Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ОБЪЕКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕННЫХ КОСТНЫХ МЕТАСТАЗОВ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИХРЕВОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ

Бахмутский Н.Г. 1 Порханов В.А. 1 Василенко И.Н. 1
1 ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет»
В статье приводятся данные по объективному эффекту лечения костных метастазов рака молочной железы при использовании вихревого магнитного поля в комбинации с лучевой терапией в основной группе больных и только лучевой терапии – в контрольной. В контрольной группе эффект лечебного действия сохраняется в основном в первые 8–12 недель, а затем во многих случаях регистрируется прогрессирование. На всех этапах наблюдения в контрольной группе полная ремиссия не отмечена. В основной группе лечебный эффект сохраняется в течение всех сроков наблюдения с увеличением доли полной и частичной ремиссии в 1,3 раза – с 62,5 % в срок через 8 недель до 80,0 % в срок через 20 недель наблюдения. Прогрессирования в основной группе за время наблюдения не отмечено.
рак молочной железы
костные метастазы
вихревое магнитное поле
лучевая терапия
1. Бахмутский Н.Г. Оценка противоопухолевой эффективности вихревого магнитного поля (ВМП) в экспериментальных и клинических условиях: автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 2000. – 56 с.
2. Лебедь Е.В. Комплексное лечение рака молочной железы III «A» стадии (T1-2N2M0, T3N1-2M0) с применением вихревого магнитного поля: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Ростов-на-Дону, 2007.
3. Лукьянова Е.В. Сочетанная лучевая терапия костных метастазов рака молочной железы: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2012. – 15 с.
4. Сердюк В.В. Магнитотерапия. Прошлое. Настоящее. Будущее. – Киев: Азимут-Украина, 2004. – 536 с.
5. Синицкий Д.А. А.С. 721953 СССР, МКИ А61, N1/42. Способ лечения злокачественных опухолей // Открытия, изобретения, товарные знаки. – 1982. – № 6. – С. 286.
6. Хмелевский Е.В., Паньшин Г.А., Добровольская Н.Ю., Большакова С.А. Поиск оптимальных доз и режимов дистанционного облучения метастазов в скелет при прогнозируемой продолжительности жизни больных более трёх месяцев // Вопр. онкол. – 2012. – Т. 58, № 3. – С. 380–386.
7. Colson J., Koyyalagunta D., Falco F.J., Manchikanti L. A systematic review of observational studies on the effectiveness of opioid therapy for cancer pain // Pain Physician. – 2011. – № 14. – E85-E102.
8. Deer T.R., Smith H.S., Burton A.W. et al. Comprehensive consensus-based guidelines on intrathecal drug delivery systems in the treatment of pain caused by cancer pain // Pain Physician. – 2011. – № 14. – E283-E312.
9. Gnant M., Mlineritsch B., Stoeger H. et al. Adjuvant endocrine therapy plus zoledronic acid in premenopausal women with early-stage breast cancer: 62-month follow-up from the ABCSG-12 randomised trial // Lancet Oncol. – 2011. – № 12. – P. 631–641.
10. Tannock I.F., Osoba D., Stockler M.R. et al. Chemotherapy with mitoxantrone, plus prednisone or prednisone alone for symptomatic hormone-resistant prostate cancer: A Canadian randomized trial with palliative end point // J. Clin. Oncol. – 1996. – № 14. – P. 1756–1764.
11. van den Beuken-van Everdingen M.H., de Rijke J.M., Kessels A.G. et al. Prevalence of pain in patients with cancer: A systematic review of the past 40 years // Ann. Oncol. – 2007. – № 18. – P. 1437–1449.
12. Wegener B., Schlemmer M., Stemmler J. et al. Analysis of orthopedic surgery of bone metastases in breast cancer patients // BMC Muskuloskeletal Disord. – 2012. – № 13. – P. 232.

Отмечено, что 75–90 % пациентов с метастатической или распространённой стадией рака в дальнейшем могут испытывать упорную, мучительную боль [11]. Наиболее часто метастазирует в кости рак молочной железы (РМЖ). По данным различных авторов, частота метастазирования РМЖ в кости составляет от 13,5 до 85 %.

