Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

CONCEPTUAL FRAMEWORK AND MODELS TO SUPPORT THE MARKET OF INTELLECTUAL PROPERTY AND INNOVATION AT THE NATIONAL LEVEL

Akhmetov T.R. 1
1 Institute of socio-ekonomicheskih research
The article reveals the mechanisms of the market of intellectual property, depending on the model of the economy: the Anglo-Saxon, continental, Asia Pacific. Revealing the mechanisms of the market, the role of each participant, features of functioning and interaction of elements that make up a whole system of formation of national markets intellectual property. Established causality in the markets, depending on the model and features of the NIS – promote national interests through the achievement of technological independence and ensuring, thus, the competitiveness of the national economy. Describes the domestic market model of intellectual property, given its precise characterization and determination of several groups of countries to which it will assign experts in the field of innovation studies topics. This direction of improving the infrastructure of the market of intellectual property and innovation sphere in Russia. In the diagnosis of the intellectual property market, the special role of public innovation support, diagnostics market includes an analysis of this support.
innovation
evolution
national innovation system (NIS)
evolutionary model of innovation dominance
the cycle of ideas
the product cycle
the cycle of innovation support models market that intellectual property

Основной оборот ОИС в мире осуществляется через торговлю акциями высокотехнологичных компаний на фондовых рынках, в частности NASDAC, более 85 %. Из 11 тыс. регистрируемых патентов и изобретений только в одном из американских патентных бюро до реального воплощения доходят 3 [1], рынок патентов большой, а реальный выход на практику мал. Тем не менее поддержка рынка ОИС заключается в создании условий и поддержке научно-образовательной и инновационной сферы. Выделяется четыре подхода государственной поддержки развития рынка интеллектуальной собственности: англосаксонский (страны глобального центра), континентальный подход (европейская модель), региона АТР (страны абсорбенты существующих технологий), развивающихся стран (периферийные страны).

Англосаксонская модель (глобального центра) включает в себя страны и объединения, такие как США, ЕС, Канада, Израиль, предполагает наличие развитых фондовых рынков и постоянно растущий спрос на новшества, появление новшеств само по себе становится поводом для вложения в них средств частного и государственного капиталов [2]. Важнейший вид таких вложений, выпуск ценных бумаг малых инновационных предприятий, которые начинают выходить на рынок с предложением готового продукта, имеют патент и самостоятельны [3]. Такие предприятия первоначально создаются в исследовательских центрах или специальных свободных зонах при университетах, и прежде чем обрести юридическое оформление самого предприятия, происходит оформление исключительных прав. Университеты и исследовательские центры иногда участвуют в доле таких патентов, получая выплаты от использования изобретения в промышленности. Ценные бумаги таких предприятий ожидаемы фондовыми и финансовыми рынками, создаётся ажиотажный спрос или даже завышенные ожидания рынка на интеллектуальную собственность [4, 5]. В центре внимания оказывается владелец исключительного права, он выступает как «шоумен» – рекламный агент своей собственности, и общество отвечает спросом на ценные бумаги его предприятия. Чем дольше предприятие находится под защитой университета или исследовательского центра, тем больше возможностей популяризации изобретения и выше цена акций предприятия [6].

Эта модель предполагает значительный государственный заказ на рынке интеллектуальной собственности, государством финансируются исследования как военного, так и гражданского назначения. Государство выступает одним из основных финансовых агентов, обеспечивая стабильный спрос на патенты и изобретения, особенно в периоды рецессии экономик. В 2000 г. доля государственных ассигнований составляла 3–5 % от ВВП, в 2013 г. – 7–11 % [7, 1].

Данная модель предполагает широкое международное участие в научных разработках и втягивание, таким образом, в круг своих интересов учёных всего мира. Абсорбировав патентоспособные исследования, доводят их до коммерческого использования уже у себя. Работа учёных, благодаря этому, становится коммерчески выгодной и полезной, а значит, востребованной рынком стран глобального центра. В модели необходимо отметить роль частных фондов и корпоративных агентов, осуществляющих совместное с государством финансирование исследований по всему миру [8].

