устава, можно сказать, что Союз оркестрантов претерпел незначительные изменения, о чём свидетельствует идентичность многих пунктов обоих уставных документов. Его концепция осталась той же, что и в проекте, написанном 12 лет назад. Моисей Аронович Трибух еще в 1906 году словно предугадал необходимость создания общественного объединения, которое послужило бы интересам ростовских музыкантов.
Однако прогремевшие революции 1917 года, смена власти, начало войны, отмена присутствий по делам об обществах и внедрение Временным правительством нового закона от 20 марта 1917 года[7] вынудили Союз пройти некую перерегистрацию.
Цели общества по существу остаются прежними, появляются лишь некоторые новые положения о равномерном распределении труда и увеличения заработной платы. Союз оставляет за собой право организовывать для своих членов различные кассы, утверждать фонды. В условиях напряженной политической обстановки в стране, когда у некоторых оркестрантов не было даже теплой одежды, профсоюз всячески старался оказать поддержку своим членам, о чём свидетельствуют материалы заседаний правления, обнаруженные в ГАРО. В обществе даже присутствует свой врач, который оказывает медицинскую помощь членам Союза, выписывает им больничные листы и справки. Теперь смягчаются и правила для вступления в его состав. Так, в общество допускаются все граждане России, проживающие в г. Ростове и Нахичевани-на-Дону не менее 6 месяцев, достигшие 18 лет, владеющие каким-либо оркестровым инструментом настолько, чтобы быть в состоянии участвовать в оркестре и другом каком-нибудь ансамбле (а также дирижёры, композиторы, пианисты). То есть в союз отныне могли допускаться не только профессионалы, но и любители.
У лиц, не достигших 18-летнего возраста, появляется возможность быть принятыми в Союз, однако не на правах участника, а на правах ученика, при этом они могут пользоваться услугами объединения и обязаны уплачивать вступительный взнос в размере 5 рублей и ежемесячный в размере 1 рубля. Члены Союза также делятся на почётных, действительных и пожизненных. Разрабатывается анкета с перечнем вопросов, необходимых для вступления в общество.
Помимо того, что Союз проводит лекции для своих участников по вопросам профессионального движения и политических течений, устраивает различные концерты (камерные, симфонические и т.д.), он также учреждает периодический печатный орган (газету «Оркестрант»).
Таблица 2
Анкета для вступления в Союз оркестрантов
1. ФИО |
2. Инструмент, которым владеет заявитель |
3. Место службы или ансамбль, где он участвует или участвовал |
4. Возраст |
5. Семейное положение |
6. Рекомендации членов Союза |
7. Средний размер музыкального заработка в год |
8. Адрес |
Рис. 2. Титульный лист газеты
Союз оркестрантов заботился о создании трудовых мест для своих участников, о чём, например, свидетельствует факт заключения договора между обществом и владельцами кинотеатров. В эпоху немого кино, когда синематографические картины сопровождались фоновой музыкой, данное соглашение было достаточно актуальным. Каждый оркестрант получал свою расчётную книжку, в которой прописывалось его амплуа, срок службы, а также сумма жалованья, выплачиваемого конторой театра каждое 1 и 15 число месяца. Оркестранты, прослужившие в театре год, имели право на отпуск продолжительностью в две недели. Владельцам кинотеатров запрещалось использовать оркестр в других видах музыкального искусства (опера, оперетта, балет, танец). Однако общество оставляло за собой право в продолжение каждого сезона (летнего и зимнего) устраивать в помещении кинотеатра один вечер, весь чистый сбор от которого (за вычетом доходов) шёл бы на нужды союза[8].
