Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Бенин В.Л.

Человек - единственное в известной нам части вселенной живое существо, обитающее в двух мирах одновременно. С одной стороны, он - природное тело и вне природного мира его существование немыслимо. Эта жизнь ограничена законами природы, в соответствии с которыми, например, в один момент времени можно находиться лишь в одной точке пространства. Но, с другой стороны, человек принадлежит миру вечности. Стоит открыть том Аристотеля, как начинается процесс общения с идеями великого мудреца античности, хотя между нами тысячи лет и тысячи километров. Этот мир вечности свободен от оков времен и расстояний. В нем человек общается с математиками Древнего Египта и художниками эпохи Возрождения, встречается с гением Рублева и Пушкина, полемизирует с Беркли и Дидро, «отменяя» пространственные барьеры и закон необратимости времени. Эта принадлежность человека «двум мирам» была почувствована им уже в глубокой древности. Поэтому он и делит окружающий его мир на «горний» «дольний», по-своему отражая и противопоставляя мир земной (природный) - миру божественному, мир преходящий - миру вечному. Но тот мир вечного, который традиционно определялся через понятие «религия», есть не что иное, как мир культуры.

Однако сам мир культуры возник в результате труда; трансляции форм и методов труда от старшего поколения к младшему (т.е. педагогического процесса) и технологического оснащения труда. Технология предполагает орудийную деятельность, оптимальную с точки зрения затрат времени, сил и средств. Технология есть результат культуры, понимаемой в широком смысле слова как процесс и результат социальной жизнедеятельности человека, концентрированный опыт предшествующих поколений. Одновременно культура, оказывая обратное влияние на труд и технологию, видоизменяет условия человеческой деятельности, определяя их сущностные характеристики.

Долгое время отечественная теория образования существовала в отрыве от теории культуры, а теория культуры оставляла вне поля своего внимания педагогическую проблематику. В ряде публикаций последнего времени была отмечена абсурдность подобного положения и показано, что воспитание человека есть не что иное, как овладение культурой. Нравственное воспитание - это овладение нормами и ценностями нравственной культуры, физическое - физической культуры и т.д. Культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека; освоенный и овеществленный человеком опыт его жизнедеятельности. Опыт - это закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении возникающих задач. Образование как система есть не что иное, как социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.

Поскольку культура представляет собой концентрированный опыт предшествующих поколений, она позволяет каждому человеку не только усваивать этот опыт, но и участвовать в его приумножении. Уже в силу первого из двух упомянутых моментов культура с одной стороны и воспитание и образование с другой стороны не могут быть обособлены друг от друга. Коль скоро социальное наследование есть особая форма передачи накопленной информации, знаний, норм, правил путем их закрепления в культуре, то именно образование неразрывно связывает педагогику и культуру. В теории современной педагогики это определяется при помощи понятия «культуросообразность образования».

Что значит «культуросообразное образование»? Значит, образование, соответствующее образу культуры. Следовательно, прежде чем говорить о культуросообразности образования, надо определиться с тем, что такое культура. Микробиологическое, агрономическое и археологическое толкование, по понятным причинам, оставим в стороне. Что же остается? Три наиболее распространенных концепции - духовная, ценностная и этносоциологическая.

Духовная концепция ограничивает культуру исключительно сферой духовной жизни общества, производством и потреблением духовных ценностей. В таком случае, методология культуросообразного подхода к образованию должна быть ориентирована на приоритет дисциплин этического и эстетического цикла, из чего вытекает необходимость решительного перераспределения как предметов в структуре учебного плана, так и часов между предметами. Но, во-первых, деление культуры на материальную и духовную относительно и возможно лишь абстрактно-теоретически. А во-вторых (и в главных) - тупиковость этого подхода видна любому здравомыслящему человеку.

Аксиологическая концепция рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных людьми. Но по какому критерию определять, что есть ценность, а что не есть ценность культуры? Там, где начинается спор о ценностях, там всегда остается простор для субъективизма. А когда доминирует субъективное мнение, о научной истине говорить не приходится.