Проблема лечения больных РМЖ с болезненными метастазами в кости является сложной и до конца не решённой. Для этих целей в современной онкологической практике используется мультидисциплинарный подход, стратегия которого заключается в использовании различных видов терапии, в том числе бисфосфонатов [9], лучевой терапии [6], радионуклидной терапии [3], химиотерапевтических агентов, таких как митоксантрон (ингибирующий синтез ДНК) [10], опиоидов [7], гормональной терапии, интервенционных [8] и хирургических методов [12] и, естественно, комбинированных и комплексных приёмов.

Некоторые авторы рекомендуют использовать магнитные поля, как и вихревое магнитное поле (ВМП), в купировании болевого синдрома при различных заболеваниях, в том числе и у онкологических больных [1, 4]. Метод лечения злокачественных новообразований ВМП, новизна которого заключается в одновременном и синхронном воздействии на все органы и системы больного вращающимся, плавно изменяющимся по амплитуде магнитным полем разработан в КубГМУ [5].

Исследованиями Лебедя Е.В. [2007] показано, что ВМП ещё и обладает радиомодифицирующим действием, его использование в сочетании с лучевой терапией в предоперационном периоде улучшает клинические факторы прогноза и объективный эффект лечения, улучшается общая и безрецидивная выживаемость больных РМЖ.

Цель исследования. Актуальной проблемой в онкологии является поиск и разработка новых схем и методик лечения больных с болезненными костными метастазами РМЖ. Целесообразно было изучить и выявить преимущества сочетанного лечения РМЖ с метастазами в кости, используя ВМП и лучевую терапию.

Материал и методики исследования

В исследование включены наблюдения за 163 больными с болезненными костными метастазами РМЖ. Методом рандомизации из этих пациентов было сформировано две группы – одна основная, состоящая из 80 пациенток, и вторая контрольная из 83 больных.

Средний возраст больных для контрольной группы был равен 56,9 ± 6,0 лет (разброс от 52 до 62 лет), для опытной – 56,6 ± 6,7 лет (разброс от 51 до 62 лет) (р > 0,10).

Локализация метастазов до начала лечения для контрольной группы выглядела следующим образом. Болезненные костные метастазы локализовались в позвонках у 33 больных, в костях тазобедренного сустава – у 18-ти, в костях таза – у 10-ти, в костях крестца – у 6-ти, в плече – у 4-х, в бедре – у 6-ти, в ребре – у 6-ти. В основной группе локализация метастазов была следующей: в позвонках – у 37 больных, в костях тазобедренного сустава – у 17 женщин, в костях таза – у 7 пациенток, в крестце – у 8 больных, в плече – у 1-й больной, в бедре – у 5 женщин, в ребре – у 5 пациенток.

Для лечебного воздействия магнитное поле, которое использовалось нами в работе, имело следующие параметры: индукция при максимальном значении – 2,2 мТ, частота вращения – 6000 об/мин, длительность периода изменения индукции от нуля до максимума и обратно до нуля (1 цикл) = 120 с. Продолжительность процедуры – 50 мин (25 циклов).

При предоперационной γ-терапии использовали одно- или двухпольные варианты фотонной терапии (1,2–6 Мэв). Различные отделы позвоночника чаще облучали с одного прямого заднего поля, любую половину таза – с переднего и заднего противолежащих полей, а крестец, в случае изолированного его поражения, – с двух боковых направлений под углом 45–50°. Учитывая нередко возникающую потребность в последовательном облучении нескольких смежных областей, границы полей располагали во время рентгеновской симуляции в зоне однозначных костных ориентиров. Использовали вариант облучения – 20 Гр за 4-е фракции по 5,0 Гр.

