Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ИЗМЕНЕНИЕ МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ ПРИ ДЕРМАЛЬНЫХ ОЖОГАХ

Подойницына М.Г. 1 Цепелев В.Л. 1 Степанов А.В. 1
1 Читинская государственная медицинская академия
Функциональное состояние микроциркуляторного русла нижних конечностей изучали методом чрескожной лазерной допплеровской флоуметрии лазерным анализатором капиллярного кровотока (ЛАКК-02, НПО ЛАЗМА, Россия) с использованием базового светового зонда в красном канале измерения у 18 пациентов с дермальными ожогами нижних конечностей. Установлено, что при дермальных ожогах состояние микроциркуляции изменяется в зависимости от периодов раневого процесса. На 5-е сутки после травмы снижается показатель микроциркуляции, возрастает миогенный тонус сосудов, уменьшаются максимальные амплитуды в миогенном, пульсовом и эндотелиальном диапазонах. На 8-е сутки увеличиваются все изучаемые показатели микрокровотока, хотя и не достигают контрольных значений. На 11-е сутки отмечается повторное снижение исследуемых показателей, однако происходит повышение максимальных амплитуд в миогенном, эндотелиальном и нейрогенном диапазонах. Таким образом, дермальные ожоги вызывают стойкие изменения состояния микроциркуляторного русла.
дермальные ожоги
микроциркуляция
лазерная допплеровская флоуметрия
1. Грибань П.А. Современные аспекты исследования микроциркуляции у больных с тяжелой термической травмой: дис. ... канд. мед. наук. – Владивосток, 2011. – С. 61–64.
2. Крупаткин А.И. Лазерная доплеровская флоуметрия микроциркуляции крови: рук-во для врачей / А.И. Крупаткин, В.В. Сидоров. – М.: Медицина, 2005. – 256 с.
3. Подойницына М.Г. Применение магнитоплазменной терапии для подготовки ожоговых ран к дерматомной пластике / М.Г. Подойницына, В.В. Крюкова, В.Л. Цепелев // Актуальные проблемы клинической и экспериментальной медицины: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 60-летию Читинской гос. мед. академии. – Чита, 2013. – С. 137–138.
4. Сизоненко А.В. Биорегулирующая терапия в комплексном лечении больных с тяжелыми ожогами / В.А. Сизоненко, В.Л. Цепелев // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2003. – Т. 36, № 1. – С. 55–58.
5. Степанов А.В. Влияние синтетических пептидов сумки Фибрициуса на функциональную активность макрофагов [Элктронный ресурс] / А.В. Степанов, В.Л. Цепелев // Забайкальский медицинский вестник. – 2014. – № 2. – С. 44–47. – Режим доступа: http://medacadem.chita.ru/zmv (дата обращения: 25.05.2015).
6. Цепелев В.Л. Механизмы действия регуляторных пептидов при иммунодефицитных состояниях и воспалении: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. – Чита, 2003. – 40 с.
7. Шаповалов К.Г. Оптимизация компонентов регуляции сосудистого тонуса и состояния микроциркуляторного гемостаза на фоне продленной регионарной блокады при местной холодовой травме / К.Г. Шаповалов, Е.Н. Бурдинский, А.В. Степанов // Анестезиология и реаниматология. – 2008. – № 3. – С. 20–22.

Состояние микроциркуляторного русла является определяющим фактором в патогенезе ожоговой травмы. Объективная регистрация микроциркуляторных расстройств важна для оценки системных и регионарных нарушений гемодинамики, что является критерием жизнеспособности тканей [1]. С помощью неинвазивных методов невозможно в клинике изолированно оценить влияние миогенных, нейрогенных и эндотелиальных компонентов тонуса микрососудов. Метод лазерной допплеровской флоуметрии в этом отношении является уникальным [2]. Несмотря на значительное количество работ по изучению периферической гемодинамики, показатели микроциркуляции и сосудистого тонуса у пациентов с дермальными ожогами недостаточно изучены.

Цель исследования – оценить состояние микроциркуляции при дермальных ожогах.

Материалы и методы исследования

Проведено исследование микроциркуляции у 18 пациентов с дермальными ожогами нижних конечностей (IIIА–IV ст.) площадью от 5 до 10 % поверхности тела, в возрасте от 30 до 50 лет, получавших лечение в МУЗ «Городская клиническая больница № 1» г. Читы. Всем пострадавшим проводили местное медикаментозное лечение ран, некрэктомию, аутодермопластику, а также общее лечение (инфузионную и антибактериальную терапию). Из исследования исключались пациенты с заболеваниями сосудов и нервов конечностей, сахарным диабетом, атеросклерозом нижних конечностей, гипертонической болезнью; больные с анаэробной инфекцией мягких тканей. Полученные данные сравнивались с результатами исследований, проведенных на 20 здоровых людях соответствующего возраста.

