Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ART REVOLUTION IN MOVIE

Dumati S.M. 1 Shesterina A.M. 1
1 Voronezh State University
Purpose of this study show the reader the development of art during political revolutions in Palestine, the level of contemporary cinema, photo, theater in the country, the impact of other Arab countries to progress in this field. The article discusses the origin and formation of the Palestinian cinema. Relevance of the topic is determined by the special significance of the media, in particular film, in countries which for a long time met and still encounter serious obstacles to cultural development. These countries include Palestine, which is still not gained de facto independence. The plight of the country , a constant struggle between life and death, endless fear for their country – in such conditions for many years developing the Palestinian cinema. In the art of Palestinian life reflected his homeland , people and their experiences – love, hate, fear and courage. These feelings do not lose brightness and diversity, even in conditions of permanent war, on the contrary, they acquire the ability to overcome them.
Palestinian Nakba
the Zionist movement
King Saud visit to Palestine
«Unit Films Palestinians»
Palestinian Cinema Foundation
Abu Ali Mustafa
Fatah
art
Palestine
film director
1. Al Hadaf. 1988. no. 927. рр. 6.
2. Al-Hayat Humais Palestinian cinema mirror revolution / / The cultural heritage of the Palestinian people. 1985. рр. 177.
3. Falestyn Al-Thawra. 1992. no. 892. рр. 29.
4. Karaganov A. Cinematography in the battle of ideas. M. Politizdat, 1979. рр. 44. Starting
5. Katunin A. biography. Notes on Palestinian documentary filmmaking / / Documentary screen in the fight. 1984. рр. 27
6. Sawt al-Watan. 1990. no. 16. рр. 21.

В далеком прошлом в Палестине такие виды искусства, как музыка, картины, кино и фотографии были доступны преимущественно классу аристократии и транслировались во дворцах Их Величеств. С развитием социокультурной жизни общества стало понятно, что искусство зайдет в тупик в случае сохранения такой ситуации и фиксации установки на доступность только для элит-класса. Однако после революций во многих странах, которые свергли правительство и расшатали тиранию несправедливости, именно бедные люди, обездоленные исторически, политически, экономически, не имеющие никаких прав, нуждались в доступе к высшим образцам искусства. Вот почему революция, изменяя политическую систему, повлияла и на самые различные виды искусства – кино и музыку, литературу и др.

В последствие этого родилось искусство, которое отражало именно интересы своей аудитории. А кроме того, художники и сами были представителями тех классов, которые жили в несправедливости и преследованиях. Документальный фильм не стал исключением.

В общих чертах можно отметить, что арабский документальный кинематограф развивался в русле мировой кинематографии, используя опыт С. Эйзенштейна, Д.У. Гриффита, Р. Клера и других великих мастеров. Особенности арабской кинематографии обусловлены общим характером этого вида искусства и СМИ.

Осмысление процессов, происходящих в кино, тогда только приобретает объективную значимость, когда осуществляется на основе конкретно-исторического подхода к ним. Этот подход требует помнить, что место, которое занимает кино в культуре той или иной страны, того или иного народа, зависит от исторических условий, в которых находится эта страна и ее народ. В комплекс таких условий входят, конечно, национальные особенности, этнические традиции, определяющие менталитет данного народа. Но формы социального поведения, в которых реализуется этот менталитет, определяются конкретной экономической и политической ситуацией, сложившейся на определенном этапе исторической жизни данного народа.

История палестинского кино, как и история всей культуры, всегда была тесно связана с борьбой палестинцев за право на свою Родину. Начало этой истории – события уже далекого прошлого. Используя достижения мирового киноискусства, режиссеры Салех Аль-Киляни и Ибрагим Сархан еще в 30-е годы XX века заложили основы национального кинематографа Палестины как носителя традиций, запечатленных ранее в поэзии, литературе, театре, кино, музыке.