Сочетанная методика лечения болезненных костных метастазов соответствовала патенту на изобретение № 2421256 «Способ лечения метастазов злокачественных новообразований в кости» (авторы: Бахмутский Н.Г., Василенко И.Н.). Использовали на первом этапе осуществление воздействия вращающимся магнитным полем, модулированным по амплитуде. Абсолютная величина вектора магнитной индукции магнитного поля в начале цикла имела нулевое значение, затем плавно увеличивалась до 2,2 мТ и после этого плавно уменьшалась до достижения к концу цикла нулевого значения. Длительность цикла составляла 2 минуты, длительность процедуры – 40 минут. Процедуры проводили ежедневно курсом 10 процедур. Затем метастазы подвергали облучению, методика облучения соответствовала вышеописанной. После окончания облучения осуществляли повторное воздействие магнитным полем в том же режиме – 30 процедур.

Для оценки объективного эффекта использовали рекомендации RECIST (Response Evaluation Criteria in Solid Tumors – Критерии ответа солидных опухолей). В них полная ремиссия определяется как исчезновение всех целевых опухолевых очагов, подтверждённая более чем через 4 недели. Частичная ремиссия подразумевает уменьшение суммы всех максимальных размеров целевых образований более чем на 30 % по сравнению с исходным уровнем, подтверждённое более чем через 4 недели. Стабилизация заболевания характеризуется отсутствием частичной ремиссии и прогрессирования заболевания. Прогрессирование в свою очередь определяется как увеличение более чем на 20 % суммы максимальных размеров целевых очагов либо появление новых.

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнение распределений частот критериев RECIST в контрольной и основной группах проводили в различные сроки наблюдений – 8, 12 и 20 недель от начала лечения. Данные частот критериев RECIST для контрольной группы приведены в табл. 1. Анализируя табл. 1, отметим, что полная ремиссия для контрольной группы на различных сроках наблюдения не выявлена.

Частичная ремиссия через 8 недель отмечена у 42 женщин, через 12 недель – у 34 пациенток и через 20 – у 29 больных; стабилизация зарегистрирована через 8 недель – у 41 больной, через 12 – у 41 женщины, через 20 недель – у 29 пациенток. Прогрессирование соответственно через 8 недель у больных не отмечено, через 12 недель зарегистрировано у 8 пациенток, через 20 недель – у 15 женщин.

Через 8 недель после лечения в контрольной группе не наблюдали пациентов с полной ремиссией и прогрессированием. Частичная ремиссия (относительная частота – 50,6 %) и стабилизация (относительная частота – 49,4 %) выявлены у больных через 8 недель от начала лечения в равных долях. Через 12 недель в контрольной группе выявлены пациенты с прогрессированием (относительная частота – 9,6 %). Различие распределений частот для выборок в срок 8 и 12 недель статистически значимо, так как р1 = 0,001 < 0,05. Также статистически значимо различие между сроками наблюдения в 8 недель и 20 недель (р2 = 0,006 < 0,05), когда доля прогрессирования увеличивается до 18,1 %. Не выявлено статистически значимого различия между распределениями частот критериев RECIST для сроков 12 недель и 20 недель (р3 = 0, 610 > 0,05).

Для основной группы результаты объективного эффекта по частоте критериев RECIST приведены в табл. 2.

Из табл. 2 следует, что в основной группе, где в процессе лечения использовалось кроме лучевой терапии вихревое магнитное поле (ВМП), полная ремиссия отмечена через 8 недель у 8 больных, через 12 недель – у 11 женщин, через 20 недель – у 15 пациенток. Частичная ремиссия зарегистрирована через 8 недель у 42 больных, через 12 недель – у 48 женщин, через 20 недель – у 49 пациенток. Стабилизация после 8 недель отмечена у 30 больных, через 12 недель – у 21 женщины, через 20 недель – у 16 пациенток. В основной группе больных в течение 20 недель лечения прогрессирования заболевания не отмечено.

Таблица 1

Частота наблюдений по критериям RECIST в контрольной группе на различные временные моменты

Критерии RECIST

Время наблюдения после лечения

Критерий Вилкоксона

8 недель

12 недель

20 недель

Частота наблюдений

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Полная ремиссия

0

0,0 %

0

0,0 %

0

0,0 %

р1 = 0,001 р2 = 0,006

р3 = 0,610

Частичная ремиссия

42

50,6 %

34

41,0 %

39

47,0 %

Стабилизация

41

49,4 %

41

49,4 %

29

34,9 %

Прогрессирование

0

0,0 %

8

9,6 %

15

18,1 %

Всего

83

100,0 %

83

100,0 %

83

100,0 %

Примечание. Где р1 – уровень достоверности различия между выборками для 8 недель и 12 недель, р2 – уровень достоверности различия между выборками для 8 недель и 20 недель, р3 – уровень достоверности различия между выборками для 12 недель и 20 недель.