Поэтому, на наш взгляд, культуросообразный подход к образованию вернее основывать на этносоциологическим рассмотрении культуры. Этносоциологическая концепция рассматривает культуру как накопленный человечеством опыт социальной жизнедеятельности, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его приумножении. Социальный институт высшего образования представляет собой механизм целенаправленной передачи такого опыта, локализованного в конкретной профессиональной сфере.

Вопреки широко распространенным европоцентричным представлениям, система высшего образования своими корнями уходит на Восток. Ее предтечи явно просматриваются в обучении китайских мандаринов в конфуцианских школах, в Ханко-школах японских самураев, в бейрутский школах права для состоятельных граждан. Раньше европейских университетов возникли и учебные заведения для углубленного изучения текстов Корана в исламских странах. В Европе впервые понятие «университет» возникает в 425г. в связи с открытием императорского университета в Константинополе. Но в собственном смысле слова, как учебные заведения, обеспечивавшие универсальность содержания образования и факультетскую систему организации учебного процесса, университеты возникают в Европе в XII веке. По мнению большинства историков, формальной датой рождения первого университета является 1158 год - год, когда была дарована Хартия Болонскому университету.

В отличие от ремесленных школ, имевших узкую профессиональную направленность, университеты изначально строились на самой широкой общекультурной подготовке студентов. Любой университетский школяр начинал с так называемых "Семи свободных искусств", включавших грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. И лишь изучив перечисленные предметы на каждом из трех факультетов классического европейского университета (философском, теологическом или медицинском), говоря современным языком, приступал к профессиональной подготовке.

Почему вышедшие из университетских стен титаны эпохи Возрождения в равной мере успешно занимались эстетикой и фортификацией, историей и математикой? Потому, что университеты готовили не узкого специалиста ("подобен флюсу" - Козьма Прутков), а Человека культуры, приобщали своих питомцев ко всему богатству единой европейской культуры. Именно единой европейской, ибо, хотя университеты и выступали центрами национальных культур, хотя каждый из них имел свой устав, традиции и форму, хотя школяры объединялись по землячествам, но латынь, как единый универсальный язык ранних университетов, снимала проблему национальных границ в обучении и делала университетское образование общеевропейским. Вспомним, что датский принц Гамлет возвращается в Эльсинор, прервав свое обучение в университете немецкого города Виттенберга.

Но с дальнейшим развитием и дифференциацией науки и обогащением культуры, равновеликие знания во всех сферах человеческой деятельности становятся объективно невозможными. Это влечет за собой и изменение университетов. В них все большую роль приобретают факультеты.

Понятие "факультет" происходит от латинского facnetas, что переводится как "способность, дар, талант". Первоначально факультет означал корпорацию преподавателей, способных вести занятия по тем или иным предметам. Позднее он становится подразделением университета. В средневековых университетах существует уже четыре факультета - богословский, философский, юридический и медицинский. С начала девятнадцатого столетия к ним добавляются математический, физический, биологический и химический факультеты.

С этого времени в среде теоретиков образования высказывается два взгляда на проблему университетского образования. Первый традиционен - университет должен готовить всесторонне развитого Человека культуры. Второй прагматичен - университет должен готовить специалиста-профессионала. Одним из виднейших отечественных представителей первого подхода был выдающийся врач и педагог Н.И.Пирогов, полагавший, что в отличие от специальных учебных заведений, университету следует готовить высококультурных людей, которые в дальнейшем могли бы получить специальное образование. Его идеи были частично воплощены в созданном в 1903г. в Петербурге негосударственном университете при Психоневрологическом институте. Три года все его студенты в объеме 1260 часов изучали естественнонаучные дисциплины и столько же - гуманитарные. Затем шла двухгодичная специализация на педагогическом и юридическом и трехгодичная - на медицинском факультетах.

