Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ВЛИЯНИЕ АНТИБАКТЕРИАЛЬНОГО ФАКТОРА ИНТЕРФЕРОНА НА СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ

Гуляева Н.И., Волкова Л.В., Березина Е.А., Ожерельева Е.Е., Мелехин С.В., Пестерева С.А.
Система интерферона является важнейшим фак­тором неспецифической резистентности организма. В настоящее время его роль как препарата, обладаю­щего иммуномодулирующими свойствами, еще более возрастает на фоне снижения эффективности приме­нения антибиотиков при лечении многих инфекций (Ф.И.Ершов, 1998). Филиалом ФГУП «НПО «Микро­ген» МЗ РФ «Пермским НПО «Биомед» был выделен антибактериальный фактор (АБФ) из препаратов ин­терферона в качестве отдельной субстанции. Данный АБФ представляет собой комплекс низкомолекуляр­ных пептидов с молекулярной массой до 2000 даль­тон, обладающий высокой термо- и кислотоустойчи­востью (Л.В.Волкова и др., 2003).

Цель исследования: выявить морфологические изменения внутренних органов и состояние лимфоид­ной ткани организма под влиянием разных доз АБФ интерферона.

В эксперименте использовали три группы белых крыс с массой 150-250г. Препарат вводили ректально в виде раствора ежедневно в течение одного месяца. Первой группе в качестве контроля вводили 0,9% рас­твор хлорида натрия. Второй группе - раствор препа­рата 0,5 мг/мл (терапевтическая доза), а третья группа получала препарат в дозе, в 25 раз превышающей те­рапевтическую. У животных забирали кусочки пря­мой, ободочной и тонкой кишки, печени, поджелу­дочной железы, желудка, легких, селезенки, регио­нарных (брыжеечных) и отдаленных (паховых) лим­фатических узлов, фиксировали в 10% нейтральном формалине, заливали в парафин, готовили срезы, ок­рашивали их гематоксилином и эозином.

Результаты исследования показали, что ректаль­ное введение АБФ интерферона в терапевтических дозах, в основном, не вызывает значительных изме­нений в структуре внутренних органов. В слизистой оболочке прямой и ободочной кишки наблюдается расширение крипт и тенденция к уменьшению содер­жания в них бокаловидных клеток. Цитоплазма мно­гих из них прокрашивается неравномерно базо­фильно, часть клеток выглядят пустыми. Усилена по сравнению с контролем гранулоцитарная инфильтра­ция соединительной ткани слизистой и подслизистой оболочек. Между донышками крипт встречаются не­большие скопления лимфоцитов. Лимфоидные фол­ликулы не определяются. В тонкой кишке у большин­ства экспериментальных животных выявляется уве­личенное количество гранулоцитов и лимфоцитов в соединительной ткани ворсинок и между криптами. Кровеносные и лимфатические капилляры слизистой и подслизистой расширены. В слизистой оболочке желудка наблюдается расширения ямок и увеличение просвета желез, особенно значительное в пилориче­ском отделе. Содержание лейкоцитов в соединитель­ной ткани слизистой и подслизистой оболочек соот­ветствует контролю. У многих животных кровенос­ные и лимфатические сосуды расширены. Структура печени и поджелудочной железы соответствует кон­тролю.

В регионарных к месту введения препарата лимфатических узлах (брыжеечных) наблюдается увеличение площади мозгового вещества и расшире­ние всех синусов. Паракортикальная зона широкая, густо заполнена лимфоцитами. Площадь коркового вещества уменьшена, в нем выявляются небольшие лимфоидные фолликулы без центров размножения. В некоторых из них имеются набольшие просветления, состоящие из стромальных клеток и макрофагов. Тяжи мозгового вещества содержат расширенные кровеносные сосуды разного калибра. В просвете си­нусов, особенно мозговых, находится увеличенное по сравнению с контролем количество макрофагов и лимфоцитов. Эндотелий синусов и посткапиллярных венул высокий. Макрофаги определяются также в паракортикальной зоне и мозговых тяжах. В паховых узлах площадь коркового вещества преобладает над мозговым, все синусы расширены. В их просвете уве­личено количество макрофагов и лимфоцитов.