Таблица 2

Частота наблюдений по критериям RECIST в основной группе на различные временные моменты

Критерии RECIST

Время наблюдения после лечения

Критерий Вилкоксона

8 недель

12 недель

20 недель

Частота наблюдений

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Полная ремиссия

8

10,0 %

11

13,8 %

15

18,8 %

р1 = 0,002 р2 = 0,0001

р3 = 0,008

Частичная ремиссия

42

52,5 %

48

60,0 %

49

61,2 %

Стабилизация

30

37,5 %

21

26,2 %

16

20,0 %

Прогрессирование

0

0,0 %

0

0,0 %

0

0,0 %

Всего

80

100,0 %

80

100,0 %

80

100,0 %

Примечание. Где р1 – уровень достоверности различия между выборками для 8 недель и 12 недель, р2 – уровень достоверности различия между выборками для 8 недель и 20 недель, р3 – уровень достоверности различия между выборками для 12 недель и 20 недель.

В основной группе через 8 недель после лечения не наблюдали пациентов с прогрессированием болезни. Распределение частот критериев «полная ремиссия» (относительная частота – 10,0 %), «частичная ремиссия» (относительная частота – 52,5 %) и «стабилизация» (относительная частота – 37,5 %), выявленное у больных в этот срок наблюдения, статистически значимо отличается от распределения частот для срока 12 недель (р1 = 0,002) и для срока 20 недель (р2 = 0,0001) (табл. 2). В срок через 12 недель в основной группе также регистрировали пациентов с полной ремиссией (относительная частота – 13,8 %), частичной ремиссией (относительная частота – 60,0 %) и стабилизацией (относительная частота – 26,2 %). В срок через 20 недель в основной группе регистрировали пациентов с полной ремиссией (относительная частота – 18,8 %), частичной ремиссией (относительная частота – 61,2 %) и стабилизацией (относительная частота – 20,0 %). Различие распределений частот для выборок в срок 12 недель и срок 20 недель статистически значимо, так как р3 = 0,008 < 0,05.

Заключение

Таким образом, в контрольной группе эффект лечебного действия сохраняется в основном, в первые 8–12 недель, а затем во многих случаях регистрируется прогрессирование. На всех этапах наблюдения в контрольной группе полная ремиссия не отмечена.

Во все сроки наблюдения в основной группе не выявлено пациентов с градацией прогрессирования заболевания. В основной группе лечебный эффект сохраняется в течение всех сроков наблюдения с увеличением доли полной и частичной ремиссии в 1,3 раза, с 62,5 % в срок через 8 недель до 80,0 % в срок через 20 недель наблюдения.

Используя статистический критерий Уитни – Манна, мы сравнили распределение критериев RECIST, предварительно преобразованных в код, для каждого срока наблюдения между контрольной и основной группами. Выявлено, что для всех сроков наблюдения различие между распределениями в сравниваемых группах статистически значимо. К сроку 20 недель доля полной и частичной ремиссии в основной группе составила 80,0 %, а в контрольной – только47,0 %, что в 1,7 раза меньше. К этому же сроку в основной группе пациенты с прогрессированием отсутствовали, а в контрольной группе они составляли долю, равную 18,1 %.

Рецензенты:

Каде А.Х., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей и клинической патофизиологии, ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, г. Краснодар;

Колесникова Н.В., д.б.н., профессор кафедры клинической иммунологии, аллергологии и лабораторной диагностики ФПК и ППС, ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, г. Краснодар.

Работа поступила в редакцию 14.10.2014.


Библиографическая ссылка

Бахмутский Н.Г., Порханов В.А., Василенко И.Н. ОБЪЕКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕННЫХ КОСТНЫХ МЕТАСТАЗОВ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИХРЕВОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 10-4. – С. 629-632;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35592 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674