Для оценки состояния микроциркуляторного русла нами использован неинвазивный метод лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ) с использованием аппарата ЛАКК-02 (НПП Лазма, Россия) [2]. Датчик устанавливали по передней поверхности проксимальной части I межплюсневого промежутка на пораженной и интактной конечностях. Обследование пациентов проводили в одно и то же время суток, при одинаковой температуре в помещении (21 °С). Перед исследованием пациенты не принимали пищу или напитки, не курили. Оценивался показатель микроциркуляции (М); среднеквадратичное отклонение (σ), отражающее среднюю модуляцию кровотока во всех частотных диапазонах, коэффициент вариации (Кv); индекс эффективности микроциркуляции (ИЭМ). С помощью вейвлет-анализа осцилляций кровотока устанавливались максимальные амплитуды колебаний эндотелиального (Аэ), нейрогенного (Ан), миогенного (Ам), дыхательного (Ад) и пульсового (Ас) диапазонов.

Статистическую обработку полученного материала проводили с использованием пакета Statistica 6.1 для Windows. Поскольку не все изучаемые показатели подчинялись нормальному закону распределения, применяли непараметрические методы: сравнение независимых выборок проводили с помощью критерия Манна – Уитни. Различия считались статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Установлено, что на 5-е сутки с момента получения травмы у больных, получавших традиционное комплексное лечение, показатели микрокровотока значительно уменьшались относительно контрольных значений. Так, параметр М, характеризующий среднеарифметическое значение показателя микроциркуляции, снижался в 2 раза (p < 0,001); индекс эффективности микроциркуляции (ИЭМ) – 2,2 раза (p < 0,001) (табл. 1). Нарушение перфузии в этот период можно объяснить спазмом сосудов, а также выходом в кровеносное русло продуктов распада некротических тканей из зоны термического поражения, что негативно влияет как на сосудистую стенку капилляров и артериол, так и на ее проницаемость [7]. Вероятно, обнаруженные нами изменения микрокровотока связаны с активацией макрофагов и синтезом последними провоспалительных цитокинов, оказывающих спастическое действие на сосудистую стенку [5]. Параметр σ, отражающий среднее колебание перфузии относительно показателя микроциркуляции, уменьшался в 2,6 раза. Это свидетельствует об угнетении активных вазомоторных механизмов модуляции тканевого кровотока, а также преобладании в регуляции тонических симпатических влияний [4]. Показатель Кv, отражающий соотношение величин М и σ, уменьшался лишь в 1,2 раза. По всей видимости, роль активных механизмов регуляции сосудистого тонуса нижних конечностей не так существенна. В данный период исследования отмечено снижение показателя Ан и Ам в 1,4 и 1,7 раза соответственно (p < 0,05), что обусловлено повышением шунтового кровотока, которое связано с преобладанием миогенного тонуса сосудов за счет уменьшения симпатического звена регуляции. Максимальная амплитуда колебаний дыхательного диапазона увеличилась в 2,4 раза по сравнению с таковой у здоровых людей. Это может говорить о том, что в нижней конечности увеличился отек в тканях. Таким образом, у пострадавших с дермальными ожогами нижних конечностей после поражения снижалось кровенаполнение в артериальной и венозной части системы микроциркуляции [3]. Очевидно, что у пациентов с данным видом патологии изменения состояния микроциркуляторного русла изначально имели большую выраженность, но в дальнейшем наблюдалась динамика к нормализации указанных показателей.

На 8-е сутки все изучаемые показатели микроциркуляции у пострадавших с дермальными ожогами нижних конечностей увеличивались, хотя и не достигали контрольных значений. Исключение составляли лишь максимальные амплитуды в нейрогенном, миогенном и дыхательном диапазонах. Показатели Ан и Ам были ниже контрольных значений в 1,8 и 1,9 раза соответственно (p < 0,05). Вследствие активации симпатической нервной системы, выброса катехоламинов и прочих гуморальных вазоконстрикторов уменьшается ток крови как по шунтам, так и в нутритивном русле. Амплитуда эндотелиальных колебаний по сравнению с аналогичными показателями контрольной группы уменьшалась в 1,5 раза (p < 0,05). Следовательно, воздействие тепла приводило к дисфункции эндотелия, нарушению синтеза и высвобождения из депо молекул, участвующих в регуляции сосудистого тонуса. Это говорит о наличии венозного застоя и отека тканей. В этом периоде идет активный ангиогенез, определяется высокая транспортная активность эндотелия вновь образованных капилляров, обеспечивающая высокие энергетические и пластические потребности регенерирующей ткани [1].