Результатом становится выпуск акций компании на фондовые рынки, принадлежащей инвесторам, изобретателям-исследователям, университетам и исследовательским центрам, бизнес-инкубаторам, государству и т.д. Все риски, связанные с реализацией проекта развития продукта, ложатся на приобретателей акций этой компании, чем лучше рекламная акция в выпуске IPO, тем ниже риски инновационной системы получить убыток. Другими словами, чем лучше сработают СМИ в рекламировании новых акций высокотехнологичной компании, тем меньше потери всех прежних участников, реализовавших проект создания новации.

Континентальная модель отличается чётким целеполаганием исследований, разрабатываются крупные перспективные направления исследований. Эти исследования передаются крупной промышленной агломерации на внедрение и ведение патентной работы. Модель предполагает непосредственное участие государства в финансировании науки и инноваций, крупная промышленность обеспечивает стабильный спрос на результаты научно-исследовательских работ, является гарантом стабильности в научно-образовательной сфере, развивает сотрудничество с академической наукой, постоянно создавая новые исследовательские институты отраслевой науки.

Такой подход характеризуется глубокой переработкой уже имеющихся у других стран научно-технических достижений, чем и объясняется структура такой национальной модели: крупные академические институты (носители фундаментальных знаний) на пике пирамиды, университеты и институты (решающие крупные отраслевые задачи) – средний уровень пирамиды, отраслевые институты, лаборатории и университетские центры, бизнес-икубаторы и инжиниринговые центры в основании пирамиды, более гибко и целенаправленно решающие прикладные задачи. В целом модель носит догоняющий характер, её придерживаются страны северной Европы, ФРГ, до недавнего времени Россия, некоторые страны бывшего СЭВ, но в результате реформ на постсоветском пространстве её дефрагментировали и привели в нерабочее состояние. Дезинтеграция национальных академий и отраслевой науки, закрытие университетских исследовательских центров и лабораторий в 1990-е гг. породили кризис инновационных систем, науки и образования. Произошёл массовый переход стран советского лагеря в ранг стран глобальной периферии. Страны – приверженцы континентальной модели не только не утратили отраслевую и академическую науку, но и значительно усилили её, добавив элементы англосаксонской модели. Развивая инновационные пояса (технопарков, бизнес-инкубаторов, научных парков) вокруг научно-образовательных учреждений, давая частной инициативе, благодаря многочисленным льготам и преференциям, реализовать на практике достижения науки уже по самому широкому спектру исследований и сделав заказ рынка на исследования основой «новой континентальной европейской модели». Примеры Швеции, Финляндии, Дании и ещё целого ряда североевропейских стран показывают трансформацию континентальной модели в зависимости от нахождения специализации страны.

ahm1.wmf

Рис. 1. Модель позитивной трансформации общественных отношений страны и её ТСЭС: Ф.Ч.К. – формирование высоких качеств человеческого капитала; Ч.К. – реализация высоких качеств человеческого капитала; О.С. – формирование новой картины мира и ожиданий социума; Ф.И. – формирование дефицитных факторов и осуществление фундаментальных исследований; П.И. – применение дефицитных факторов высшего порядка через прикладные исследования; Р.И. – маркетинг применения факторов высшего порядка и рыночные исследования; Б.П. – формирование картины мира будущего и будущих потребностей; И. – применение новаций в практической деятельности и инновации; Пе. – потребление результатов применения новаций; И.С. – результаты изменения на рынках потребления от появления новации и последующее изменение спроса; П. – начало применения новации в промышленных масштабах и производство новой продукции; Р. – масштабная экспансия нового продукта на мировые рынки; О. – активный обмен новшества на эквиваленты стоимости и обмен