Как самостоятельная единица Союз просуществовал еще несколько лет. 7 февраля 1920 года в г. Ростове-на-Дону состоялось заседание представителей обществ (оркестрантов, сценических деятелей, кинослужащих и художников) по вопросу их объединения. Обусловлено данное собрание было решениями I Всероссийского съезда работников искусств. Было принято решением объединить все разрозненные союзы, которые строились по узкоцеховым признакам, в единый союз по производственному признаку. Данное решение, как отмечалось на заседании, «…в значительной мере облегчило бы развитие промышленности, с одной стороны, и профессиональной дисциплины, с другой стороны»[9]. В этом же году образуется Донское областное отделение Всероссийского профсоюза работников искусств (ДОНРАБИС). Его председателем становится основатель Союза оркестрантов Моисей Аронович Трибух, который одним из первых выступал за слияние обществ и всецело разделял идеологию новой власти. В своей статье «Вопросы организации»[10] он резко осуждал самодержавный строй, который, по его мнению, «…помимо прямого преследования различных организаций, стремился создать те условия, при которых было невозможно естественное возникновение и распространение самостоятельности широких слоёв населения, который изымал из библиотек «опасные» книги и всячески душил внешкольное образование». Массы, по мнению общественного деятеля, «…многие века были скованы темнотой и невежеством». Призывая отбросить недоверчивость, он агитировал людей к объединению, указывая на ясную и очевидную пользу от сплоченности.
Итак, Союз оркестрантов не только оказал существенное воздействие на судьбы состоящих в нём музыкантов, но и сыграл важную историческую роль на означенном историческом этапе развития музыкальной культуры. Роль эта, с одной стороны, была связана с творческой деятельностью Союза, которая включала организацию концертов, повышение квалификации музыкантов, формирование профессиональной преемственности через систему привлечения молодого поколения к обучению музыке, просветительские лекции, благотворительные балы, акции по синтезу музыки и киноискусства. Другой важный аспект был связан с тем, что Союз способствовал консолидации профессионального сообщества музыкантов, защищая профессиональные и материальные интересы своих членов. Создание Союза было продиктовано жесткой социально-политической атмосферой, господствовавшей в стране в непростой исторический отрезок времени.
Рецензенты:
Крылова А.В., доктор культурологии, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону;
Тараева Г.Р., доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону.
Работа поступила в редакцию 25.12.2013.
[1] Матвей Леонтьевич Пресман (22 октября 1870, Ростов-на-Дону – ноябрь 1941, Москва) – российский пианист и музыкальный педагог. С 1896 г. руководил музыкальными классами Российского музыкального общества (с 1900 г. музыкальное училище) в Ростове-на-Дону. http://ru.wikipedia.org/wiki/%25CF%25F0%25E5%25F1%25EC%25E0%25ED,_%25CC%25E0%25F2%25E2%25E5%25E9_%25CB%25E5%25EE%25ED%25F2%25FC%25E5%25E2%25E8%25F7 Пресман,_Матвей_Леонтьевич.
[2] ГАРО. Ф. 2290, оп 2, ед. хр. 1, св. 1. С. 2.
[3] http://maxpark.com/community/1161/content/644281.
[4] ГАРО. Ф. 2290, оп 2, ед. хр. 1, св. 1. С. 3.
[5] http://ru.wikipedia.org/wiki/Губернские_учреждения.
[6] http://www.hrono.ru/libris/stolypin/stpn1_19.html.
[7] Закон гласил, что все общества должны разработать устав, соответствующий новому положению и предоставить его в Окружной суд для рассмотрения и внесения в реестр.
[8] ГАРО. Ф. 2290, оп 2, ед., хр. 4, св. 1. Стр. 8.
[9] ГАРО. Ф. 2290, оп 2, ед., хр. 4, св. 1. Стр. 3..
[10] ГАРО. Ф. 2290, оп 2, ед. хр. 1, св. 1., Стр. 46.
Библиографическая ссылка
Орехова А.Ю. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЮЗА ОРКЕСТРАНТОВ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ (1906-1920 ГГ.) // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-6. С. 1259-1263;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33289 (дата обращения: 06.04.2025).