Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.

Фельдман А.Л. 1 Городищева А.Н. 2 Лялина П.А. 3
1 ФГАБОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
2 ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»
3 ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
В статье в историческом контексте рассматривается формирование отрасли нефтепродуктообеспечения на территории Красноярского края. Подводятся предварительные итоги этапа предшествующего приходу ВИНК на территорию края. Территория Иркутской области, Бурятской АССР, Читинской области, Красноярского края (с входящей в его состав Хакассией) и Тувинская АССР рассматриваются как единый Восточно-Сибирский экономический макрорегион с точки зрения нефтетепродуктообеспечения. На основании анализа архивных, научных, монографических и публицистических материалов выделены основные факторы, повлиявшие на физическую и институциональную структуру отрасли на протяжении второй половины XX в. Освещены вопросы перераспределения ресурсов внутри отрасли, межрегиональные и внутрирегиональные транспортно-экономические связи по видам нефтепродуктов, приводятся данные по динамике экономических показателей ГП «Красноярскнефтепродукт» в период с 30-х гг. ХХ века по 2001 г. Сделан вывод о том, что региональные компании нефтепродуктообеспечения являются системообразующими в отрасли и именно они обеспечивают экономическую устойчивость регионов в периоды кризисов государства.
система нефтепродуктообеспечения
история отрасли
Красноярскнефтепродукт
региональная модель отрасли
исторические условия межотраслевой интеграции
1. Воспоминания друзей. Владимиру Самуиловичу Тараканову 70 лет. – М., 2007. – 93 с.
2. Кротова М.В. Проблемы развития корпоративного управления в России в период 2004–2015 гг. (на примере нефтяной отрасли) // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2005. – № 3. – С. 227–147.
3. Мастобаев Б.Н. Развитие системы нефтепродуктообеспечения России / Б.Н. Мастобаев, Н.Г. Муталлапов, А.Д. Прохоров, Т.В. Дмитриева, Г.Е. Коробков. – СПб.: Недра, 2006. – 320 с.
4. Об организации на Таймыре снабжения нефтепродуктами: Письмо Начальника Красноярского управления Главнефтеснаба Н. Тиманюка заместителю начальника Главнефтеснаба РСФСР Л.А. Мацкину. – Главнефтеснаб при Совете Министров РСФСР Красноярское управление. – Отдел № 03-180-9. – 11.03.1976.
5. Политическая и экономическая карта мира: учеб.пособие / под общ. ред. проф. В.В. Александрова. – М.: Мысль, 1981. – 332 с.
6. Принимая эстафету // Нефть и капитал. – 2014. – № 1–2. – С. 40–43.
7. Схема размещения нефтебаз в Восточно-Сибирском экономическом районе на период 1975–1980 гг. – СССР Мингазпром «ЮЖГИПРОТРУБОПРОВОД». – Киев, 1971.
8. Технико-экономическое обоснование строительства нефтепродуктопровода Минусинск-Абаза-Кызыл-Мажалык (Красноярский край, Тувинская АССР). – Госнефтеснаб при Совете Министров РСФСР, Государственный институт по проектированию предприятий транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов «ГИПРОНЕФТЕТРАНС». – Волгоград, 1967. – Арх. № 10228. – С. 5–7.
9. Фельдман А.Л. Создание эффективных структур управления нефтепродуктообеспечением в Красноярском крае // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–1. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17623.
10. Фельдман А.Л. Организационные формы интеграции форм малого бизнеса в производственные структуры крупных предприятий: автореф. дис. ... канд эконом. наук. – Красноярск, 2000. – 24 с.
11. Цагарели Д.В. Техническое развитие нефтепродуктообеспечения. Государственная академия нефти и газа им. И.М. Губкина. – М., 1995. – 112 с.
12. Шейкин А.Г., Ларичкин Ф.Д. Принципы стратегического программирования в топливно-энергетическом комплексе: учёт интересов малых нефтяных компаний // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. – № 3. – С. 133–142.

Двадцатый век, по праву заслуживший название «век нефти», закончился, и его эстафету принял век двадцать первый. Так же как и в прошлом веке, вокруг нефти крутятся многие мировые конфликты, возникают, разрушаются империи и состояния. Россия, как и всегда, пытается в «новых» условиях, на «новых» основах и принципах выстоять в этом круговороте. Но, как показывает практика, история циклична и в событиях вокруг нефти. «Хорошо забытое старое» становится тем основанием, на котором возможно построение нормальной, конкурентной экономики, охватывающей всю цепочку бизнеса: от добычи до сбыта готовой продукции нефтегазообеспечения. Последние события, связанные с падением цен на нефть, заставляют пересмотреть долгосрочные планы развития территорий [6]. При этом готовая система нефтепродуктообеспечения, в том числе и нефтепродуктопроводы, не учитывается ВИНК в долгосрочной перспективе. Территория Восточной Сибири рассматривается только как база построения системы нефтдобычи и экспорта.

