Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

NATIONAL VALUES IN THE STRUCTURE OF ETHNO-CULTURAL AND NATIONAL SELF-IDENTITY OF AN INDIVIDUAL

Vildanov K.S. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Ufa State University of Economics and Service»
Annotation: The article investigates the axiological bases ethno-cultural and national self- identity of an individual. The article reveals identification content of values, acting as the base for relationship assessment of the individual to the material and the ideal phenomena which meaningful to his needs, interests, ideals, goals and determine his activity and the ability to transform the world and himself. It is regarded the essence of the ethno-cultural and national self-identity, which is the same constant idea of spiritual unity of ethnic groups based on national values. It is analyzed the potential identification of national values, retaining the fact psychological and social identity of a particular ethnic group and its differences from other similar communities, and assuming the unity of all members of a particular ethnic group, united by common ideas, goals, and attitudes. The article also explores the role of accumulative, modal functions of national values and internalization process in the formation of self-identification strategies of the individual.
axiology
national values
ethno-cultural and national self-identity
individual
ethnos
nation
1. Leont'ev D.A. Otsocial'nyhcennostej k lichnostnym: sociogenez i fenomenologijacennostnojreguljaciidejatel'nosti// VestnikMoskovskogouniversiteta. Serija 14. Psihologija. 1996. – № 4. – 1997. – no.1. – p. 25.
2. Vil'danov H.S. Aksiologicheskajajepistemologija. – Ufa, RIO RUNMC MO RB, 2009. – p. 289
3. L.N. Stolovich. Krasota.Dobro.Istina.Ocherkistoriijesteticheskojaksiologii. – M.; Respublika, 1994. – p. 216
4. Balackij E.V. Vital'nyeresursyikonturysoznanija// «Vestnik Rossijskoj akademii nauk», no.6, 2008.
5. Ol'shanskij V.B. Lichnost' isocial'nyecennosti. – M.: Nauka, 1983. – p. 156.

Ценность является наиболее общей категорией аксиологии, ориентирующей исследователей в нормативной проблематике философии. В современной аксиологической литературе интерпретация ценности как отправной точки идентификационных стратегий индивида носит многофункциональный характер. С одной стороны, ценность рассматривается исследователями как свойство предмета или явления удовлетворять потребности и интересы субъекта, что и придает ей смысловую нагрузку и значение. В свою очередь, с этого значения и смысла ценности раскрывается её идентификационная функциональность. С другой стороны, ценность, будучи образцом, идеалом, наиболее общим требованием или предельно общей оценкой, рассматривается в качестве практической нормы, т.е. требования, воплощённого в опыт, как единство объективного и субъективного в поведении индивида,направляющей его деятельность.

Идентификационное содержание ценностей заключено в том, что они (ценности) выступают основанием отношенияиндивида к материальным и идеальным явлениям как значимым для его потребностей, интересов, идеалов, целей и обусловливают его активность, его способность преобразовывать мир и преобразовывать самого себя. При этом у индивида ценности выступают системой координат – картой его природного и социального мира, с которой он регулирует своё поведение и деятельность. В этой ситуации ценности служат осмысленным нормативным содержанием самоидентификации. Ценности, как осмысленное содержание самоидентификационных значений стимулируют индивида проделывать что–то важное, нужное, значимое для самого себя, но в то же время положительно оцениваемое и обществом. В процессе осмысления ценностей индивидом активируется их идентификационная функциональность. Эта идентификационная функциональность ценности как бы «программирует» всю деятельность индивида на продолжительные сроки, определяет генеральную линию его поведения. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностей индивида формируют его ценностные ориентации и образуют своего рода единство ценностного сознания и поведения, обеспечивают их последовательность и устойчивость, верность определённым принципам и идеалам. Поэтому ценностные ориентации, являясь важнейшим элементом внутренней структуры индивида, выступают основанием его идентификационных стратегий. Они формируются при наличии определенного жизненного опыта, закрепляются всей совокупностью его переживаний и отграничивают значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного. В этом смысле ценностная ориентация выступает важнейшим фактором, детерминирующим мотивацию самоидентификационных стратегий индивида.

Существуют различные виды самоидентификации, и в течение своей жизни каждый индивид реализовывает различные идентификационные стратегии. И каждая идентификационная стратегия основывается на соответствующих ценностях, которые в результате рефлексивных процессов приобретают характер ценностных ориентаций [1]. В целом любой вид самоидентификации индивида, в том числе и этнокультурный и национальный, следует разделить на четыре основные сферы:

а) сфера целеполагания, которая связана с целями, желаниями и стремлениями человека, т.е. ценностной смысловой установкой;

б) должная сфера, связанная с должным отношением;

в) оценочная сфера, в которой основное значение имеют оценочные критерии и позиции индивида, т.е. индивидуальные ценностные смыслы;

г) сфера заинтересованного отношения.

