Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

NATIONAL INNOVATION SYSTEM IN CHINA

Fayzullina N.G. 1
1 International Institute of management LINK
2004 KB
The role of intellectual activity as the society moves to an innovative path of development increases, and for most countries of the world, it becomes a decisive factor in the national economy. Thus, the growth of the economies of the USA, China, EU, Japan and other countries is largely due to the development of knowledge-intensive industries, the development and implementation of innovations. In addition, these countries occupy a leading position in the scale of production of high technology products in total production. In this regard, of particular importance is the study of foreign experience in the field of legal and economic regulation in the field of intellectual property and technology transfer. Especially of interest is the experience of China in building its own national innovation system as one of the fastest growing economies in the world.
China
intellectual property
innovation economy
national innovation system
the structure
1. Illarionov A. Tajna kitajskogo jekonomicheskogo chuda. Bjulleten po problemam jekonomicheskoj i socialnoj politiki./ Institut svobody. Moskovskij libertarium. // http://www.libertarium.ru/l_ptchina_china.
2. Innovacionnaja politika: mezhdunarodnyj opyt.// Chelovek i trud. 2011. no. 1.
3. Klochihin E. Nauchnaja i innovacionnaja politika Kitaja // Mezhdunarodnye processy. 2014. no. 2.
4. Mahrov A.V. Ob ohrane i zashhite prav intellektualnoj sobstvennosti v Kitae. // URL: http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ru-useful-info/Intelektual_sobstvennost.pdf, 10.12.2014.
5. Nacionalnoe bjuro statistiki KNR // http://www.stats.gov.cn/english/
6. Podchernina A., Podchernin V. Izobreteno v Kitae. // URL: http://wan-shi-ru-yi.com/istoriya-kitaya/izobreteno-v-kitae#more-428.
7. William Hennesey. Deconstructing Shanzhai–Chinas Copycat Counterculture: Catch Me If You Can. // http://law.unh.edu/assets/images/uploads/pages/hennessey-campbell-law-review.pdf.

Китай – одна из древнейших цивилизаций мира, ее история насчитывает несколько тысяч лет. Известно, что именно в Китае появились такие величайшие изобретения, как бумага, фарфор, игральные карты и многое другое. Однако не все знают, что рекламу и товарные знаки тоже можно отнести к китайским открытиям. Востоковеды Анна и Виктор Подчернины в своих работах пишут: «Развивающейся по ветру флаг «чжао цзы» с начертанным на нем названием магазина, который мы видим на известном свитке «На реке в день Цин-мин (поминовения усопших)», доказывает, что еще при династии Сун (960–1179 гг.) была реклама, вывески магазинов и торговые марки. На рисунках этой эпохи можно увидеть клоунов, расхаживающих по улицам. На спинах у них просматриваются рекламные надписи различных продуктов» [6]. Из того же источника можно узнать и о первом китайце, получившем патент на свое изобретение в 1908 году.

Сегодня экономика Китая небезосновательно считается второй в мире. Согласно отчету Всемирного Экономического Форума за 2014–2015 гг., по индексу конкурентоспособности Гонконг занимает 7-е место среди 144 стран мира, Китай совместно с о. Тайвань – 14-е, для сравнения: Россия в этом списке на 53-й позиции. По прогнозам Международного валютного фонда, к концу 2014 г. Китай опередит США по размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательской способности (ППС) [4]. Стремительный темп роста ВВП, начиная со второй половины XX века, называют не иначе как «экономическое чудо Китая». Существует много гипотез, объясняющих такое положение, однако главная причина заключается в особенностях экономической политики, заключающейся в градуалистическом характере реформ [1]. История государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности начинается с конца XIX века, когда жесткая конкуренция в сфере торговли и производства вынуждала китайцев использовать западные технические достижения для развития собственной промышленности. Такая ситуация требовала пересмотра существующего законодательства и принятия нормативно-правовых документов в области охраны патентного и авторского права. В 1910 году, после нескольких неудачных попыток, был принят Закон об авторском праве, а в 1912 году оглашен Временный Статус о вознаграждении за внедрение технологий. Первый Патентный закон датируется 1944 годом. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики частные земли и предприятия подлежали национализации, и к 1957 году в стране установился полный государственный контроль над собственностью, в том числе интеллектуальной. Все изобретения и открытия в стране признавались национальным достоянием, а их авторы довольствовались лишь единовременным вознаграждением. Естественно, что подобное отношение государства к сфере интеллектуальных прав отнюдь не стимулировало изобретателей.