История показала, что при всех конфликтах и сложностях всегда существовало некое единообразие, и происходившие много лет назад события воспринимаются по-современному, и, соответственно, мы слышим отзвук прошлого в нынешних обстоятельствах. Примером такого развития событий является история возникновения и развития системы нефтепродуктообеспечения Красноярского края.

Нефтепродуктообеспечение в нашем регионе системно развивалось с начала ХХ в: в декабре 1929 г. в окрестностях Красноярска была образована Злобинская нефтепродуктовая база, обеспечивающая возросший спрос на нефтепродукты растущих промышленных, сельскохозяйственных и строительных предприятий Красноярска. Нефтебаза стала важнейшим центром перевалки нефтепродуктов с железной дороги на суда речного пароходства для южных районов: Новосёловского, Курагинского, Даурского. В декабре 1934 г. создано новое территориальное объединение Красноярский край и одновременно была организована Краевая контора «Нефтеторга», которая существует и по настоящее время под именем ОАО «Красноярскнефтепродукт» [9].

В период 30–70-х гг. ХХ века территория Иркутской области, Бурятской АССР, Читинской области, Красноярского края (с входящей в его состав Хакассией) и Тувинская АССР рассматривались как единый Восточно-Сибирский экономический район [5, с. 112]. Общим преимуществом данного региона считалось наличие огромных недорогих возобновляемых источников энергии (гидроэнергетика). На ее основе появилась возможность организовать добычу находящегося здесь же различного сырья (уголь, железные, полиметаллические руды, нефть, газ, бокситы, графит, золото и др.). В регионе были созданы целые отрасли добывающей промышленности. На следующем этапе была сформирована группа обрабатывающих отраслей, пищевая и легкая промышленность. Созданы так называемые территориально-производственные комплексы [7, с. 16–17]. В 1957 г. по инициативе Н.С. Хрущева были упразднены отраслевые министерства, и Совет народного хозяйства (совнархоз) стал региональным органом управления, а нефтяная промышленность оформилась как совокупность территориально-производственных комплексов, включавших в себя помимо многопрофильного и капиталоемкого основного производства также капитальное строительство, техническое обслуживание, подсобное сельское хозяйство и социальную сферу [2, с. 229–230].

Комплекс послевоенных мероприятий 1946–1959 гг. по техническому оснащению, совершенствованию и развитию резервуарных парков и приемно-наливных устройств действующих нефтебаз в связи с перебазированием многочисленных промышленных предприятий-потребителей нефтепродуктов в годы войны, рост народного хозяйства на территориях Восточной Сибири оказали существенное влияние на становление отрасли в регионе. Так в период до 1950 г. ускоренно были введены в действие резервуарные емкости для налаживания нефтеснабжения сельского хозяйства, промышленных предприятий, транспорта и других ведомств, не имеющих своей емкости для приема нефтепродуктов транзитом с мест производства. В первую очередь строились емкости, сливо-наливные эстакады и причалы для приема нефтепродуктов с реки. Так, поставка нефтепродуктов в 1956 г. для производственно-эксплуатационных нужд по отношению к 1951 г. выросла по автомобильному бензину на 225,5 %, дизельного топлива на 323,3 %, керосина осветительного на 231 %, топочного мазута на 176 %, тракторного керосина на 89,3 % в целом по стране [3, с. 63]. Была проведена большая работа по приближению производства к районам потребления. Однако регионы Восточной Сибири, Западной Сибири и Дальнего Востока только по тракторному керосину испытывали недостаток в 550 тыс. т [3, с. 63]. Для обеспечения потребовалось максимально увеличить производство на Омском и группе башкирских нефтеперерабатывающих заводов и одновременно решить проблему поставки нефтепродуктов в регионы. Первым шагом была передача перевозок нефтепродуктов и специализированного транспорта (бензовозов) от МТС, совхозов и автохозяйств в подчинение Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог в 1960 г. с возложением на региональные автотресты обязанностей по централизованной доставке нефтепродуктов [3, с. 65]. Это потребовало и пересмотра условий грузоперевозок, и оснащения нефтескладов.