Революция подчеркнула самые важные моменты и этапы палестинского вопроса. Палестинские Накбы и начало сионистского движение в 1948 году, палестинская революция 1965 года, другие важные политические события оказали существенное влияние на палестинское кино. Должно было пройти определенное время, чтобы начался новый этап развития кино в странах Азии и Африки, характеризующийся появлением киностудий, создающих национальные фильмы, повествующие о жизни в этих странах.

Другим фактором влияния стало формирование сионистского движения, которое впервые было конкретизировано на учредительном съезде в 1897 году. Сионистское движение должно было стать средством создания симпатии к евреям, но в рамках искусства мешало развитию документального палестинского кино.

Содержание национального кино и его функциональная направленность зависят от того, в какой мере нация свободна от колониальной зависимости и насколько интенсивна освободительная борьба ее демократических сил. Эти два фактора так или иначе заявили о себе в истории всех стран афро-азиатского региона, но особенно трагично – в истории Палестины, что отразилось в специфике развития ее национального кино. На смену политической зависимости страны от Османской империи, а затем – от Великобритании, пришла еще более тяжелая форма подавления ее самостоятельности, связанная с израильской агрессией. Ее результатом стала ликвидация Палестины как самостоятельного государства. Большая часть 4-миллионного палестинского народа, согнанного с родной земли, живет в лишенных элементарных удобств лагерях беженцев, созданных в ближайших арабских государствах. Остальные находятся на оккупированных Израилем землях, объявленных административной автономией, или составляют наиболее бесправный слой населения израильского государства.

Дальнейшие политические и социальные события, позволившие многим странам освободиться от оккупации, также отразились в египетском кинематографе.

Общее мнение исследователей сводится к тому, что датой рождения палестинского документального кино можно назвать 1953 год. Именно тогда Ибрагим Сархан посетил короля Сауда в Палестине, и о своих путешествиях по городам оставил фильм продолжительностью 20 минут.

Затем историками фиксируются многочисленные попытки снимать художественные и документальные фильмы. Но все они не увенчались успехом из-за отсутствия финансирования, экспертов и конкретных задач. Тем не менее с момента зарождения палестинского кино появились и режиссеры, продюсеры и просто интеллектуалы, которые управляли киноискусством. Они поняли, что наряду со СМИ это оружие имеет значительное влияние на общественность.

Первое объединение кинематографистов движения ФАТХ было основано в 1968 году. Это стало возможным только вследствие уже накопленного кинематографического опыта и в контексте понимания того факта, что важные события жизни страны должны были быть записаны и сохранены. Молодые режиссеры поняли также, что пора начать создание первого отдела кинематографа в Палестине. И несмотря на то, что у них не было достаточно денег и персонала для съемок фильмов, они все равно находили выход, просили операторов иорданского телевидения помочь им.

В 1968 году также появился первый палестинский фильм про движении ФАТХ. Он носил название «Не для мирного решения». В создании фильма принимали участие режиссеры Мустафа Абу Али и Сулафа Мирсал. А в 1970 году появился фильм «Кровь», который рассказывает о событиях, произошедших в сентябре 1970 года в Иордании.

После палестинской революции все офисы движения ФАТХ, в том числе и кинопроизводство, переехали из Иордании в Ливан. Там было снято много фильмов. Например, «Палестинская ночь», «Куфер Шуба», режиссер этих фильм Самир Нимр. Также фильм «Палестина в глазах» режиссера Мустафы Абу Али. Все эти фильмы были выпущены информационной службой ФАТХ.

Директор Мустафа Абу Али был первым, кто в 1972 году поднял вопрос об объединении усилий всех режиссеров палестинцев в государственном учреждении кино. Это было бы перспективно, однако осуществить проект не удалось, так как режиссеры состояли в разных политических партиях, из-за чего у них были разногласия.