С провозглашением в 1978 году политики «открытых дверей» Китай переходит на западную модель системы охраны авторских и патентных прав. В течение следующих 20 лет КНР стала членом ВОИС, ратифицировала все международные конвенции в области охраны интеллектуальной собственности; был принят ряд национальных законов.

На сегодняшний день, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, Китай вышел в мировые лидеры по числу поданных патентных заявок.

Система отношений интеллектуальной собственности здесь регулируется самостоятельными патентными ведомствами трех административных районов: Континентальный Китай, Гонконг и Макао. Соответственно, патенты, выданные на территории одной области, не действуют в другой. Государственное управление по интеллектуальной собственности, Патентное ведомство КНР (State Intellectual Property Office – SIPO, Chinese Patent Office) отвечает на национальном уровне за экспертизу иностранных и внутренних патентов и надзор за местными бюро. Провинциальные офисы в основном занимаются административным расследованием поступающих жалоб. В перечень основных государственных органов, осуществляющих защиту прав интеллектуальной собственности входят также : Государственное торгово-промышленное управление – ГТПУ, Ведомство по торговым маркам (State Administration o n Industry and Commerce – SAIC), Trademark Office; Государственное управление по авторским правам (National Copyright Administration – NCA); Главное государственное управление КНР по контролю качества, инспекции и карантину (Administration for Quality Supervision, Inspection and Quarantine – AQSIQ); Главное таможенное управление – ГТУ (General Administration of Customs – GAC); Управление общественной безопасности (полиция) и прокуратура (Public Security Bureau (police)/Procuratorate); Региональные бюро по правам интеллектуальной собственности (Regional IPR Bureau). С 1993 года в Китае по всей стране образованы трибуналы по делам о правах интеллектуальной собственности в структурах Народных судов средней и высшей инстанций [4].

На сегодняшний день в стране насчитывается более 700 патентных агентств и более 7000 патентных поверенных, выдано 880000 патентов. В 2015 году Китай намерен удвоить эти цифры, а также увеличить число патентных заявок за рубежом. Специалисты высказывают опасения, что с таким бурным ростом собственного патентования, осуществляемого китайскими фирмами, в деятельности совместных и зарубежных фирм со стопроцентным участием иностранного капитала, могут возникнуть серьезные осложнения.

Несмотря на активную позицию государства в области охраны интеллектуальной собственности внутри страны, Китай сегодня является лидером по производству контрафактной продукции. Подделать здесь могут практически все: иногда подделки являются далеким подобием оригинала, в некоторых случаях их с прототипом объединяет лишь логотип, а бывает, что они даже превосходят по каким-то показателям изначальный продукт.

В западной культуре на копирование смотрят негативно. В Китае же, даже если речь идет о высоком искусстве, умение воссоздать работы старых мастеров ценилось нередко выше, чем собственная оригинальность. Да и сам термин, который используется в Китае для обозначения пиратских копий или контрафактной продукции, корнями своими уходит в XII век. Шаньчжай, дословно переводится как «горная деревня», уже восемьсот лет назад ассоциировался с бандитами и другими сомнительными элементами, которые укрывались в труднодоступных поселениях от императорских властей, то есть имел значение чего-то неконтролируемого или противозаконного [7].

Хотя многие производства поддельной продукции действительно часто располагаются в отдаленных деревнях, шаньчжайское определение продукции скорее указывает не на ее расположение, а на свободный дух ее создателей.

По оценкам, до 15 % китайского производственного сектора связано с выпуском поддельной продукции разного уровня и качества. На этих небольших фабриках трудится около 16 миллионов человек. Поставленное в Китае на поток производство контрафактной продукции – проблема не столько самого материального права, сколько его исполнения. Хотя Китаем подписан ТРИПС (международный договор в рамках ВТО) и другие международные договоры по защите интеллектуальной собственности, многие механизмы защиты интеллектуальной собственности в Китае признаны неэффективными. Наиболее распространенными примерами такой неэффективности являются сложность выявления производителей контрафактной продукции, необходимость большого количества доказательств при доказывании недобросовестной регистрации, сложность доказывания убытков в гражданском процессе. С другой стороны, очевидно, что полиции, органам администрации и судам часто не хватает ресурсов, знаний и решимости для того, чтобы эффективно бороться с нарушениями.

