Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Молдавская А.А., Петров В.В., Юлдашов Д.С.

В медицине и биологии понятие «норма» - общее обозначение равновесия организма человека, его органов и функций, обеспечивающего его оптимальную жизнедеятельность в условиях окружающей среды. Структурно-функциональная норма организма - основа его общей устойчивости, обеспечивающей здоровье, способность к адаптации и сохранению активного долголетия. В медико-биологических науках распространено понимание нормы как среднестатистического варианта. Это очень существенная, но все же недостаточная категория, так как нормальная (оптимальная) жизнедеятельность и здоровье могут сохраняться в достаточно широком диапазоне изменчивости морфофункциональных показателей. Следовательно, норма должна включать не только математическую норму, но и серию отклонений от нее в известных пределах. Хотя границы возрастных норм подчас довольно размыты, они все же определяют периодизацию онтогенеза, прежде всего, основных его этапов - становления, зрелости и угасания, то есть, существует запрограммированная необходимая последовательность смены норм. Это предполагает наличие своей возрастной нормы для каждого возрастного периода и каждой популяции.

Однако, в отличие от периода развития границы «норм» на этапе увядания определить значительно труднее, так как здесь нет резких переходов между пожилым, старческим и долгожительским возрастами. Такие границы весьма условны, а само понятие «нормы старения» в известной степени дискуссионно. В клинической медицине обычно так или иначе используются возрастные нормы, т.е. типичные для данного возрастного этапа пределы морфо-функциональных признаков. 

Цель нашего исследования - выявить специфику возрастных структурных изменений слизистой оболочки различных отделов и зон полости носа в пожилом и старческом периодах постнатального онтогенеза, т.е. попытаться определить границы «нормы старения» компонентов мукоперихондрия полости носа.

Материал и методы исследования: В рамках поставленной цели проведена микроскопия и морфометрия гистологических срезов слизистой оболочки полости носа лиц пожилого и старческого возраста. В работе использован аутопсийный материал, взятый на базе патологоанатомического бюро МУЗ ГКБ № 3 и Областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Окраска срезов: по Ван-Гизон и гематоксилином-эозином. Исследованию подвергались срезы (5 мкм) с перегородки носа и носовых раковин.

Результаты исследований: Общая структура слизистой оболочки полости носа перегородки носа, нижней, средней и верхней носовых раковин на завершающих этапах постнатального развития сохраняет общность морфологической организации слоев и послойное расположение составляющих ее компонентов. Организация сосудистого русла мукоперихондрия также не изменяет 3-х уровневую организацию.

В пожилом и старческом возрасте эпителий слизистой оболочки носовых раковин характеризуется рядом морфологических черт, отличающих его от эпителия контрольной группы. Эпителий характеризуется явлениями десквамации. Ядра эпителиоцитов теряют свою форму, приобретая полиморфизм. Высота эпителия по всем зонам значительно снижена. Базальная мембрана визуализируется в виде неоднородно окрашенной красителями полосы, имеющей не одинаковую толщину на всем протяжении. При окрашивании гематоксилином-эозином базальная мембрана на гистологических срезах имеет вид негомогенно окрашенной полоски. Линия отграничения базальной мембраны от собственной пластинки размыта. Данные изменения наиболее выражены в слизистой оболочке перегородки носа. В носовых раковинах они визуализируются в меньшей степени. Различий в морфологической организации данных слоев мукоперихондрия в правой и левой половинах полости носа нами не выявлено.

Собственная пластинка слизистой оболочки носовых раковин и перегородки носа в обследованных возрастных категориях представлена волокнистой соединительной тканью. В то же время визуализируется увеличение числа коллагеновых волокон. Также как и в перегородке носа, в слизистой оболочке носовых раковин визуализируются макрофагальные и фибропластические компоненты, тучные клетки, нейтрофилы, лимфоциты, плазматические клетки. Однако площади их распределения по сравнению с контролем значительно меньше. Кроме того, отмечается разряжение и не равномерность их распределения в подэпителиальных зонах.

Собственные железы теряют свою структурность, дольки плохо визуализируются, полиморфны, концевые секреторные отделы извиты, удлинены, сужены, плохо визуализируются при микроскопии. Площади желез слизистой оболочки носовых рако-вин достоверно меньше, чем в контроле, а в перегородке носа они наименьшие. При этом распределение желез в слое носовых раковин и перегородке носа неравномерное. Преобладают железы слизистого типа. Площади серозных желез в исследуемых эндо-назальных зонах минимальны. В перегородке носа в пожилом и старческом периодах серозные железы встречаются лишь в виде единичных структур. Принцип зонального распределения железистых комплексов, по сравнению с контрольной группой, с возрастом практически не изменяется: серозные железы занимают преимущественно поверхностное положение, а в составе железистых комплексов, в основном, визуализируются в центре, в окружении слизистых желез. Концевые отделы слизистых желез, как правило, располагаются в виде крупных комплексов.

Таким образом, слизистая оболочка носовых раковин и перегородки носа в пожилом и старческом периодах постнатального онтогенеза характеризуется рядом морфологических особенностей, отличающих ее от слизистой оболочки перегородки носа и носовых раковин в детском, подростковом, зрелом и взрослом периодах онтогенеза. Данная специфика характеризуется инволюционными процессами и кассается практически всех компонентов мукоперихондрия - эпителиального слоя, базальной мембраны, собственной пластинки, железистых комплексов. Наиболее выражены явления инволюции слизистой оболочки перегородки носа.  Полученные данные могут быть использованы в клинической ринологии при оценке состояния слизистой оболочки и особенностях ее функционирования в норме и при некоторых формах ринопатологии у лиц пожилого и старческого возрастов.


Работа представлена на научную международную конференцию «Практикующий врач», 9-16 сентября 2007, г.Римини (Италия). Поступила в редакцию 01.10.2007г.