Одним из видов идентификационных стратегий индивида является этнокультурная и национальная самоидентификация,неизменной константой которой становится идея духовного единства этноса, основанная на национальных ценностях. Идентификационный потенциал национальных ценностей, способный формировать в индивиде этническую принадлежность, заключен в том, что национальные ценности фиксируют факт психологической и социальной самобытности определенного этноса и его отличия от других аналогичных общностей и предполагают единство всех членов определенного этноса, объединенных общими идеями, целями, установками. Национальные ценности являются в этом отношении не только совокупностью черт психики, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов конкретного народа, которые, в конечном счете определяют этническийхарактер, но и выступают методами, приемами и средствами достижения целей [2], формируя конкретную идентификационную стратегию и духовно–нравственные принципы всех представителей нации.Роль национальных ценностей в этнокультурной и национальной самоидентификации индивида заключена в том, что эти ценности общезначимы и общественно значимы одновременно для всех представителей этноса. Национальные ценности позволяют выделять из всей совокупности мотивов, потребностей, установок, ориентаций, оценок и мнений индивидов некие распространенные и общезначимые элементы, которые, во–первых, поддерживаются влиятельным множеством представителей той или иной нации и, во–вторых, имеют большое значение с точки зрения выживания самой нации. Этнокультурная и национальная самоидентификация индивида, в свою очередь, предполагает как сохранение и воспроизводство важных, характерных для определенной нации общественных отношений, ресурсов, идей, установок, так и эффективные механизмы противодействия в ответ на дестабилизирующие воздействия извне и изнутри, обеспечивая выживание нации. Внутренние дестабилизирующие факторы в своем воздействии оказываются намного разрушительнее в своем влиянии на национальные ценности, что прежде всего связано с утратой чувства целостности и утратой этносодержащих оснований самоидентификационных стратегий представителей одного этноса.

Реализации самоидентификационных стратегий индивида способствует и аккумулятивная функция ценностей, а в нашем случае – национальных ценностей. Национальные ценности и соответствующие им ценностные ориентации накапливаются в ходе развития этноса, в чём и состоит их аккумулирующая функция. Каждая исторически конкретная нация характеризуется набором и иерархией собственных ценностей, система которых выступает в качестве основания этнокультурной и национальной самоидентификационной стратегии индивида. Основное значение аккумулирующей функции национальных ценностей в определении самоидентификационных стратегий заключается в невозможности самостоятельного продуцирования новыми поколениями всей совокупности ценностных императивов, обязательных для нормального функционирования этноса и жизнедеятельности отдельного конкретного его представителя. При этом национальные ценности постоянно трансформируются в процессе исторического развития этноса и, прежде всего в предметно–практической деятельности его представителей, обеспечивая оптимальные условия жизнедеятельности этноса. Но трансформационные явления в системе ценностей базируются и формируются на основе аккумулированных когда–то в этническом сознании национальных ценностей в форме дальнейшего развития уже имеющихся ценностей или отрицания того ценностного значения, которое было заложено в предметы или явления. Межпоколенная преемственность ценностей осуществляется благодаря ретранслирующей функции ценностных процессов этноса, когда происходит передача «полученных» знаний из национальных ценностных императивов на индивидуальный уровень, например, через воспитание, опыт, практику.

Этнокультурная и национальная самоидентификация индивида связана и с модальной функцией национальных ценностей. Модальную функцию ценностных систем этноса следует рассматривать в двух аспектах. Она выполняет роль общественно необходимой меры жизнедеятельности индивида и общественно необходимого масштаба оценочного акта. Ценность и оценка в национальных ценностях связаны с сознательным и целенаправленным регулированием жизнедеятельности представителя этноса.Они представляют собой дополняющие друг друга формы этнической ориентации и регуляции. Связь между ними бывает различной в зависимости от характера оценочного акта. При ретроспективной оценке национальные ценности играют роль критерия, а при перспективной – по преимуществу выражают должное. Самоидентификационная функциональность национальных ценностей заключена в том, что они выполняют единую регулятивную роль. Когда модальная функция национальных ценностей выполняет роль общественно необходимой меры жизнедеятельности индивида, она является необходимым условием обоснования индивидуальных действий и поступков, а при выполнении ею роли общественно необходимого масштаба оценочного акта – средством их «измерения». Индивид как представитель конкретного этноса через модальную функцию национальных ценностей определяет этнически значимый критерий оценки, одобрения или осуждения прошлых, настоящих и будущих событий. Усвоенная индивидом модальная функция национальных ценностей проявляется как персонифицированная мера должного поведения и оценочного отношения, сформированных длительной историей и культурой этноса и обеспечивающих его выживание. Эта внутренняя мера имеет связь не только с избирательной стороной ценностной ориентации индивида, но и главным образом с реализацией индивидуального деятельностного и оценочного акта. Программа жизнедеятельности индивида – это приведенное в действие сообразно конкретной ситуации ценностное знание. Национальные ценности, выработанные этносом в течение длительного времени, – система ценностных знаний, обеспечивающая выживание этноса. Взвешивание, анализ ценностного знания, детерминированного национальными ценностями, совершается под воздействием общих и одинаковых масштабов и ценностных критериев, которые содержатся в функционирующих в этническом сообществе ценностных нормах.