Многие исследователи связывают значительный экономический рост Китая с такими факторами, как: дешевая рабочая сила, относительно мягкое законодательство (особенно в части охраны труда и окружающей среды), а также аккумулирование больших инвестиций. Некоторые исследователи отмечают, что в становлении современной модели развития Китая и быстрых темпов его экономического развития большую роль играют научно-технические достижения [3]. Сегодня в Китае работает несколько национальных и региональных программ, направленных на поддержку научных исследований и коммерциализацию НИОКР. Государство выделяет на эти цели около 2 % ВВП. Самые известные на сегодняшний день компании Китая – ZTE, Huawei и Lenovo – развивались благодаря государственным программам. Примечательно, что большая часть научных публикаций и разработок приходится на долю университетов, а не Китайской академии наук. В целях экономической модернизации в китайских вузах сделан упор на машиностроительные, экономические и технические науки, а также компьютерные технологии и промышленность. Образование в Китае считается одной из самых динамично развивающихся сфер. Растет грамотность населения, повышается квалификация кадров, публикуется много статей в соавторстве с зарубежными учеными. Стоимость человеческого потенциала Китая, который, как известно, является производственной силой инноваций, на сегодняшний день оценивается в диапазоне от 200 до 300 миллиардов юаней ($ 33–48 триллиона долларов).

Ставка на инновации позволила Китаю перейти от экстенсивного к интенсивному пути развития. Некоторые авторы считают, что «запоздалая» индустриализация дает Китаю преимущество, проявляющееся в возможности быстрого и гораздо более дешевого преодоления технического отставания от развитых стран за счет импорта их технологий и базирующихся на данном импорте собственных НИОКР. Тем не менее, политика государства в данной сфере направлена на стимулирование собственных инноваций. Так, действуют налоговые инструменты в виде налоговых вычетов по расходам на НИОКР, налоговые каникулы для компаний, работающих в сфере электроники и программного обеспечения. А также принят ряд законов о венчурном финансировании, создана Ассоциация венчурных компаний.

В 2006 г. китайским правительством был принят долгосрочный план развития инновационной системы страны, в котором уделялось большое внимание новым направлениям политики: во-первых, предусматривалось сокращение затрат на импорт новых технологий; во-вторых, предполагалась активизация переговорных процессов на рынке интеллектуальной собственности; а также стимулирование инновационной активности предприятий, значительное повышение доли расходов на НИОКР в % ВВП, качественно новый уровень защиты интеллектуальной собственности [2].

Финансирование инновационной деятельности осуществляется федеральным правительством и местными органами власти. Существует также система госзакупок, согласно которой государство должно выделять определенную часть расходов на продукцию только инновационных китайских предприятий. В рамках созданного Инновационного фонда поддержки малого бизнеса применяются схемы субсидирования и льготного финансирования.

Таким образом, описывая инновационную модель КНР, можно отметить следующие специфические черты:

– во-первых, ориентация на интеграцию в глобальную инновационную сферу;

– во-вторых, приоритет государственной политики в области науки и образования, создание благоприятных институциональных условий для инновационного бизнеса;

– в-третьих, влияние механизмов коммунистической партии в виде разработки среднесрочных и долгосрочных планов в данной области (так называемые пятилетки);

– в-четвертых, иерархичная система управления. В каждой провинции имеется своя комиссия по науке и новым технологиям. Местные органы управления уполномочены «подстраивать» государственную политику под конкретные социальные, экономические и географические условия региона.

Несмотря на определенные достижения, в будущем Китаю еще придется решать такие проблемы, как недоверие зарубежных партнеров из-за репутации «страны подделок»; преодолеть препятствия, связанные со значительным присутствием государственной формы собственности в финансовой сфере; проблемы, связанные с неразвитым рынком венчурного капитала, который в основном сконцентрирован в руках государственных фондов. Частные и зарубежные венчурные инвестиции на данный момент сравнительно малозначительны из-за неясной правовой ситуации и непрозрачности рынка.

Рецензенты:

Стенина И.П., д.э.н., профессор, ведущий эксперт South IT-Uni, IBC, г. Москва;

Мошнин Д.С., д.э.н., доцент, специалист сектора инновационных разработок АНОО ДПФО «Национальный центр прикладных исследований», г. Саратов.