Палестинское кино с момента его создания в начале 70-х гг. прошлого века и до сионистского вторжения в Ливан в 1982-м, сделало большой шаг на встречу прогрессу. Однако путь этот не был простым и по-прежнему очень сильно зависел от конфликтов и вооруженных действий. Так, во время сионистского вторжения в 1978 году на юге Ливана погибли два оператора – Абдель Хафез аль Асмер и Мотиа Ибрагим. Погибли, снимая боевые действия.

После того как закончилось вторжение, режиссер Мустафа Абу Али снял несколько документальных фильмов и начал формировать замысел первого художественного фильма. Он выбрал историю писателя Рашада Абу Рашада «Дни любви и смерти», которая рассказывала о событиях 1948 года в Палестине. Производство художественного фильма с одноименным названием было согласовано с Алжиром.

Еще одна попытка для создания художественного фильма в Палестине была предпринята режиссером Галибом Шаата. Это должен был быть фильм по мотивам произведения Тауфика Файяда. Но обстоятельства, которые имели место в Ливане, и война, которая бушевала в конце семидесятых годов, привели к провалу проекта.

В восьмидесятые годы был завершен первый художественный фильм под названием «Возвращение в Хайфу» по произведению писателя-мученика Гассана Канафани. Режиссером фильма стал Касим аль Ираки. Этот опыт, к сожалению, был омрачён массой ошибок. Фильм был слишком затянут и далек от жизни и убеждений народа.

Режиссер Хани в 1972 году снял фильм под названием «Молодежный лагерь». Этот фильм дал ему толчок к съемкам следующего фильма «Огонь и Память».

Наряду с Хани интерес к документальным фильмам был у режиссера Исмаила Шамута, который снял знаменитую «Дорогу в Палестину». Также иракский режиссер Кайс аль-Зубайди создал картину «Далеко от дома», основанную на рассказах детей, переживших войну.

С конца семидесятых годов Кайс аль-Зубайди вступил в отдел культуры и информации и создал много документальных фильмов. Например, «Голос Иерусалима», «Анти-блокада» и «Родина колючей проволоки». В 1984 г. он представил свой шедевр – «Журнал палестинского народа», – куда входила вся документация о Палестине, которую он собрал из архивов многих стран Европы: из Франции, Англии, ФРГ, России.

Руководитель технического отдела Рафик Хаджар принял участие в съемках нескольких фильмов, таких как «Комбинированное оружие», «Дорога» (1973 г.), «Май в Палестине» (1974 г.), «Родился в Палестине», «Новости Тель-Заатар» (1975 г.)

Среди наиболее важных произведений, созданных отделом фильмов политической партии «Народный фронт», можно выделить фильмы «Холодная река» Гассана Канафани, «Не будет молчать оружие», «Мы сажаем розы, мы носим оружие», «Наши маленькие дома», «Доброе утро, Бейрут» и «На пути к революции» от режиссера Фуада Зантуута.

Такая картина развития неигрового кино в Палестине позволяет заметить сильнейшее влияние крупных политических событий на формирование самого духа палестинского кинематографа, который никогда не воспринимался как только средство развлечения, а всегда был и остается мощнейшим оружием в формировании духа нации.

Вот что писал о киноискусстве журнал «Ас-Саура»: «Одна из трудностей палестинского кино – отсутствие единства киноотделов всех организаций. Как известно, кинопроизводству требуется сильная материально-техническая база, чтобы лучше выполнять задачи, поставленные перед палестинским кино. Разъединение приводит к распылению сил»

«Ас-Саура» писала через год: «единство, которое так долго искали палестинские кинематографисты и так долго не могли достичь по тем или иным причинам, в какой-то мере все же было достигнуто».

Рецензенты:

Тулупов В.В., д.ф.н., профессор, декан факультета журналистики, зав. кафедрой «Реклама и дизайн», г. Воронеж;

Шестерина А.М., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой ТВ и РВ, г. Воронеж.

Работа поступила в редакцию 30.12.2013.