Самоидентификационный потенциал национальных ценностей функционален настолько, насколько данные ценности способны формировать этническую ценностную действительность и ее актуальность для представителей этноса. Наличие ценностей, функционирующих на уровне жизнедеятельности этноса, раскрывает прежде всего три существенных момента этнической ценностной действительности:

а) качественно–количественную определенность национальных ценностей и ценностных ориентаций, их относительную устойчивость;

б) функциональную сторону универсального взаимодействия национальных ценностных феноменов, т.е. момент значения национальных ценностей для жизнедеятельности индивида, как представителя этноса и нации в целом;

в) объективную возможность индивида в процессе самоидентификации осознавать национальные ценности как относительно устойчивые общезначимые предметы и явления, посредством которых формы жизнедеятельности закрепляются в желаемом для этноса и отдельного конкретного индивида направлении.

При этнокультурной и национальной самоидентификации возникают сложная зависимость и взаимодействие индивида с заранее заданной системой национальных ценностей. Национальные ценности выступают отражением объективной реальности для индивида, и в процессе самоидентификации возникает взаимосвязь этой объективной реальности с внутренним миром и индивидуальным сознанием субъекта. Здесь следует уточнить, что сами ценности не являются независимо существующими в объективной реальности, а проявляются в акте трансцендирования, когда сознание и бытие становятся тождественны. Как справедливо отмечает Л.Н. Столович, «… хотя ценности, «аксиологическая» предметность порождаются ценностным сознанием, они характеризуются своеобразной объективностью – Wertobjektitaten» [3]. Самоидентификация представляет собой сложный и противоречивый процесс взаимодействия социализирующих и регулирующих жизнедеятельность индивида национальных ценностей с различными типами сознательно–психических и культурно–мировоззренческих процессов, образующих целостный личностный модус индивида, включающий потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления, индивидуальный опыт. Этническое самосознание, формируемое в процессе самоидентификации индивида, представляет собой качественно новый синтетический результат, который получается при взаимодействии объективной окружающей действительности, представляющий собой предзаданную систему национальных ценностей, социальной среды и интересов и потребностей индивида.

Национальные ценности как основание этнокультурной и национальной самоидентификации на уровне конкретного индивида, представителя этноса, проявляются через интериоризацию, «под которым понимается процесс осмысления индивидом окружающего мира и формирование его адекватной модели» [4].Важные стороны ценностной интериоризации вскрывает аксиологическая интерпретация психологического феномена индивидуального смысла. Система индивидуальных смыслов и значений – две составляющие индивидуального сознания. Если ценностные нормы этноса проинтерпретировать как значения, необходимые для жизнедеятельности, а их присутствие в индивидуальном ценностном сознании – как индивидуальные ценностные смыслы, то ценностная интериоризация предстает как процесс движения ценностных императивов от формы значений к форме индивидуальных ценностных смыслов. Индивидуальные ценностные смыслы объясняют способ существования общих этнических ценностных норм в индивидуальном сознании. А переход ценностного смысла из сознания в план жизнедеятельности на индивидуальном уровне происходит благодаря ценностным смысловым установкам – опосредствующим звеньям, с помощью которых идеальные содержания ценностного сознания становятся реальной деятельностью.

Ценностная смысловая установка – своего рода стабилизатор направления жизнедеятельности, производящий выбор явлений, ситуаций через ценностное мировоззрение индивида и помогающий заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, придерживаясь которых, человек сохраняет определенность, внутреннюю последовательность своего поведения [5].Жизнедеятельность как критерий оценки индивида вырабатывается во многом благодаря системе его ценностных установок. Ценностная смысловая установка является ценностно–психологическим «пусковым механизмом», помогающим перейти рубеж между ценностным сознанием и жизнедеятельностью. В структуре жизнедеятельности она относится к предшествующей работе сознания.

В процессе самоидентификации интериоризация национальных ценностей и экстериоризация индивидуальных свойств и качеств становятся основой жизнедеятельностииндивида, обеспечивая его взаимосвязь с нацией. Благодаря аксиологической составляющей самоидентификационного процесса индивид формируется не как пассивный объект социализирующего воздействия ценности, а как активный социальный субъект – посредством своей собственной практической деятельности. Осмысление индивидом национальных ценностей и обусловленная ими жизнедеятельность включается в механизм реализации данной системы ценностей. Внешняя детерминация заданных системой ценностей, внутреннее осмысление и формирование собственной модели социальной активности и объективированная жизнедеятельность представляют собой три аспекта единого и целостного самоидентификационного процесса.

Таким образом, этнокультурная и национальная самоидентификация является процессом, посредством которого происходит интериоризация индивидом национальных ценностей, определение направленности своей жизнедеятельности, формирование собственных критериев оценок объективной реальности через призму этнических интересов и расширение внутринациональных связей и отношений.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и РБ «Урал: история, экономика, культура» в рамках научно–исследовательского проекта №14–13–02005 «Аксиологические основания культурной и национальной самоидентификации индивида в полиэтничном пространстве».

Рецензенты:

Лукьянов А.В., д.ф.н., профессор кафедры философии и истории науки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Уфа;

Истамгалин Р.С., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии, политологии и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа.

Работа поступила в редакцию 04.06.2014.