Селезенка животных первой экспериментальной группы характеризуется наличием крупных периарте­риальных муфт, содержащих по 2-3 центральные ар­терии. Лимфоидные фолликулы имеют большие раз­меры, но не содержат центров размножения. В неко­торых фолликулах определяются участки просветле­ния, представленные, в основном, макрофагами и стромальными клетками. В маргинальной зоне опре­деляется гранулоцитарная инфильтрация. В красной пульпе увеличено по сравнению с контролем содер­жание макрофагов, лейкоцитов и мегакариоцитов. На препаратах легких у многих животных этой группы в интерстиции и в стенке бронхов выявляются лимфо­идные инфильтраты небольших размеров.

При введении экспериментальным животным препарата в дозе, превышающей терапевтическую, более выраженной становится реакция со стороны лимфоидной ткани организма. В стенке прямой, обо­дочной и тонкой кишки выявляются крупные диф­фузные скопления лимфоцитов, занимающие слизи­стую и подслизистую оболочки. Лимфоидные фолли­кулы не определяются. Крипты в слизистой оболочке расширены, многие бокаловидные клетки опусто­шены. Усилена по сравнению с контролем гранулоци­тарная инфильтрация соединительной ткани указан­ных оболочек. В слизистой оболочке желудка также отмечается увеличенное содержание гранулоцитов. Однако лимфоидные инфильтраты здесь не выявля­ются. В печени у животных этой экспериментальной группы в соединительной ткани портальных трактов и в стенке центральных вен определяются единичные или в виде скоплений лимфоциты. У некоторых жи­вотных вокруг междольковых сосудов появляются макрофаги. Обращает на себя внимание значительное увеличение лимфоидной ткани в стенке бронхов и интерстициальной ткани легкого. Она представлена фолликулами, лишенными центров размножения, или диффузным скоплением лимфоцитов, занимающим все стенку бронха.

В брыжеечных лимфатических узлах все синусы расширены и густо заполнены лимфоцитами и мак­рофагами, количество которых больше, чем в первой экспериментальной группе. Лимфоциты образуют вокруг макрофагов подобие розеток. В корковом ве­ществе находятся небольшие плотные фолликулы без центров размножения. Макрофаги выявляются также в мозговых тяжах, фолликулах и паракортикальной зоне. В паховых лимфоузлах растет количество мак­рофагов и лимфоцитов в корковых и мозговых сину­сах. Селезенка содержит крупные муфты и лимфоид­ные фолликулы. В маргинальной зоне и в красной пульпе увеличено по сравнению с первой экспери­ментальной группой количество гранулоцитов. Во всех зонах, но особенно в красной пульпе, определя­ется множество макрофагов.

Таким образом, проведенные исследования по­казали, что АБФ интерферона, используемый в тера­певтической дозе, действует преимущественно в месте введения. Он вызывает реактивные изменения соединительной ткани слизистой и подслизистой обо­лочек желудочно-кишечного тракта, а также влияет на характер слизистого секрета. Более выраженная перестройка наблюдается в регионарных лимфоузлах, где на первый план выступает усиление притока в орган лимфоцитов и макрофагальная реакция. Высо­кая доза АБФ стимулирует формирование лимфоид­ной ткани не только в месте введения, но и в других органах (печень, легкие), а также стимулирует повсе­местно макрофагальную реакцию. Указанные измене­ния позволяют сделать предположение об усилении иммунных функций организма.

Библиографическая ссылка

Гуляева Н.И., Волкова Л.В., Березина Е.А., Ожерельева Е.Е., Мелехин С.В., Пестерева С.А. ВЛИЯНИЕ АНТИБАКТЕРИАЛЬНОГО ФАКТОРА ИНТЕРФЕРОНА НА СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 2. – С. 49-50;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2932 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674