В результате идея всесторонней подготовки университетски образованного человека была полностью дискредитирована. Выяснилось, что хорошего специалиста за 2-3 года подготовить невозможно, а посему из стен экспериментального университета выходили лишь дилетанты. В итоге университеты России, как и высшие учебные заведения иного типа, пошли по второму пути, нацелив себя на подготовку специалиста-профессионала.

Однако с уходом из университетских аудиторий идеи подготовки глубокообразованного Человека культуры было утрачено качественное отличие университетского образования от обучения в любом ином вузе. Аналогично техническим, медицинским, сельскохозяйственным институтам, в них стала осуществляться обычная профессиональная подготовка. Университетская система (не только в нашем отечестве, но повсеместно, ибо описанный процесс носит глобальный характер) пришла к глубокому кризису. И не случайно в одном из выступлений профессора Амстердамского университета теолога и философа С.Веланда прозвучал вопрос: "А существует ли университет в Европе сегодня? Не может ли быть так, что он давным-давно исчез, а возникшие на его месте новые организации присвоили себе старое название?" [1, с.4]. Попытаемся найти ответ.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна формироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к модели выпускника: в ней должны гармонично сочетаться высокая квалификация, прекрасное владение техникой, максимальная степень компетентности в своей специальности с социальной ответственностью. Тем самым, мы вновь приходим к упомянутой выше идее культуросообразности образования, которой и диктуется необходимость приближения модели любого высшего профессионального образования к универсальной университетской системе.

Мир культуры безграничен. Это выражение не образное. Это выражение количественное. Ежегодно в культурный оборот вводятся тысячи новых артефактов культуры - книг, живописных, музыкальных, скульптурных произведений, не говоря уже о сфере научной деятельности, где приращение знания и накопление опыта (а культура и есть ассоциированный накопленный опыт человечества) последнее время осуществляется просто фантастическими темпами. Срок жизни большинства наукоемких технологий сегодня не превышает четырех-пяти лет. В результате к моменту выхода научного текста из печати отставание от «переднего края науки» становится почти запрограммированным. Прибавим еще четыре-пять лет, необходимых для обучения в вузе, и оно приобретает характер фатальной неизбежности [2, с.6]. На гуманитарных специальностях это отставание не столь очевидно, хотя и не менее объективно.

Научно-техническая революция привела к тому, что за сравнительно короткий отрезок времени человечество сделало огромный рывок вперед в овладении тайнами природы и их практическом использовании. За годы НТР объем научной информации превзошел все, что было сделано наукой за тысячелетия ее существования, и продолжает непрерывно увеличиваться [4, с.91]. Суммарный объём знаний, которыми располагает человечество, в современных условиях удваивается в среднем раз в десять лет. Если на ранних этапах человечества для удвоения накопленного опыта требовались сначала тысячелетия, а потом века, то ныне (и это не образное выражение) через десять лет люди будут знать вдвое больше того, что они знают сейчас. Это прежде всего проявляется в узкой профессиональной сфере.

Уже сказанного достаточно для доказательства того, что сегодня необходима качественно новая философия образования и вытекающие из нее новые методики. Требуют перемены сами исходные принципы обучения. На сегодняшний день даже «красный диплом» высшего учебного заведения не гарантирует любого специалиста от того, что через десять-двенадцать лет как профессионал в сфере своей деятельности он не будет безнадежно отставать.

Следовательно, основной упор в системе высшего образования необходимо делать не на передачу студенту конкретных знаний, умений и навыков, а на привитие ему умений и навыков самостоятельного получения новых знаний. В условиях стремительного роста объема информации иного пути перед высшим образованием нет. Не случайно в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования должна гарантировать «непрерывность образования в течение всей жизни человека» [3, с.480].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Долженко О.В. Идея университета и философия образования (материалы к выступлению на конгрессе «Университеты на пороге третьего тысячелетия: проблемы единства и многообразия». -М., 1994.
  2. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. -Ижевск,1995.
  3. Педагогический энциклопедический словарь. -М., 2002.
  4. Фролов И.Т. Перспективы человека. -М., 1983.