На территории Восточной Сибири в этот период были дооборудованы нефтесклады, модернизированы автозаправочные станции, нефтеналивные терминалы, которые были объединены в Краевую контору «Нефтеторга» (ныне Государственное предприятие «Красноярснефтепродукт») [9]. В новых условиях Краевая контора «Нефтеторга» стала массовым пунктом отпуска нефтепродуктов, обеспечивающим для региона необходимый ассортимент кондиционных нефтепродуктов.

Краевая контора «Нефтеторга» интенсивно развивалась. Поворотной точкой стал закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», принятый 30 июня 1987 г., который позволил преобразовывать государственные предприятия в предприятия рыночного типа, дробления крупных промышленных объединений и первоначального накопления капитала для рыночного предпринимательства [2, c. 231]. Так если в середине 30-х годов ХХ в. в Краевую контору «Нефтеторга» входило 14 небольших, слабо механизированных нефтебаз, то к концу 80-х гг., уже в статусе Государственного предприятия «Красноярснефтепродукт», общий товарооборот нефтепродуктов составлял 11 млн т, в том числе 6 млн т на территории Красноярского края, и 5 млн т – отгрузка за пределы края [9]. Предприятие не только строило собственные АЗС, но и обеспечивало техническое перевооружение ведомственных АЗС, колхозов, совхозов, лесхозов, леспромхозов, транспортных и дорожных предприятий, в дальнейшем предоставляя на такие АЗС свой нефтепродукт со скидкой. Таким образом, уже к 1987 г. к собственным 250 АЗС было добавлено 500 подобных автозаправочных пунктов и станций с представлением льготной скидки [1, с. 78–79].

В целом к концу 80-х ? началу 90-х гг. ХХ века отрасль нефтепродуктообеспечения представляла собой сложную социально-экономическую и технико-технологическую систему [10, с. 14]. Ее входными элементами являлись добывающие и перерабатывающие предприятия, производящие нефтепродукты. Последние средствами транспортировки по трубопроводам, в цистернах по железным дорогам и в танкерах водным путем доставлялись на перевалочные и распределительные нефтебазы, откуда поставлялись в сеть автозаправочных станций другим потребителям.

Соответственно в Красноярском крае сложилась единая система нефтепродуктообеспечения, представленная ГП «Красноярскнефтепродукт», действующим в составе Госкомнефтепродукта РСФСР. В рамках последнего осуществлялись все операции, связанные с поставкой, транспортировкой и распределением, хранением оптовой и розничной продажей нефтепродукта розничным потребителям [10, с. 14]. Предприятия, подобные ГП «Красноярскнефтепродукт», действовали во всех регионах России и являлись элементами единой системы нефтепродуктообеспечения. Она включала 52 территориальных управления, интегрировала деятельность 1223 нефтебаз, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных АЗС [11, с. 7–9]. В рамках сложившейся модели вырабатывались рациональные межрегиональные и внутрирегиональные транспортно-экономические связи по видам нефтепродуктов, с возможностью эффективного использования различных видов транспорта: железнодорожного, трубопроводного, автомобильного, речного, морского; осуществлялось комбинирование вышеперечисленных видов транспорта с созданием соответствующих объектов нефтебазовского хозяйства. Из общего количества нефтебаз 5,7 % составляли перевалочные, 76,4 % железнодорожные, 14,2 % водные и 3,9 % глубинные распределительные [9]. При общем внешнем ограничении финансирования отрасли внутри нее осуществлялось широкомасштабное перераспределение ресурсов с целью стимулирования качественного роста. Так, конец 70-х ? начало 80-х годов характеризовались интенсивным развитием трубопроводного транспорта, протяженность которого к началу 90-х гг. равнялось 15472,9 км, магистральных трубопроводов с отводами от них к нефтебазам общей протяженностью 5051,9 км, общий объем перекачки нефтепродуктов приближался к 60 млн т. Это составляло более трети выпускаемого объема бензина и ДТ [11, с. 9].

К началу 90-х гг. XX в. обозначились и трудности, проблемы отрасли:

1. Физический износ основных фондов нефтебаз составил более 45 %, около половины основных активных фондов нефтебаз находились в эксплуатации свыше 30–40 лет [11, с. 28].

2. Удаленность регионов добычи углеводородов от регионов их потребления [12, с. 134] приводили к большим потерям количества и качества продукции как на этапе переработки, так и на этапе транспортировки. Возникали проблемы по своевременной доставке продукта каждому потребителю в необходимых объемах [9, 10].