На 11-е сутки наблюдения отмечалось повторное снижение исследуемых показателей микрокровотока. Так, снижались показатель микроциркуляции в 1,6 раза (p < 0,05), параметр σ в 1,7 раза (p < 0,01) и индекс эффективности микроциркуляции в 1,8 раза (p < 0,001) по сравнению с контрольной группой (таблица). В исследуемой области при ожоговой травме нижних конечностей происходит возрастание как нейрогенного, так и миогенного сосудистого тонуса по сравнению с предыдущим сроком, однако разница статистически незначима. Максимальная амплитуда пульсовых колебаний снижалась относительно контроля в 1,4 раза (p < 0,05). Следует отметить, что амплитуда дыхательных колебаний оставалась на высоком уровне. Уменьшение перфузии, вероятно, связано со снижением пролиферативной активности камбиальных элементов всех структур кожи, уменьшением плотности капиллярной сети и транспортной функции эндотелия в данный период после травмы [6].

Показатели микроциркуляции у больных с дермальными ожогами, получавших традиционное лечение, Ме [25-й; 75-й]

Показатели

Контроль

n = 20

Здоровая конечность

n = 18

5-е сутки после травмы

n = 18

8-е сутки после травмы

n = 18

11-е сутки после травмы

n = 18

М, пф. ед.

4,81

[3,43; 5,53]

4,65

[3,57; 5,41]

2,39

[1,65; 3,45]

p < 0,001

3,58

[2,89; 4,75]

2,96

[2,11; 4,56]

p < 0,05

σ, пф. ед.

0,76

[0,40; 1,79]

0,65

[0,57; 1,63]

0,29

[0,17; 1,40]

p < 0,001

0,73

[0,53; 1,54]

0,44

[0,31; 1,41]

p < 0,01

Кv, %

15,9

[10,15; 21,6]

13,9

[12,18; 19,45]

13,76

[6,32; 45,89]

18,12

[11,81; 36,10]

p < 0,05

15,96

[7,85; 43,56]

ИЭМ

1,41

[0,97; 1,81]

1,39

[0,97; 1,81]

0,65

[0,50; 0,76]

p < 0,001

0,87

[0,75; 1,13]

p < 0,01

0,79

[0,65; 1,09]

p < 0,001

Аэ, пф. ед.

0,34

[0,15; 0,65]

0,33

[0,12; 0,59]

0,27

[0,17; 0,48]

0,23

[0,17; 0,53]

p < 0,05

0,32

[0,13; 0,59]

Ан, пф. ед.

0,35

[0,25; 0,42]

0,35

[0,24; 0,40]

0,25

[0,18; 0,56]

p < 0,05

0,20

[0,15; 0,39]

p < 0,05

0,31

[0,23; 0,44]

Ам, пф. ед.

0,25

[0,17; 0,39]

0,24

[0,15; 0,38]

0,15

[0,12; 0,27]

p < 0,05

0,13

[0,13; 0,35]

p < 0,05

0,16

[0,14; 0,29]

Ад, пф. ед.

0,25

[0,20; 0,39]

0,32

[0,23; 0,44]

0,61

[0,32; 0,85]

p < 0,001

0,54

[0,26; 0,68]

p < 0,01

0,44

[0,24; 0,64]

p < 0,05

Ас, пф. ед.

0,26

[0,18; 0,57]

0,32

[0,21; 0,54]

0,12

[0,10; 0,29]

p < 0,001

0,35

[0,22; 0,69]

0,18

[0,15; 0,45]

p < 0,05

Примечание. n – число обследованных; р – уровень значимости различий по сравнению с контролем.

Выводы

1. На 5-е сутки после травмы обедняется кровоток, снижается его вариабельность, повышается сосудистый тонус. Снижаются показатель микроциркуляции, параметр σ, индекс эффективности микроциркуляции, максимальные амплитуды спектра колебаний в нейрогенном, миогенном и пульсовом диапазонах. Исключение состовляет лишь максимальная амплитуда в дыхательном диапазоне.

2. На 8-е сутки увеличиваются показатели микрокровотока, такие как показатель микроциркуляции, ИЭМ, Кv, хотя и не достигают контрольных значений. В этот же период происходит снижение максимальных амплитуд в нейрогенном, миогенном, эндотелиальном и дыхательном диапазонах.

3. На 11-е сутки наблюдения после получения ожоговой травмы отмечается повторное снижение исследуемых показателей. Происходит уменьшение притока крови в артериальное русло, возрастание нейрогенного и миогенного компонентов сосудистого тонуса, снижение нутритивного и в меньшей степени шунтового кровотока.

Рецензенты:

Цыбиков Н.Н., д.м.н., профессор, зав. кафедрой патологической физиологии, ГОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия», г. Чита;

Мироманов А.М., д.м.н., зав. кафедрой травматологии и ортопедии, ГОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия», г. Чита.


Библиографическая ссылка

Подойницына М.Г., Цепелев В.Л., Степанов А.В. ИЗМЕНЕНИЕ МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ ПРИ ДЕРМАЛЬНЫХ ОЖОГАХ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-9. – С. 1893-1896;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38448 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674