Модель региона мировой экономики АТР (классическая догоняющая модель) реализована через сеть университетов и исследовательских центров, но концентрируется на улучшении уже существующих технологий и изобретений. Исследовательский центр университета создаётся вокруг ТНК, и его исследования направлены на технологическое развитие корпорации. В такой модели все исключительные права принадлежат корпорации, и рынок патентов и изобретений является обменом между корпорациями. Очень часто какое-либо подразделение корпорации становится частью другой корпорации с переходом исключительного права. Государство, финансируя разработки и исследования во всех исследовательских центрах и университетах, развивает технологии, которые будут доминировать в будущем, подталкивая не просто к улучшению уже используемого в практической деятельности корпорации, а к технологическому развитию и независимости в будущем [9, 10]. Иными словами, главным инноватором является государство, которое за свой счет заботится о своих корпорациях, обеспечивая так же и государственный заказ на исследования прорывного характера [11]. Государство устанавливает завышенные требования к качеству промышленной продукции и само же финансирует доводку и доработку продукции до соответствия своим же стандартам.

Корпоративный сектор прикладывает значительные финансовые усилия для привлечения зарубежных учёных в разработки приоритетного для корпорации характера и закупает зарубежные патенты, в том числе для их доработки и улучшения, патентной очистки путём значительного совершенствования. Такие приёмы в деловом обороте на рынке интеллектуальной собственности присущи и англо-саксонской модели.

Модель развивающихся стран (периферийная модель) характеризуется большим объёмом устаревающих завозимых технологий и расширяющимся на их основе серийным производством без доработок и совершенствования. Государственный сектор постоянно сокращает объёмы финансирования на науку, образование и исследования прикладного характера. Отечественные исследователи стремятся реализоваться в моделях описанных выше (утечка мозгов), в основном участвуют в международных проектах и грантах. Условия работы исследователей неконкурентоспособны, научные исследования приобретают непостоянный, разовый характер, изобретатели стремятся вывезти из страны своё изобретение и патентовать его не на родине. Отечественный бизнес враждебен к новациям, инновационная культура отсутствует в деловых кругах, преобладает сырьевой экспорт и импорт готовой продукции. Представители первых двух моделей, описанных выше, даже не стремятся патентовать свои изобретения для рынка развивающихся стран, уверены в коммерческой бесполезности даже копирования своих изобретений, на рынке действуют заниженные Госты и стандарты.

Таким образом, необходимо представить следующие результаты исследования:

1. Сформулирована новая категория – качество инновационного роста – позитивная трансформация общественных отношений, изменяющая рынки на основе нематериальных активов (НМА) резидентов страны и её территориальных социально-экономических систем (ТСЭС), приводящее к развитию инновационной подсистемы страны и территории (к.э.н. Ахметов Т.Р.).

В зависимости от степени глобальных вызовов качество инновационного роста может трансформироваться от понятия скорости разрушения рынков инновационной подсистемой территориальной социально-экономической системы реализующей НМА своих резидентов, в случае сильного внешнего воздействия, до эффективности разрушения рынков инновационной подсистемой страны и ТСЭС на основе реализации НМА его резидентов, среднее воздействие, и эффективного взаимодействия элементов инновационной подсистемы ТСЭС разрушающее рынки и ускоряющее амортизацию НМА её резидентов, слабо-среднее внешнее воздействие.

ahm2.wmf

Рис. 2. Закрепившаяся периферийная модель экономики России: В.К. – ввоз зарубежных новшеств и капитала; Т.Т. – передача технологий производства; Д.Р. – трансформация внутреннего рынка под интересы зарубежных компаний; В.В. – формирование новых элит под интересы иностранных ТНК; Р.И. – исследования внутреннего рынка для развития бизнеса иностранных ТНК; Б.П. – формирование спроса и потребительского поведения; З.Т. – доминирование импортных технологий и их распространение; Пе – расширение потребления; И.С. – рыночные исследования спроса; П. – расширение производственной программы; Р. – усиление трансформации мировым рынком ТСЭС в сторону углубления специализации; В.Р. – трансформация внутреннего рынка; О. – обмен на эквиваленты стоимости

Механизм позитивной трансформации общественных отношений страны и её ТСЭС представлен на рис. 1.