3. Неустойчивость мировых энергетических рынков и волатильность цен на энергоносители повысила неустойчивость отрасли [12, с. 134]. Это вызвало затруднения с финансированием предприятий и привело к затруднениям в обновлении основных фондов.

В связи с комплексным характером большинства проблем, без государственного участия их решение не представлялось возможным. В целом система нефтепродуктообеспечения именно в этот период (1988–1991 гг.) остро нуждалась в увеличении объема инвестиций для обновления основных фондов. Но такой возможности не было в силу внешних обстоятельств. И начался период институциональных реформ.

В работе [2, с. 233] отмечается, что, используя свое влияние на политическое руководство, директоры нефтедобывающих объединений добиваются ликвидации Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и присоединения нефтеперерабатывающих заводов. Правительство обязывает нефтяников включить в новые структуры предприятия нефтепродуктообеспечения, связанные с НПЗ. Начинается процесс становления российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний полного технологического цикла «от скважины до бензоколонки» [2, с. 234]. На территории края процесс реформирования осуществлялся как воспроизводство основных принципов системы нефтепродуктообеспечения страны только в уменьшенных масштабах. Территориальные предприятия нефтепродуктообеспечения передавались в управление вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), также сформированных по территориальному принципу. Первоначально в 1990 г. государственное предприятие «Госкомнефтепродукт РСФСР» было преобразовано в государственный концерн «Роснефтепродукт». Однако неблагоприятные внешние факторы оказывали все возрастающее воздействие, и в 1992 г. работа концерна завершилась. Период развития отрасли нефтепродуктообеспечения как единой целостной системы завершился. После 1992 г. часть сбытовых территориальных предприятий была передана в государственное предприятие «Роснефть» [10].

Все эти факты определили основные особенности формирования отрасли на территории Красноярского края:

1. Отрасль нефтепродуктообеспечения продолжала системно развиваться в составе ВИНК.

2. Учитывался баланс интересов отрасли, ВИНК и территории развития.

3. В силу геоэкономических и геополитических особенностей Красноярского края «Красноярскнефтепродукт» в период 1992–1995 гг. в целом сохранил свою системообразующую роль.

С 1995 гг. началась ускоренная приватизация нефтяных активов с передачей государственных пакетов частным инвесторам. С этого момента баланс территорий, отрасли нефтепродуктообеспечения и ВИНК стал разрушаться. Процесс разрушения единой системы нефтепродуктообеспечения резко ускорился. Региональные предприятия нефтепродуктообеспечения входили в состав уже частных ВИНК, логика их развития на 100 % подчинялась корпоративным интересам.

С утратой государством контрольных долей в нефтепространстве стал доминировать частно-корпоративный интерес, вытеснив интересы отдельных территорий и государства. Так, теперь уже частные ВИНК перестали участвовать в совместном финансировании НИОКР, научно-производственных предприятий отрасли. В условиях доминирования указанных тенденций и государственная «Роснефть» свернула свое финансирование на развитие нефтепродуктообеспечения территории.

В этих условиях базовое предприятие отрасли на территории Красноярского края, ОАО «Красноярскнефтепродукт», пожалуй, единственное из подобных региональных объединений оказалось в государственной и краевой собственности. В сложный период 1995–2001 гг. «Красноярскнефтеродукт» сохранил статус региональной нефтепродуктообеспечивающей компании, в интересах государства выполнял стабилизирующую роль при «Северном завозе», посевных и уборочных кампаниях, обеспечивал нефтепродуктами муниципальный транспорт. «Красноярскнефтеродукт» обновил организационную структуру, осуществил частичную модернизацию производственных процессов. Параллельно в регионе менялась роль ВИНК и предприятий малого и среднего бизнеса.

История предоставила редкую возможность посмотреть изнутри (экспериментально) изучить модель альтернативного развития отрасли. Все в совокупности диктовало логику развития нефтепродуктообепечения и нарождающегося и развивающегося нефтяного сектора экономики региона, как целостной интегрированной системы, цель которой – органичное развитие региона. Территориальные, экономические особенности, геоэкономическое и геополитическое положение региона никуда не исчезли. Дальнейшие перспективы системы нефтепродуктообеспечения связаны с планами развития территории Красноярского края.


Библиографическая ссылка

Фельдман А.Л., Городищева А.Н., Лялина П.А. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3-3. – С. 643-647;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40114 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674