В модели (рис. 1) выделяются циклы идеи – последующих от неё инноваций – затем цикл активного промышленного освоения и мировая экспансия.

В зависимости от стройности и соблюдения соотношений оборота в каждом из циклов, формируется само качество общественных отношений, их взаимозависимость и комплементарность отражается на специализации ТСЭС на мировых рынках. Товарная структура экспорта и импорта определяет технологическое развитие и зрелость общественных отношений. Взаимоувязанность циклов определяет устойчивость и конкурентоспособность подсистем ТСЭС, её целостность и эмерджентность становятся определяющими факторами развития. Качество инновационного развития включает в себя именно позитивную трансформацию общественных отношений ТСЭС, всеобъемлющий характер позитивной трансформации определяет будущее развитие ТСЭС и грядущую трансформацию рынков.

2. Механизм формирования приоритетов развития инновационной подсистемы ТСЭС заключается в диагностике общественных отношений по эволюционной модели с инновационной доминантой. Относительно к российским условиям развития страны и территориальных социально-экономических систем (ТСЭС) как глобальной периферии механизм формирования приоритетов развития инновационной подсистемы подчинён следующей схеме (рис. 2): из конкурирующих ТСЭС ввозится новшество в виде капитала (В.К.), производится замена отечественных технологий на зарубежные в виде трансферта технологий (Т.Т.), изменяются общественные отношения в сторону предпочтений зарубежной технологической культуры. Заменяются свои механизмы формирования приоритетов развития инновационной подсистемы ТСЭС на чужие, имеющие иностранное происхождение. Заменяются все составляющие элементы механизма формирования приоритетов развития инновационной подсистемы обозначенные на рисунке, происходит трансформация внутреннего рынка (Д.Р.).

ahm3.wmf

Рис. 3. Модель общественного развития догоняющих ТСЭС: А.Т. – абсорбция заимствованной технологий и фундаментальные исследования; О.С. – трансформация общественных отношений в сторону ожидания социума от отечественных исследований; Н.И. – углублённые исследования с целью замены зарубежных НМА на отечественные; П.И. – исследования эффективности применения отечественных НМА в практической деятельности; Р.И. – исследования ёмкости рынков для отечественного НМА; Б.П. – формирование образов и способов потребления отечественного новшества; И. – применение новации в практике; Пе. – непосредственное пробное потребление новшества; И.С. – происходящее изменение спроса в результате потребления новшества; П. – развитие производственной программы; Р. – позитивная трансформация рынков; О. – обмен на эквиваленты стоимости

Тем не менее в федеральном бюджете средства на науку и образование составляют не более 1,1 % от ВВП РФ, то есть декларативность законов, стратегий и концепций элитами страны определена изначально, расходы на инновации и инновационные пояса научных и учебных учреждений не предусмотрены в принципе. Такие пояса начинают формироваться региональными и муниципальными властями с 2005 г. в Татарстане, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде и т.д., такие пояса действуют по настоящий период времени, но масштабы их деятельности очень малы, а примеры создания успешных стартапов единичны. То есть, генерация массивного потока стартапов не произошла до сих пор, имеющиеся их объёмы не формируют качественный экономический рост. Одна часть государства старается сохранить науку и образование, а другая, исходя из зарубежных рецептов и схем, стремится их сократить и урезать.

Россия при сужающихся возможностях формирования и реализации масштабных планов и реализации приоритетов инновационного развития как страны глобального центра, рискует не справиться с задачами развития её ТСЭС как глобальных центров. Без этапа догоняющего развития может происходить распыление дефицитных ресурсов на глобальные цели. Конкуренция с ведущими ТСЭС стран с развитой экономикой, при неготовности к преследованию целей заявленных в научно-технологической инициативе (НТИ), может привести к неустойчивости всей экономики в целом.

Данное исследование выполнено в рамках госзадания ИСЭИ УНЦ РАН по теме «Формирование и реализация стратегических приоритетов территориальных социально-экономических систем в условиях глобальных вызовов» (№ гос. регистрации AAAA-A17-117021310211-8).